Цели:
а) коррекционно-образовательные:
− закрепление правильного произношения звука З в слогах, словах, предложениях;
− закрепление умения определять место звука в слове, составлять звуковую схему слова;
− закрепление умения деления слов на слоги;
− закрепление умения составления схемы слов, предложений;
б) коррекционно-развивающие:
− развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;
− развитие мелкой моторики;
− развитие артикуляционной и мимической мускулатуры.
в) коррекционно-воспитательные:
− формирование положительной мотивации к учебной деятельности.
Ход занятия:
- Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами посоревнуемся!
— Первым на своё место сядет тот, кто назовёт слово, начинающееся на любой гласный звук.
2. Сообщение цели занятия.
— Послушайте присказку: «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была или жил-был…».… Знаете, я забыла, про кого присказка. Помогите, пожалуйста, мне вспомнить, вот у меня и подсказка есть. Посмотрите, здесь написано, про кого присказка. Но все буквы заблудились. Расставьте все буквы по порядку, и мы прочитаем, как зовут сказочного персонажа! (ЗОЛУШКА) (Приложение 1)
— Правильно, теперь я вспомнила, про кого была моя присказка. «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была Золушка»
Логопед вывешивает иллюстрацию к сказке« Золушка ».(иллюстрация « Золушка в грязном платье» )
— Загрустила Золушка, все уехали на бал в сказочный Замок, а Золушке задали много заданий.
3. Упражнения на развитие мимических мышц и артикуляционной моторики
— Сначала Золушка удивилась, изобразите удивление и произнесите звук «У». Потом Золушка огорчилась, произнесите звук «О». А потом «Золушка» придумала, как попасть на бал, и обрадовалась (изобразить радость и произнести звук «А»).
— Очень хочется Золушке поехать на бал, поможем ей выполнить задания? Царство загадочное, поэтому задания необычные!
- Изолированное произнесение звука З, характеристика звука.
— Назовите первый звук в слове Золушка. Сегодня мы с вами повторим звук З.
— Произнесите звук «З» — громко, тихо.
— Дайте характеристику звуку «З» (звук «З» согласный, звонкий, твердый, обозначается фишкой синего цвета)
- Произношение звуков в слогах.
— Чтобы Золушке выйти из дома надо открыть замок, с помощью волшебного заклинания. Встаньте со своих мест.
Игра с мячом «Собери слог»
— Поймайте звуки «З», «А». Какой слог вернете? (ЗА) (аналогично — зо, зу, зы)
— Назовите, первый звук в слоге «ЗУ»? («З), второй? («У») (аналогично за, зо, зы)
— Поймайте твердый слог, верните мне мягкий? (за — зя, зо — зё, зу — зю, зы — зи)
— А теперь поймайте и повторите волшебное заклинание:
за-зо-зу-зы
зо-зу-за-зы
зу-зы-за-зо
зы-за-зо-зу
— Молодцы! Замок открылся!
Чтобы выполнить следующие задания, приглашаю вас сесть за стол.
- Произнесение звука в словах, определение его позиции.
— Вышла Золушка из дома, а на поляне увидела зайца, зонт и Незнайку . (Приложение 2)
— Определите, где находится звук «З» в названии картинок, и закрасьте соответствующее окошечко в схеме.
- Физминутка «Зайки»
Сели зайки на пеньки, (приседание)
Оттянули вниз носки, (опустили кисти рук)
Спины чуть прогнули (выпрямили спину)
И лопатки все сомкнули,
Посмотрите на зайчат, (повороты головой в стороны)
Как красиво все сидят.
Руки в стороны подняли
И наклоны делать стали. (наклоны в стороны).
- Произнесение звука в словах, составление звуковой схемы слова.
— Пошла Золушка дальше, возле замка газон с цветами. На газоне растут волшебные ромашки. Прочитайте, что написано на ромашках (слоги КО, ЗА)
— Напечатайте слоги КО, ЗА ( Приложение 3)
— Подошла Золушка к забору, а возле забора увидела…, давайте отгадаем кого увидела Золушка. Составьте слово из слогов ко, за. Какое слово у вас получилось? (КОЗА). Сколько слогов в слове КОЗА? (два) Какой первый слог в слове КОЗА, какой второй. Напечатайте слово КОЗА ( Приложение 4)
— Послушайте, какой слог я произношу с большей силой? (второй) Поставьте ударение в слове КОЗА.
— Чтобы коза пропустила Золушку дальше, нужно составить звуковую схему этого слова.
— Какой первый звук? Кружочком какого цвета вы его обозначите? (и т. д.)
— Сколько всего звуков в слове КОЗА? Сколько гласных, сколько согласных? Как вы догадались?
- Пальчиковая гимнастика (выполнение движений по тексту)
«Замок»
На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли.
9. Произнесение слов в предложении, составление схем предложения
— Вышла Золушка за забор и увидела Лесную Фею. Золушка попросила Лесную Фею: «Помоги мне, пожалуйста, попасть на бал»
«Конечно, я помогу тебе, — сказала Лесная фея, — но прежде мне нужна твоя помощь! Я получила телеграммы от лесных жителей, но злая кикимора перепутала все слова в предложениях! Помогите словам вернуться на свои места: подружи их и произнеси предложения правильно» (Приложение)
Уши, зайцу, у, длинные
— Составьте схему предложения.
Боится лисы волка заяц и
Логопед вывешивает иллюстрацию к сказке« Золушка »(иллюстрация « Золушка в бальном платье» )
— Ребята, посмотрите, старое платье Золушки уже превратилось в красивое платье для бала. Ребята, скажите, платье для бала какое? (бальное)
10. Итог занятия:
— Как вы думаете, смогли мы помочь Золушке?
— Вот закончилось наше приключение. Интересно вам было? Давайте вспомним, какие трудности вы преодолевали. Молодцы!
— Золушка благодарит вас за помощь!
Приложение: 1
Ш |
Л |
О |
У |
К |
А |
З |
5 |
3 |
2 |
4 |
6 |
7 |
1 |
Приложение: 2
Приложение: 3
Приложение: 4
Приложение 5:
Литература:
1. Гомзяк. О. С. Говорим правильно в 6–7 лет. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе: Изд-во Гном, 2014г