Специфика определения видов продуктивности в структуре формирования культуры самостоятельной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шварцкопф, Е. Ю. Специфика определения видов продуктивности в структуре формирования культуры самостоятельной работы / Е. Ю. Шварцкопф, А. И. Платоненко, О. А. Козырева, Т. В. Киселёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 414-418. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6072/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современной педагогике в структуре рассмотрения феномена на определенной ступени его функционирования появляется необходимость выделения и классифицирования его видов. Можно рассмотреть феномен культура самостоятельной работы (КСР) педагога с позиции выделения трёх критериев сформированности КСР педагога: личностного (Л), социального (С), профессионального (П). Типология сформированности КСР в таком контексте может быть построена по формуле количества сочетаний 2n, где n=3, т. е. 8 элементов в классификации. Первый нами выделенный тип сформированности КСР педагога — это «ребенок». Логическая формула представления сформированности КСР «ребенка» — . Это значит, что нет самостоятельного, креативного, продуктивного, здоровьесберегающего, устойчивого, гибкого и пр. интереса, мотива, цели, начала и т. д. в структуре ведущей деятельности (игра, учение, труд) и общении. У педагога-«ребенка» все задачи и вопросы всегда ограничены или одним учебником, или учебником и задачником, он пассивен в выборе средств, методов и технологий воспитания, обучения и педагогического взаимодействия. Из любого типа сформированности КСР педагога в негативных условиях развития и взаимодействия можно перейти к типу «ребенок», в таком случае у личности педагога присутствует синдром усталости и, как следствие, связанных с ней непродуктивность, несостоятельностью, болезненностью, некреативностью, негибкостью и пр. неразвитых или деформированных качеств личности педагога. Тип «ребенок» имеет в максимальном своем рационе — объектный уровень/тип сформированности КСР педагога.
Второй нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «эгоист». Логическая формула представления сформированности КСР «эгоиста» — . Исходя из формулы — мы видим, что «эгоист» развивается в личностном направлении сформированности КСР педагога. Т. е. внутренний потенциал личности прирастает согласно законам диалектики пропорционально сделанной работе (использование разнообразных средств фиксации информации и моделирования) — закон перехода нового количества в новое качество; выявленным, осознанным и принятым мотивам труда (деньги, власть, уважение, слава и пр.) — закон единства и борьбы противоположностей; нахождения новых перспектив саморазвития, самосовершенствования и самореализации (переход к социальному и профессиональному направлению сформированности КСР) — закон отрицания-отрицания. Итак, «эгоист», создавая блага, потребляя информацию и другие плоды культуры, насытившись, ситуативно обусловлено переходит на другие направления сформированности КСР педагога — социальный и профессиональный. Рекомендации по развитию истинного «эгоиста» (не деформированного). Необходимо создать условия для интеллектуального, эмоционального, продуктивного насыщения и расширения видов и богатства моделей преобразования объективного в объектном и субъектном пространстве, создания условий для получения морального и материального удовлетворения от качественной, продуктивной работы в социальном и профессиональном ракурсе формирования КСР.
Третий нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «исполнитель», его бы, конечно, надо было бы назвать «приспособленцем», но мы будем лояльны к недостаткам этого типа. Итак, логическая формула «исполнителя» — . Из формулы видно, что данный человек хорошо развит в социальном плане/типе сформированности КСР педагога, т. е. его хорошо принимает социальная среда, т. к. он легко вписывается в условия и нормы микро-, мезо-, макро- и мегапространства и легко идет на изменения в них, иногда выступая инициатором данных преобразований. В педагогическом плане — это всевозможная общественная работа, сводимая должностными и не должностными обязанностями к получению различных эффектов и результатов, например, — одобрения, психоэмоционального комфорта, поиска, самоутверждения, декларации благ и достоинств, фасилитации, социализации, адаптации и пр. других субъектов социокультурного пространства в рамках общения, ведущей деятельности и хобби. Рекомендации по развитию истинного «исполнителя» (не деформированного) сводятся нами к созданию условий для формирования двух других составляющих сформированности КСР педагога — профессионального и личностного. Это достигается различными формами, методами, приемами, средствами и технологиями формирования КСР педагога.
Четвертый нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «трудоголик». Логическая формула представления сформированности КСР «трудоголика» — . Это означает, что вся энергия данного типа расходуется в профессиональном плане, не взирая на собственные нужды и нужды общества (в том числе и семья), «трудоголик» создает и реализует условия для самореализации, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения и пр. в своей профессии, т. е. педагог целиком и полностью отдает себя детям, создавая новые продукты и внедряя (в конечном счете) их в практику воспитательно-образовательной среды и культурно-исторического пространства. Рекомендации по развитию истинного «трудоголика» (не деформированного) сводятся нами к определению перспектив саморазвития, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия и реализации гуманных основ сотрудничества и сотворчества, ведь жизнь не заканчивается одной профессиональной деятельностью — вокруг есть другие люди (люди все разные), культура, искусство, спорт и пр.
Три типа сформированности КСР педагога — «эгоист», «исполнитель», «трудоголик» относятся к индивидуальному уровню/типу формирования КСР педагога.
Пятый нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «альтруист». Логическая формула представления сформированности КСР «альтруиста» — . Тип «альтруист» всю свою энергию направляет на решение социальных и профессиональных противоречий, проблем, дилемм, задач и условий, забывая о себе, иногда даже личностном развитии, самосовершенствовании и самореализации. Рекомендации по развитию истинного и деформированного «альтруиста» нами сводятся к созданию ситуативно обусловленных условий акцентуации субъекта/личности на собственном арсенале средств, методов, форм, условий, качеств, достижений, технологий формирования и сформированности КСР.
Шестой нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «пацифист». Логическая формула представления сформированности КСР «пацифиста» — . Все конфликты данного типа сформированности КСР педагога лежат в области социальных отношений (вероятно, это из-за не достойного развития, осознания и использования моделей социальных отношений и преобразования, хотя может быть и из-за не соответствия уровней интеллектуального развития данного субъекта и его биологического возраста, т. е. интеллект выше среднего социального). Педагог-«пацифист» всегда считает своим долгом создать условия или вне условий обеспечить обучающихся ЗУН-ами и компетенциями, не взирая ни на индивидуальные особенности, ни на новые стандарты и условия труда, ни на критичность своей позиции и адаптированность идей к условиям взаимодействия. В результате высшей квалификации работник теряет смысл своего труда — обучающихся, т. к. уровень его ЗУН-ов высок, а у обучающихся (за редким исключением) не развиты способности психолого-педагогического состава — они уходят от педагога к другим более лояльным или социально-направленным, но с менее высоким уровнем сформированных компетенций. Рекомендации по развитию истинного (не деформированного) «пацифиста» нами сводятся на акцентировании внимания социальных проблем у субъектов воспитательно-образовательной среды. А также на изучении новых методов, средств, условий, тактик, технологий формирования КСР педагога.
Седьмой нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «активист». Логическая формула представления сформированности КСР «активиста» — . Все особенности деятельности данного типа лежат в поле социальных отношений и личностного саморазвития, самосовершенствования и самореализации, профессионализм остается за полем внимания данного типа сформированности КСР. Педагоги такого типа зачастую преподаваемый предмет ведут так, что любимая фраза «если Вам это будет необходимо в дальнейшей жизни — Вы это потом и изучите, а пока необходимо жить полной, позитивной жизнью — ходить в театр, кино, посещать музеи и пр».. В какой-то степени они правы, но А. В. Суворов отмечал, что — тяжело в ученье, — легко в бою. Стоит задуматься, кто из них прав. Рекомендации по развитию истинного «активиста» — создание условий, в которых профессия и профессионализм, действительно, будет настоящим результатом всех преобразований личностного и социального генеза, а человек будет получать удовлетворение от продуктов его деятельности, приносящих пользу не только ему самому, а обществу в целом.
Три типа сформированности КСР педагога — тип «альтруиста», «пацифиста», «активиста» относятся к субъектному уровню/типу формирования КСР педагога.
Восьмой нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «взрослый». Логическая формула представления сформированности КСР «взрослого» — . Данный тип сформированности КСР — предел саморазвития, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия.
Деформации социального, личностного и профессионального уровня — следствие некачественных условий проживания и труда, низкой общей культуры, не соблюдение законов и моральных норм, отсутствие контроля в качестве жизни, труда и общения.
Результатом воспитания субъекта общества является воспитанность как характеристика его внутреннего мира, выявляемая в поведении и отношениях с живой и неживой природой, свидетельствующих о наличии сформированности или отсутствии определенных способов, моделей преобразования объективной реальности, самоопределения и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации согласно канонам гуманизма, определяющих человека, его жизнь как высшую ценность, неповторимую уникальность. В связи с этим можно выделить различные показатели сформированности КСР педагога.
Можно выделить в полисистемном ракурсе рассмотрения и другую типологию сформированности КСР педагога: 1) исполнитель (первый или низкий уровень сформированности КСР); 2) обучающийся (второй или средний уровень сформированности КСР); 3) работник (третий или высокий уровень сформированности КСР); 4) мастер (четвертый или профессиональный уровень сформированности КСР). Данная типология напрямую связана с уровнями сформированности КСР — объектный, индивидуальный, субъектный и личностный. Кроме того, полисистемный подход подразумевает, что не одна типология сформированности КСР педагога может лежать в исследовании того или иного феномена, — так каждая система ценностей, педагогическая технология, методы формирования творческих способностей и культуры самостоятельной работы могут быть вариативно представлены разными типологиями и приоритетами, последовательностями и совокупностями, личностно и профессионально учитывающими специфику организуемой и реконструируемой деятельности, предопределяющей становление личности в толерантном, гуманном пространстве в микро-, мезо-, макро- и мегасредах. Выделенные грани исследуемого феномена могут в полисистемном подходе в структуре гуманистического начала построения преобразований всех процессов, связанных с человеком и его образованием, социализацией, самореализацией, самосовершенствованием, саморазвитием, взаимодействием, самоопределением и прочих категориально-процессуальных характеристик современного педагогического знания, быть связанными вариативными или комплексными дополняющими существующее знание в современной науке. В истории педагогики — в биографии Сервантеса был факт, который он описал в моделях в своем произведении «Дон Кихот», впоследствии В. Франкл в работе «Человек в поисках смысла» отражает психологические грани данного явления, характеризует поведение человека в экстремальных условиях и объясняет особенности сублимации и способы преодоления ее последствий. В полисистемном подходе процесс формирования КСР педагога и его результат могут проходить не один этап преобразований, связанных с различными виктимными особенностями жизнедеятельности человека. Например, программист, получивший заключение медицинского учреждения о значительном повышении количества лейкоцитов в крови (лейкемия или рак крови), вынужден проходить лечение и не быть связанным с компьютером. Любая другая работа и процесс самообразования и самореализации в контексте формирования личности и КСР как вектора построения модели познания и преобразования объективной реальности будет проходить 4 этапа (объектный, индивидуальный, субъектный и личностный), может быть представлен в типологии сформированности КСР (исполнитель, обучающийся, работник, мастер), определен в использовании технологий, методов, форм, средств формирования КСР педагога.
Рассмотрим виды продуктивности и сформированность КСР педагога (табл. 1).
Культурологический компонент сформированности КСР педагога определяется тремя критериями ее сформированности — личностным, социальным и профессиональным.
Личностный критерий отражает способность личности и ее возможности по включению в микро-, мезо-, макро- и мегавзаимодействие, обусловленных общественным, досуговым и профессиональным укладом жизни, создающих предпосылки для саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
Личностный критерий определяется в системе продуктивного общения на четырех уровнях — детском, ученическом, студенческом и профессионально-педагогическом. Показатель продуктивности детского типа обусловлен объективными потребностями неустанно развивающейся и формирующейся личности в первичном познании чего-либо, т. е. на начальных этапах изучения или включения личности в какие-либо отношения проявляется данный тип продуктивности. Продуктивность детского типа осуществляется в согласованной последовательности использования средств фиксации информации, т. е. объектный уровень (первый уровень сформированности КСР педагога) реализует свои идей в поле общения и современных коммуникаций, где педагог общается с субъектами культуры, деятельности, общения на позиции, находящейся ниже, чем те, с кем он общается. Общение и взаимодействие данной продуктивной активности является частью культуры, трансформирующей социальный опыт в полисубъектных отношениях и субъект-объектных преобразованиях. Ученический уровень продуктивности определятся в общении способностью моделировать новое, что в какой-то степени бывает принято обществом на краткосрочный период. Ценность создаваемых продуктов обусловлена тремя ориентирами — личностным (самому человеку необходим данный продукт, например, конспект лекций), социальным (обществу необходим продукт, например, чтобы конспекты у студентов были достойного качества; чем выше качество конспектов — тем выше качество дальнейшего образования данной личности), профессиональном (каждая профессия имеет квалификации и разряды, чем выше разряд и квалификация у субъекта труда и чем больше таких субъектов — тем выше уровень благополучия в обществе, его состоятельности и реализации идей гуманизма и толерантности).

Таблица 1

Виды продуктивности и сформированность КСР педагога

Компоненты сформированности КСР педагога

Критерии сформированности КСР

Показатели сформированности КСР педагога

Методы диагностики сформированности КСР педагога

Акмеологический компонент

Личностный

Продуктивность
  • детская
  • ученическая
  • студенческая
  • профессионально-педагогическая
  • Профессионально-педагогический кейс
  • Дневник пед. наблюдений
  • Моделирование.
  • Научные, научно-практические конференции и пр.

Культурологический компонент

Социальный

  • Самопрезентации («Я-профессионал)
  • Профессионально-педагогический кейс
  • Характеристика студента по итогам педагогической практики.
  • Социальные проекты и пр.

Деятельностный компонент

Профессиональный

  • Наблюдение и самонаблюдение.
  • Дневник педагогической практики.
  • Карта оценки и самооценки студента
  • Метод проектов.
  • Профессионально-педагогический кейс

Студенческая продуктивность характеризуется тем, что общение педагога осуществляется в неустанном поиске оптимальных условий и средств самовыражения и самореализации. Такой педагог готовится к каждому занятию, к каждой встрече с активной жизненной позицией, утверждающей идею всеобщего обучения и самообучения. На следующей ступени реализации личностной продуктивности данный вид сменяется множественными моделями готовых личностных секретов общения и взаимодействия, которые пополняются новыми только в том случае, если в них есть какой-либо смысл и практика.
Социальный критерий культурологического компонента сформированности КСР педагога определятся общественным характером отношений в микро-, мезо-, макро- и мегасредах. Общество ставит свои цели, выделяет определенные приоритеты и стимулирует активность всех субъектов в различных направлениях деятельности. Продуктивность четырех типов — детская, ученическая, студенческая, профессионально-педагогическая раскрывается в продукте как востребованность его в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Микромасштаб характерен в пределе доступен детской продуктивности, мезомасштаб — ученической и студенческой, макро- и мегамасшаб — профессионально-педагогической.
Профессиональный критерий культурологического компонента сформированности КСР педагога определятся различными нормативными документами и неписанными правилами педагогами, сводящейся к профессионально-педагогической этике. Продуктивность четырех типов — детская, ученическая, студенческая, профессионально-педагогическая раскрывается в продукте как востребованность его в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах в рамках данной профессии. Все педагогические средства в широком смысле данного феномена являются продуктами культуры, общества и педагогической профессии. Качество данных продуктов обусловлено материальными затратами, уровнем общей и профессиональной культуры педагога, микро-, мезо-, макро- и мегасредовыми предпочтениями. В этнопедагогике данное явление можно проиллюстрировать пословицами — «Один любим арбуз, а другой — свиной хрящик», «На вкус и цвет товарища нет» и пр. Детская продуктивность профессионального критерия сформированности КСР представляет собой первичное новообразование у личности, включенной в интеллектуальную деятельность, овладевающей совокупностью средств фиксации информации, реализующейся через совокупность технологий формирования КСР, использующих методы, формы, принципы современного обучения. Данный продукт закладывает фундамент для дальнейшей деятельности и общения. Ученическая продуктивность характеризуется авторскими продуктами педагогов, которые в какой-то степени позволяют решать поставленные задачи обучения. Студенческая продуктивность профессионального критерия сформированности КСР отмечается многоплановым поиском моделирования и апробации данных моделей в профессионально-педагогической практике. Профессионально-педагогическая продуктивность профессионального критерия сформированности КСР — высшая ступень — кладезь педагога-профессионала. Это могут быть и научные труды, и неопубликованные рукописи, и воспоминания о данном педагоге, и архивные материалы, и музейные экспонаты, и все то, что оставил или продолжает оставлять данный педагог в процессе своего нелегкого труда. Т. е. это культурно-историческая копилка педагога.
Акмеологический компонент сформированности КСР педагога определяется тремя критериями ее сформированности — личностным, социальным и профессиональным. В рамках каждого критерия отмечается наивысшее достижение. Продуктивность всех четырёх типов — детская, ученическая, студенческая, профессионально-педагогическая определяются вершиной достижений.
Деятельностный компонент сформированности КСР педагога определяется тремя критериями ее сформированности — личностным, социальным и профессиональным. Деятельность педагога обусловлена сформированностью структур личности, общественным характером педагогической профессии и профессиональным ростом, самореализацией педагога в поле своих профессиональных интересов, мотивов, предпочтений, квалификации и прочих особенностей и возможностей профессионально-педагогической деятельности и, как следствие, продуктов труда. Продуктивность всех четырёх типов — детская, ученическая, студенческая, профессионально-педагогическая определяются вершиной достижений в рамках определяемых профессией ценностей, целей, систем принципов и условий профессионально-педагогического взаимодействия.

Литература:
  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография / О. А. Козырева. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. — 410 с. — ISBN 978–5–7148–0346–8.

1

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, выделенный тип, логическая формула представления, тип, культурологический компонент, профессиональный критерий, самореализация, профессионально-педагогический кейс, создание условий, технология формирования.


Похожие статьи

Проблема, сущность и особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога

Социокультурные факторы дифференциации содержания форм и методов социальной работы

Полисистемный подход и возможность формирования культуры самостоятельной работы педагога

Функции формирования культуры самостоятельной работы педагога и моделирование определений категории «воспитание»

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Понятие и роль производственного потенциала в стратегическом развитии организации

Значение организационного обучения в процессе развития организации

Взаимодействие инкультурации и социализации в процессе формирования ценностного отношения к родному языку

Основные факторы и направления в социально-психологической теории правового и морального самосознания

Некоторые педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы в контексте в контексте объективности, субъектности и субъективности

Похожие статьи

Проблема, сущность и особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога

Социокультурные факторы дифференциации содержания форм и методов социальной работы

Полисистемный подход и возможность формирования культуры самостоятельной работы педагога

Функции формирования культуры самостоятельной работы педагога и моделирование определений категории «воспитание»

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Понятие и роль производственного потенциала в стратегическом развитии организации

Значение организационного обучения в процессе развития организации

Взаимодействие инкультурации и социализации в процессе формирования ценностного отношения к родному языку

Основные факторы и направления в социально-психологической теории правового и морального самосознания

Некоторые педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы в контексте в контексте объективности, субъектности и субъективности

Задать вопрос