Профилактическое направление в стоматологии заслуживает особого внимания, так как усиление внимания о причинах возникновения и развития основных стоматологических заболеваний позволяет предупреждать и способствовать значительному их снижению [1]. Высокая распространенность кариеса зубов в детском возрасте ведет к поиску решения имеющихся проблем в современном обществе. На современном этапе развития стоматологии выделяют три группы методов профилактики основных стоматологических заболеваний: коммунальные, групповые и индивидуальные. Независимо от этого, обязательным компонентом любых профилактических программ должна быть санитарно-просветительная работа и гигиеническое обучение различных групп населения [2].
За период 2010–2012 гг. нами разработан и апробирован методический комплекс мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению гигиене полости рта среди детей младшего школьного возраста. Мероприятие представляет собой игровую форму беседы с ребятами в рамках классного часа, длительностью 40–45 минут. Беседа состоит из вступительной части, где в виде «вопросов-ответов», а также статистической информации о количестве зубов среди различных животных формируется заинтересованность слушателей в теме. Далее следует основная часть, в которой рассказывается о строении зуба и зубочелюстного аппарата человека, о его функциях и о причинах возникновения зубных болей. В этой части показываются правильные движения зубной щетки во время чистки зубов и языка с обязательными пояснениями. Заключительная часть беседы проходит в виде викторины, вопросы и игры которой сформированы из материала, рассказанного участникам в основной части беседы. Все части беседы представлены в виде красочного слайд-шоу и раздаточного материала (пазлы, игрушки, брошюры, эмблемки и др.). В методическом комплексе предложено несколько вариантов бесед с использованием различных средств пропаганды знаний о профилактике стоматологических заболеваний.
Комплекс мероприятий использовался в 4 учебно-образовательных учреждениях г.Оренбурга среди учащихся 1–4 классов. Проведено 16 мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению гигиене полости рта. В беседах приняло участие 477 детей в возрасте от 6 до 10 лет. Отмечается высокая активность и заинтересованность со стороны детей во время бесед, почти каждый ребенок поднял руку, изъявив желание в участии, или задал интересующий вопрос. После проведения беседы, дети были проанкетированы по вопросам необходимости проведения подобных бесед, форме изложения материала, а также содержательной части мероприятия. На вопрос, узнал ли каждый ребенок для себя что-то новое о гигиене полости рта и все, что связано с обсуждаемой проблемой. Абсолютное большинство детей (98,9 %) дали положительные ответы, более того 17,9 % детей хотят принять участие в проведение бесед, как организаторы мероприятия. Через неделю, среди родителей 25 % детей, участвовавших в мероприятии, также проведено анкетирование. В 84,2 % родителями-респондентами являлись мамы учащихся начальной школы. Опрашиваемые отметили, что во время утреннего туалета их детей увеличилось время, отводимое на чистку зубов, 54,5 % детей стали интересоваться выбором зубной пасты, причем в 63,4 % были мальчики в возрасте от 6 до 8 лет. Каждый третий ребенок задал вопрос родителям «Когда мы пойдем к стоматологу?» и знают ли они о том, что к стоматолога посещают не только, когда болит зуб. Несмотря на достаточную информированность и доступность информации в вопросах профилактики стоматологических заболеваний, а также с учетом самооценки своих знаний в этих вопросах 91,2 % опрошенных родителей считают необходимыми проведения подобных бесед с ними, 26,2 % родителей считают, что мероприятия должны проводиться совместно с их детьми.
Разработанный нами комплекс может быть использован в разделе профилактической работы врачей-стоматологов и других специалистов медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детскому населению, а также в общеобразовательных учреждениях в рамках профилактических программ различного уровня. Нами планируется дальнейшее совершенствование и расширение методического материала по гигиеническому воспитанию и обучению гигиене полости рта и способствование его внедрения.
Литература:
Терапевтическая стоматология / Под редакцией Е. В. Боровского. — М.: «МИА», 2004. — 840 с.
Методика проведения гигиенического воспитания и обучения населения / О. И. Матчина, В. А. Романов. — Оренбург.: ОрГМА, 2003. — 32 с.