Журнал «Русское богатство» — один из крупнейших ежемесячных журналов второй половины XIX века, который выходил в свет в продолжение более четырех десятилетий с 1875 по 1918 годы и отразил в своей истории сложный, подчас противоречивый путь развития русской общественной мысли в конце XIX — начале XX веков.
В августе 1912 года исполнилось столетие Отечественной войны. Вся Россия, со своим государем Николаем II во главе, чествовала это великое событие русской истории.
Данное событие не мог оставить без внимания передовой журнал «Русское богатство». В 1912 году году в журнале были опубликованы несколько статей, посвященных событиям Отечественной войны.
Проза «Русского богатства» была разнообразной. В целом журнал поддерживал реалистическое направление демократической журналистики. В нем сотрудничали многие писатели-реалисты: Г. И. Успенский, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. И. Куприн, Е. Н. Чириков, Л.Мельшин (П. Ф. Якубович). Публиковались социально-обличительные и бытовые произведения В. И. Дмитриевой, резкие по тону, направленные против деспотических порядков очерки В. А. Табрина, «чукотские» рассказы Н.Тана; зарисовки из быта ссыльных в Сибири, очерки и рассказы о жизни городских ремесленников и обитателей рабочих кварталов С.Елпатьевского. В 90-х годах на страницах журнала печатались К.Баранцевич, О.Шапир, Т.Богданович. О.Ольнем. В 900-х годах в «Русском богатстве» начали сотрудничать А.Серефимович, Н.Олигер, В.Муйжель, К.Тренев, С.Кондурушкин, С.Подъячев. В журнале публиковался В. Г. Короленко. Его основной труд — автобиографический роман «История моего современника» — увидел свет именно в «Русском богатстве».
В публикациях отражались острые бытовые и общественные проблемы современности, обличались политические, военные и административные неудачи царского правительства, обнажались неприглядности армейского быта. Однако ведущее место в прозе «Русского богатства» занимали произведения, в которых отображались трагедии крестьянского быта, где отображались неурожаи, голод, безземелье, разорение крестьянских семей.
В. Г. Короленко, главный редактор журнала «Русское богатство», считал, что народный писатель, изображая любые события или интимные чувства отдельных людей, сумеет осветить их с общественной точки зрения, вскрыть общественный смысл события, показать, как проявления интимной жизни определяются характером жизни общественной. Короленко видел в журнале «большой рупор для обличения зла» [1, 185]. Именно журналистика дает возможность рассмотреть творчество писателей в сложном идейно-политическом контексте эпохи [2, 6]. Писатель, сотрудничающий в журнале, разрабатывает коммуникативную стратегию, что проявляется в отборе фактов, разработке авторской позиции, в жанрово-стилевой организации произведения. В целом стратегия имеет в своем ядре намерение достичь взаимопонимание с адресатом, т. е. коммуникативного эффекта. Таким образом, художественная литература, функционирующая в системе СМИ, в частности, в журнале, объективно отражавшем общественную ситуацию в стране, становится, прежде всего, средством коммуникации, а следовательно, в ней реализуется важнейший социальный принцип — способность представить читателю неискаженную картину событий.
Характеризуя положение в России, А.Петрищев в январе 1912г. Писал в «Хронике внутренней жизни»: «Наступает «конституция». Нормальный порядок все более и более отходит в область преданий. <…> Для «обновленного строя» понадобилось не только создать организации «союзников», «патриотов», «активных борцов», но и гарантировать им сверхправое состояние, ту «действительную неприкосновенность». <…> В административную практику входит сжигание целых сел в виде репрессии за «революционные акты». [3, 80–81]. Страна охвачена национализмом, безверием и произволом. С «крамолой» борются даже в школах. Пожинаются плоды аграрных и экономических реформ. Снижаются расходы на образование.
«Говорят, Дума ничего не дала. Говорят, на 3,5 млрд. рублей, отпущенных военному ведомству, ничего не сделано. Говорят, голод. Говорят, миллионы крестьянских хозяйств в неурожайных губерниях потеряли от бескормицы или распродали на хлеб весь рабочий скот, встречают весну без инвентаря, без необходимого имущества, — все проедено, погибло, распродано за бесценок. Говорят, многие семьи проели и земельку — продана, сдана в аренду…Много горькой правды» [4, 64]. Однако правительство утверждало, что «все спокойно». «Русское богатство» стремилось дать объективную картину действительности. Решение «сверху» аграрного вопроса вынуждало крестьян продавать землю, переселяться, голодать. Переселения порождали национализм.
Положение деревни, на которую традиционно были обращены взоры сотрудников журнала, С.Елпатьевский четко определил как «бесчинство», чему посвятил одноименную статью, делая ремарку, что прежде хотел назвать ее «Хулиганство». [5, 44]. Он говорил о неблагополучности в деревне. При сохранившемся «старом деревенском разделении» — на помещиков и крестьян, богатых и бедных, кулаков и подкулачных людей — появляются «новые разделительные линии и иногда проходят они через то, что было раньше соединением деревни: через семью, через общину, через церковь. [6, 84–85]. Публицист сетует на то, что литература использует для изображения сельской жизни «слишком мягкие краски», «розовые тона».
Больше всех публикуется в журнале «Русское богатство» писатель, казак, участник Белого движения, соредактор отдела беллетристики журнала Ф. Д. Крюков.
О процессе разрушения нравственных основ в казачьей среде, отвыкающей за время сверхсрочной службы от земледельческого труда, от семьи Ф. Д. Крюков говорил в повести «Офицерша» («Русское богатство», 1912, № 4–6).
Проблему положения духовенства в тревожную эпоху Крюков затрагивает в рассказе «Сеть мирская», опубликованном в январском номере «Русского богатства» за 1912 год и вошедшем позже в первый том сборника «Рассказы».
Сквозной темой «Русского богатства» оставалась «учительская» тема. В февральском номере журнала за 1912 год А. Г. Петрищев посвятил разбору «школьной политики» несколько глав «Хроники внутренней жизни». Он писал о невыносимых условиях, в которых находились и обучающая, и обучаемая стороны. В школах «требовательность водворилась необычайная. Ученические <…> самоубийства из-за строгостей, из-за двоек и единиц стали эпидемическим явлением русской жизни. Оппозиционная и временами правая печать говорит о бесчеловечности, о водворении «педагогических приемов Ирода». В штате учебных заведений были даже «специалисты по изгнанию учеников». Ведется активная борьба с «крамолой», выражающаяся в постоянном надзоре над учениками и доносах. По-прежнему применялись телесные наказания. В пример приводится высказывание директора таганрогской гимназии, который говорит: «Да, бил и буду бить и выгонять».. А. Г. Петрищев говорил о кризисе преподавателей в системе народного образования и сравнивал его с кризисом профессоров в университетах: «в школах не так уж редко целыми месяцами, по полугодиям, нет преподавателей главных предметов (русский язык, математика, история и т. д.). <…> Учителей готовят «упрощенным порядком». Воспитатели юношества нередко оказываются развратниками. Кроме того, доступ к образованию был избирательным: «ребенку из хорошей, культурной семьи всегда будет оказано снисхождение», а «кухаркиным детям» дорога к учёности закрыта [7, 23–25].
Таким образом, журнал «Русское богатство» оставался одним из ведущих журналов, в котором ярко отражались события жизни.
Литература:
Протопопов С. Воспоминания о В. Г. Короленко // Короленко в воспоминаниях современников. М., 1962.
Смирнов В. Б. «Отечественные записки и русская литература 70–80-х годов XIX века. Волгоград, 1998.
Русское богатство. 1912. № 1.
Русское богатство. 1912. № 3.
Русское богатство. 1912. № 5.
Русское богатство. 1912. № 5.
Русское богатство. 1912. № 2.