Деятельность — взаимодействие человека или группы и мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. По своей сущности деятельность высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. /3/
Необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчеркивали в своих работах Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний, поиску закономерностей.
Г. С. Альтшуллер писал, что творческие способности — это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора человека.
Одним из первых сторонников метода открытия или исследования как основа обучения детей является Я. Коменский. Особая важность метода исследования в обучении подчеркивалась отечественными педагогами и психологами начала ХХ века, занимавшимися проблемой реформы «старой школы» в России. Но самым пламенным защитником и пропагандистом активных методов обучения, в основе которых лежит исследовательский метод, был В. П. Вахтеров. И сегодня очень актуально звучат его слова о том, что «образован не тот, кто много знает, а то, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания» /1,с. 145/. Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников — умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы, важность умения пользоваться приемами научного исследования хотя бы и в самой элементарной форме. Для того, чтобы школьник овладел этими умениями необходимо использование исследовательского метода преподавания. Согласно определению, данному в Российской педагогической энциклопедии (М., 1993) исследовательский метод обучения есть «организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлеченности учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия. Однако отсутствие достаточно теоретической базы привело к одностороннему развитию исследовательского метода, признанию его подчас единственным универсальным методом обучения в 20-х годов. Многие ошибки проистекали от некритического применения метода проектов комплексной системы обучения и другие. Увлекаясь внешней активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, преувеличивалось значение индукции в усвоении знаний, не уделялась внимания усвоению теории, формированию системы обобщенных понятий. Крайние увлечения исследовательского метода были устранены в1931–32, но вопреки научным рекомендациям о целесообразности сохранения исследовательского метода привели к замене его в практике школы методами информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся. В конце 50-х годов усилилось внимание исследователей к активизации познавательной деятельности учащихся (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин), в начале 60- годов в условиях НТР общественной потребности в интеллектуальном потенциале идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие. При реализации исследовательского метода у учащихся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы. /2/
Цель этого метода — «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, какой переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения /1, с.149/. Репродуктивный метод был и остается наилучшим методом для подготовки к экзамену. «На этом методе основаны приемы, рассчитанные на скорое натаскивание или выгонку учеников к экзамену, на пассивное восприятие механическим путем возможно большего количества сведений, на быстрое запоминание готовых выводов, решений, правил и формул, на усвоение слов, слов и слов, на быструю дрессировку учащихся»,- писал Вахтеров В. П. /1, с.150/. Использование же исследовательского метода в обучении требует от учителя значительно больше усилий, временных затрат на подготовку к уроку, знаний и умений. Чтобы руководить детьми в процессе открытия ими закономерностей окружающего мира, от учителя требуется такие сведения и умения, каких он в большинстве случаев не имеет: «чтобы с успехом пользоваться исследовательским методом, надо кроме предмета знать еще и детей, их силы и способности, а главное — необходимо умение руководить самостоятельными работами детей» /1, с.159/.
Рассматривая два противоположных метода обучения, мы неизбежно возвращаемся к вопросу о целях обучения. Никто не спорит, что ученику нужны знания, но нужен и навык к правильному мышлению. Что мы ставим во главу угла — приобретение знаний или развитое мышление и определяет в конечном итоге то, какому методу будет отдаваться предпочтение, и как они будут сочетаться друг с другом в процессе преподавания. И мы, спустя восемь десятилетий, вынуждены вновь напомнить слова Вахтерова В. П. о том, что «многое из того, что усваивает ученик, забывается, но зато остается привычка определенным образом работать над материалом. Стало быть, ценны не одни знания, а прежде всего способы, какими они разрабатываются» /1, с. 155/.
Исследование чаще всего зарождается на уроке, но естественно выходит за ограниченные временем и пространством рамки. В развитии исследовательской культуры учащихся главное — научить детей думать.
Исследование — это процесс, когда мы вместе с ребенком находим взаимосвязи между знаниями преподавателя и ребенка, строим логическую цепь мышления в рамках своего предмета.
На уроках русского языка мной используются различные типы исследовательских заданий: задания на анализ материала, поиск языковых фактов и в результате — ответ на проблемный вопрос; закрепительные задания с выходом на новую информацию, на дискуссию, на закономерность, на классификацию.
Приведу пример. На уроке в 6 классе при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы» было предложено ученикам проанализировать таблицу спряжений двух глаголов «хотеть» и «бежать». Ученики, опираясь на имеющиеся знания о спряжении глаголов, сделали вывод самостоятельно, что данные глаголы спрягаются по-разному и поэтому их можно назвать разноспрягаемыми.
Это маленькое самостоятельное исследование является началом для более серьезной мыслительной деятельности.
Другой пример. На уроке дается задание провести определенное микроисследование: на определение сходства и различий между причастием и прилагательным или между деепричастием и глаголом.
Задания такого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений:1) работать с научно-популярной литературой и справочниками; 2) делать выводы; 3) составлять текст.
Полезно для учащихся самостоятельное составление вопросов и заданий, связанных с языковым материалом. Такая работа может быть предложена как при проверке домашнего задания, так и на других этапах урока.
Пробуждая учащихся к самостоятельной постановке вопросов к тексту, сначала надо познакомить их с тем, как это делается. Например, на одном из первых уроков в 7 классе учитель записывает предложение из упражнения учебника, объяснив цель деятельности, предлагает разнообразные вопросы и задания, а учащиеся их выполняют устно и (выборочно) письменно:
Какая это языковая единица? (Предложение.)
Докажите, что это предложение.
Найдите грамматическую основу и слова, в которых есть орфограммы, и объясните их правописание.
Назовите известные вам части речи в этом предложении и придумайте предложение с таким же строением.
В дальнейшем учащиеся освоят этот вид деятельности и научатся задавать вопросы по тексту.
Успешной организации исследовательской деятельности на уроке способствует и удачный выбор самой формы урока. Например, урок — путешествие. Путешествия в Страну Лексикологии (обобщающее повторение раздела «Лексика и фразеология» в 6 классе, путешествие знатоков русского языка в Страну экономических терминов (10 класс) и ряд других «путешествий».
Можно назвать целый ряд других форм урока, на которых успешно организуется исследовательская деятельность учащихся: интегрированный урок, урок — конференция, урок — круглый стол, игровые формы урока и другие.
Разнообразие форм урока, использование сочетания различных методов обучения, в том числе проблемно — исследовательских, способствуют приобщению учащихся к исследовательскому типу мышления.
Старшеклассники отваживаются на более сложные темы для исследования. Например, одна из моих одиннадцатиклассниц выполнив исследовательскую работу «О фразеологических единицах в рассказе А. Шолохова «Судьба человека», стала дипломантом районной научно-практической конференции учащихся.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности способствует развитию их творческих способностей и в целом развитию познавательного интереса к изучению предмета. Исследовательский метод способствует достижению оптимальных результатов обучения. Однако он не охватывает весь процесс обучения. В повседневной работе мы сталкиваемся с разным уровнем подготовки детей. Для того чтобы «зажечь» каждого, приходится учитывать множество факторов, варьировать формы, более тщательно продумывать содержание и структуру урока. И тогда, в ответ на эти усилия, ребята становятся более внимательными и любознательными на уроках, у многих появляются вопросы, с которыми они обращаются к учителю, а главное, у них постепенно воспитывается любовь к русскому языку и литературе и в результате формируются более глубокие знания по предмету.
Литература:
Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М.:Педагогика,1987.
Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
Назмутдинов В. Я., Якубова Л. М., Андрейченко А. Г. Педагогическая азбука.-Казань, 1998.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Учитель. 2005.