С целью уточнения критериев и показателей уровня сформированности «коммуникативной компетенции» при обучении английскому языку необходимо остановиться на возрастных особенностях детей начальной школы.
Отличительной чертой детей младшего школьного возраста является то, что речевые способности все еще находятся на стадии интенсивного развития. В данном возрасте ребенок запоминает огромное количество слов, клише, запоминает произносительные особенности языка по средствам имитации. Таким образом, дети в данном возрастном периоде часто становятся билингвами. При этом у младших школьников недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти как логическая, эмоционально-образная, ассоциативная и кинестетическая (моторная). Большинство видов памяти активизируется в учебном процессе во время ролевых игр, конкурсов, викторин или соревнований с использованием наглядности, музыки, ритмических приемов, движений, тематических физкультминуток.
Преимущество запоминания младших школьников состоит в том, что они запоминают материал целыми блоками, как бы «впечатывают» его в память. (Леонтьев А.А., 1989) «Впечатанный материал» отличается той яркостью, образностью, с которой он преподносится учащимся. Например, если для достижения успеха в игре учащемуся необходимо произнести какое-либо речевое высказывание или вступить в коммуникативный акт с собеседником, то это осваивается без усилий.
На данном этапе обучения у учащихся прекрасно развита долговременная память, чего нельзя сказать об оперативной памяти. То, что ребенок выучит в возрасте 8 – 9 лет надолго запоминается, однако должно пройти определенное время, прежде чем ребенок научится извлекать из памяти необходимую речевую или коммуникативную информацию и воспроизводить ее в необходимой ситуации.
В процессе занятий иностранным языком объем оперативной памяти у детей расширяется, вырабатывается произвольное внимание, способность анализировать полученную информацию, вырабатываются стереотипы вербального поведения: способность воспринимать речь собеседника, употреблять в речи вежливые слова при просьбе, обращении, извинении. [1, c.180]
Однако вместе с тем коммуникативные потребности учащихся начальной школы весьма ограничены. Например, для третьеклассника на втором году изучения английского языка совершенно нормально описывать внешний вид своих любимых героев, своих друзей, самого себя, однако если мы рассмотрим шестиклассника на втором году изучения языка с подобным речевым заданием, он будет испытывать неловкость и смущение в необходимости описания себя или своих друзей.
На первом году изучения английского языка начинается иноязычное коммуникативно-речевое развитие учащихся. По мере продвижения в начальной школе учащиеся приобретают некоторые знания и опыт в учебной деятельности, который в дальнейшем оказывает помощь.
К концу начальной школы у учащихся формируются определенные умения работать с учебной литературой и лексическим материалом. Так, учащиеся имеют возможность и определенный багаж знаний догадываться о значении той или иной лексической единицы: football эквивалентен слову футбол, так как имеет сходные произносительные формы с известным им русским языком.
Каждый уровень обучения английскому языку характеризуется определенными нормами, требованиями, которые описаны в программе и которые необходимо рассмотреть прежде, чем говорить об уровне сформированности коммуникативной компетенции.
Говорение, будучи одним из основных аспектов по практике языка, проводится с разной степенью интенсивности на всех этапах обучения (начальном, основном, продвинутом) с установкой на достижение разных уровней владения языком.
В условиях обучения иностранному языку (английскому языку) в общеобразовательной школе уровень сформированности коммуникативной компетенции представляется сформированным по следующим параметрам на каждом уровне владения языком: начальный, основной, средний базовый и средний профильный. (ФГОС от 2011года)
Учитывая тот факт, что формирование коммуникативной компетенции протекает непрерывно, с момента поступления ребенка в школу и до ее окончания, встает необходимость проследить уровень сформированности на каждом из этапов, поскольку отсутствие данных критериев лишает педагога ориентиров для определения начальных, промежуточных и конечных результатов уровня сформированности коммуникативной компетенции.
Начальное общее образование (2 – 4 кл.):
- участие в диалоге – ситуации повседневного общения с учетом пройденных лексических единиц и тем;
- умение поприветствовать, ответить на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, извиниться, поблагодарить, поздравить;
- умение задавать вопросы: кто? что? куда? почему? когда? где?;
- умение обратиться с просьбой или выразить отказ ее выполнять.
Объем диалогического высказывания 2 – 3 реплики от каждого из коммуникантов. Соблюдение элементарных норм и правил речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ.
Основное общее образование (5 – 9 кл.):
Требования к уровню сформированности коммуникативной компетенции дифференцируются для учащихся 5 – 7 и 8 – 9 классов. В Госстандарте в уровень сформированности включены следующие аспекты речи: диалогическая речь, монологическая речь.
Диалогическая речь:
- умение школьниками вести диалог этикетного характера: диалог – расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог – обмен мнениями, а также их комбинации;
- умение начать, поддержать и закончить разговор;
- умение выразить пожелания, поздравления, благодарность и отреагировать на подобные высказывания коммуниканта;
- умение переспросить, выразить согласие/ отказ;
- умение сообщать и запрашивать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
- умение целенаправленно спрашивать/ брать интервью;
- умение пригласить к действию/ взаимодействию и согласиться/ не согласиться принять в нем участие;
- умение высказать одобрение/ неодобрение, сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий .
Объем этикетных диалогов и диалогов – побуждения к действию– до 4 реплик со стороны каждого из коммуникантов, объем диалога – расспроса – до 6 реплик, объем диалога – обмена мнениями – до 7 реплик.
Монологическая речь:
- умение кратко высказываться о фактах, событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика);
- умение передавать содержание прочитанного текста, а также выражать аргументированное высказывание в связи с прочитанным текстом.
Объем монологического высказывания - до 12 фраз.
Среднее (полное) общее образование (10 – 11 кл.)
Диалогическая речь:
- умение участвовать в беседе/ дискуссии на знакомую тему;
- умение осуществлять запрос информации;
- умение выражать свое отношение к высказыванию коммуниканта
Объем в диалоге – до 7 реплик со стороны каждого из коммуникантов.
Монологическая речь:
- умение делать сообщение, содержащее наиболее важную информацию по теме/ проблеме;
- умение кратко передавать содержание полученной информации;
- умение кратко рассказать о себе, о своем окружении, планах, обосновывая свои намерения, поступки;
- умение рассуждать о фактах/ событиях, приводя примеры из собственного опыта и делая выводы;
- умение описывать особенности культуры и жизни своей страны и стран изучаемого языка.
Объем монологического высказывания – до 12 – 15 реплик.
Среднее общее образование. Профильный уровень (10 – 11кл.)
Диалогическая речь:
- умение участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах – расспросах, диалогах – побуждениях к действию, диалогах – обменах информацией, в диалогах смешанного типа, в диалогах расширенной тематики, а также в ситуациях официального/ неофициального общения, включая профессионально-ориентированные ситуации;
- умение уточнять информацию, обращаться за разъяснениями, выражая свое отношение к высказыванию;
- умение беседовать по теме, обсуждая книги, фильмы, теле- и радиопередачи;
- умение участвовать в полилоге, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением речевых норм и правил поведения, принятых в стране изучаемого языка.
Монологическая речь:
- умение кратко/ подробно излагать прочитанное/ прослушанное/ увиденное;
- умение давать характеристику персонажей художественной литературы, театра и кино, выдающихся исторических личностей;
- умение описывать события, излагать факты;
- умение представлять свою страну и ее культуру в иноязычной среде, выражать свои впечатления о странах изучаемого языка и их культуре;
- умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы;
- умение оценивать факты/ события современной жизни, культуры, а также технического прогресса. [5, c.140]
Рассмотрев уровень сформированности коммуникативной компетенции на каждом из этапов обучения в средней общеобразовательной школе, необходимо понять: «Что включает понятие «уровень» или «критерий» сформированности коммуникативной компетенции?»
Определим сущность понятия «критерий»/ «уровень». В Советском энциклопедическом словаре «критерий» - от греч. средство для суждения, мерило, признак, на основании которого проводится подбор параметров, классификация чего-либо.
Понимается, что критерий выражает сущностные изменения в развитии объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Совокупность критериев рассматриваемого объекта должна представить полную картину, динамику, процесс развития в полной его мере от исходного до конечного результата.
Каждый критерий сформированности коммуникативной компетенции должен быть диагностичным и проявляться на всех ступенях обучения иностранному языку (английскому языку). Проблема критериев коммуникативной компетенции в обучении тесно связана с проблемой обучения говорению: диалогической и монологической речи, что явно прослеживается из приведенных выше характеристик каждой из четырех ступеней обучения.
Исследованием данной проблемы занимаются такие педагоги, как Е.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, Е.Н. Соловова Л.В. Щерба, А.Н. Щукин и др. Педагоги и методисты стремятся к созданию универсальной системы критериев/ уровней сформированности коммуникативной компетенции для выявления более продуктивной и результативной системы обучения английскому языку на каждом из выделенных этапов обучения. [2, c 70]
В проведенном выделении критериев для каждого этапа обучения, мы можем сделать выводы о том, как продуктивнее и результативнее построить формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения английскому языку. Данное изучение в дальнейшем способствовало бы приближению к выделенным нами критериев обучения английскому языку на среднем и старшем этапах обучения более динамичными и прогрессивными шагами. Необходимо отметить, что столь высокие критерии на среднем и старшем этапе формирования коммуникативной компетенции может способствовать применение 3-d творческих технологий на начальном этапе обучения английскому языку.
Рассмотрев понятие «критерий», хотелось бы установить его соотношение с понятием «показатель». Принимая во внимание сущность «критерия», «показатель» выступает как соотношение частного к общему: каждый критерий представляет собой группу показателей, которые качественно или количественно его характеризуют. При этом критерий более стабилен, показатели динамичны. При изменении содержания предмета, в частности английского языка, необходимо выявление нового подхода в определении показателей для обновленного содержания предмета. Как известно, программа по английскому языку была обновлена в 2010 году и до сих пор находится на стадии доработки некоторых пунктов. Однако в целом программа постепенно входит в действующие нормативные документы и программы, что, как результат, требует иного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе обучения.
Необходимо отметить, что в обновленной программе особое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции в совокупности с аспектом говорения, что можно проследить в самом документе.
Литература:
Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков/М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 180 – 194.
Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology/ М.:Дрофа, 2007. – С. 120 – 132.
Салтовская Г.Н., Мартиросова В.С. Учебно-исследовательский проект по английскому языку в профильном классе// Иностранные языки в школе. – 2008. – № 5, С.24 – 28.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / М.: Логос, 1998. – С. 3 – 156. – ISBN 5-87953-127-9.
Щукин Н.А. Методика обучения речевому общению на иностранном языке/ М.: Икар, 2011. – С. 154 – 157.
Diane Philips, Sarah Burwood, Helen Dunford. Projects with young learners. – Oxford, 2010. – P. 6 – 15.