Методический анализ школьных учебников по алгебре (7-9 классов) в контексте содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Качалова, Г. А. Методический анализ школьных учебников по алгебре (7-9 классов) в контексте содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» / Г. А. Качалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6261/ (дата обращения: 16.11.2024).

Программа по математике средней общеобразовательной школы в явном виде не упоминает о содержательно-методической линии «Задачи с параметрами», однако упомянутая линия присутствует в школьном курсе математики, а также является неотъемлемым компонентом ГИА (задание части 2) и ЕГЭ (уровень С5).
Анализ результатов сдачи ГИА и ЕГЭ, относительно содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» позволяет нам сделать следующие выводы о том, что [2]:
  • экзаменуемые неспособны математически грамотно и ясно записать решение соответствующих задач, проводить необходимые пояснения и обоснования;
  • экзаменуемые с трудом справляются с заданиями, в которых необходимо применить хорошо известный им алгоритм в чуть изменившейся ситуации (именно это и является характерным признаком задач с параметрами);
  • экзаменуемые не умеют проводить доказательные рассуждения при решении рассматриваемых задач (в особенности, при решении квадратных уравнений и неравенств с параметром), выстраивать аргументацию при доказательстве известных фактов, записывать математические рассуждения, доказательства.
Цель данной статьи — представление анализа школьных программ по алгебре 7–9 классов и установление соответствия между значимостью изучения содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» и конкретным учебным временем отводимым на изучение названной линии.
Итак, открывая учебники алгебры для учащихся 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Мордковича А. Г. мы не увидим ни одного параграфа имеющего название: «Задачи с параметрами» или «Уравнения и неравенства с параметрами». Само же понятие «параметр» и «уравнение с параметром» приведено в учебнике алгебры за 8 класс в главе 4 «Квадратные уравнения» в § 25 «Формулы корней квадратных уравнений» в таком виде [6]:
«Решить уравнение .
Это квадратное уравнение отличается от всех рассмотренных до сих пор квадратных уравнений тем, что в роли коэффициентов выступают не конкретные числа, а буквенные выражения. Такие уравнения названы уравнениями с буквенными коэффициентами или уравнениями с параметрами».
В тексте параграфа разобраны 2 примера на решение уравнений с параметром. В задачнике к § 25 «Формулы корней квадратных уравнений» представлено 48 заданий, 5 из которых посвящены уравнениям с параметром. Далее мы встречаем разбор одного примера с параметром в главе 5 «Неравенства» в § 34 «Решение квадратных неравенств» в котором требуется определить количество корней в зависимости от значений параметра. В задачнике к § 34 «Решение квадратных неравенств» представлено 46 заданий в 8 из которых представлены неравенства параметром [7].
В учебниках алгебры для учащихся 7 и 9 классов (базовый уровень) под редакцией Мордковича А. Г. уравнения и неравенства с параметром не представлены.
Часов отводимых на изучение содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» в учебной программе не прописано, т. е. данные задачи если и включены в какие-либо темы, то с пометкой «повышенной сложности» и на уроках алгебры чаще всего не рассматриваются.
Проанализируем далее учебники алгебры для учащихся 7–9 классов под редакцией Мордковича А. Г. профильного уровня. Здесь содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» безусловно присутствует в явном виде как и часы отводимые на ее изучение.
В учебнике для учащихся 8 класса с повышенным уровнем математической подготовки в общеобразовательных школах в главе 6 «Алгебраические уравнения» § 39 имеет название «Задачи с параметрами», число часов отводимое на его изучение равняется 6 [10]. В тексте параграфа разобрано 5 примеров и приведены замечания, также дано определение параметра. «Если дано уравнение f(x, a) = 0, которое надо решить относительно переменной х и в котором буквой а обозначено произвольное действительное число, то говорят, что задано уравнение с параметром» [8]. В задачнике представлено 83 задания к этому параграфу [4].
В учебнике для 9 класса с повышенным уровнем математической подготовки в общеобразовательных школах Мордковича А. Г. в главе 1 «Неравенства с одной переменной. Системы и совокупности неравенств» § 7 также имеет название «Задачи с параметрами» [9], число часов отводимое на изучение равняется 6 [10]. В тексте параграфа разобрано 3 примера.
Пример 1 — на количество корней квадратного уравнения в зависимости от параметра; пример 2 — представляет уравнение с параметром и модулем; пример 3 — система неравенств с параметром. В задачнике представлено 76 заданий к этому параграфу [3].
В учебниках алгебры за 7 класс и 9 класс с повышенным уровнем математической подготовки в общеобразовательных школах Мордковича А. Г. задачи с параметром не представлены.
Что касается учебников алгебры под редакцией Теляковского С. А. (базовый уровень, 7 класс), то мы не увидели никакой теории по задачам с параметрами, сами же задания на уравнения с параметром в учебнике присутствуют, но отмечены как «трудная задача». Число заданий с параметрами составляет 5 % от общего числа задач учебника.
В учебнике 8 классе, названного автора, присутствует пункт 27 «Уравнения с параметром» с пометкой вначале пункта «Для тех, кто хочет знать больше», т. е. данный пункт не разбирается на уроках алгебры в классе. Здесь приведено 2 примера на решение уравнений с параметром [1].
В учебнике 9 класса дело обстоит также как и в учебнике за 7 класс.
Итак, нами установлено, что содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» и часы отводимые на ее изучение присутствуют только в учебниках алгебры профильного уровня, во всех остальных же учебниках уравнения и неравенства с параметрами находится в разделе «трудных задач» или «задач повышенной сложности», что приводит к «обеднению» школьного курса алгебры.
Отметим, что задачи с параметрами (в частности уравнения и неравенства с параметрами) обладают большим потенциалом в развитии исследовательских умений таких, как умение наблюдать, анализировать, выдвигать и доказывать гипотезу, обобщать и др. Данные задачи играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры как у школьников, так и у студентов.
Проанализировав диссертационные исследования, учебные пособия и программы (посвященные задачам с параметрами), а также государственные образовательные стандарты отметим следующее [5]:
Во-первых, задачи с параметрами полностью отсутствуют в учебных программах основной средней школы.
Во-вторых, задачи с параметрами являются наиболее сложными в техническом плане (как с позиции школьников, так и с позиции учителей математики).
В-третьих, овладение школьниками методами решения задачи с параметрами ведет к более глубокому пониманию всего школьного курса математики.
В-четвертых, благодаря своей высокой диагностической и прогностической ценности задачи с параметрами:
  • развивают у учащихся логическое мышление;
  • формируют математическую культуру учащихся;
  • помогают учащимся в овладении техники исследования;
  • позволяют учителю выявить нестандартность мышления учащегося;
  • наталкивают учащихся проводить элементарные математические рассуждения;
  • открывают перед учащимися значительное число эвристических приемов.
Задачи с параметрами позволяют сформировать ключевые компетенции, применимые как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности:
  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  • проведение анализа ситуаций;
  • планирование своей деятельности;
  • осуществление самоконтроля;
  • планирование и выбор более рационального решения;
  • работа с учебной и научной литературой;
  • систематизация знания по теме, решение и составление аналогичных задачи и др.
Целенаправленное использование задач с параметрами позволяет развивать и диагностировать развитие ряда предметных компетенций учащихся.
  1. Выполнять вычисления и преобразования.
  2. Решать уравнения и неравенства, в том числе:
  • находить область допустимых значений;
  • приводить дроби к общему знаменателю;
  • приводить подобные слагаемые;
  • производить проверку принадлежности корней уравнения области допустимых значений;
  • применять метод группировки слагаемых;
  • свободно владеть формулами сокращенного умножения и др.
  1. Выполнять действия с функциями.
  2. Выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
  3. Строить и исследовать простейшие математические модели.
К сожалению, на сегодняшний день, подготовить даже очень сильных учащихся к выполнению задач с параметрами в условиях базовой школы не представляется возможным. Для этого необходим акцент на развитие вариативности математического образования, серьезная кружковая, факультативная и т. п. работа под руководством специально подготовленных преподавателей [2].

Литература:
  1. Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. С. А. Теляковского. — М.: Просвещение, 2007. — 271 с.
  2. Аналитический отчет предметной комиссии о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов по математике / Н. А. Зорина, Л. А. Жигулев — СПб.: СПбАППО, 2012. — 19 с.
  3. Звавич Л. И. Алгебра. 9 класс: задачник для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. И. Звавич, А. Р. Рязановский, П. В. Семенов. — М.: Мнемозина, 2008. — 336 с.
  4. Звавич Л. И. Алгебра. 8 класс: задачник для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. И. Звавич, А. Р. Рязановский. — М.: Мнемозина, 2008. — 271 с.
  5. Качалова Г. А. О необходимости включения содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» в учебный модуль «Основы математики» // Materiały Międzynarodowej Naukowi-Praktycznej konferencji Postępów w nauce. Nowe poglądy, problemy, innowacje. 29.07.2012. — 31.07.2012. Część 2. — Łódź, 2012. — С. 67–70.
  6. Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. — М.: Мнемозина, 2009. — 215 с.
  7. Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. — М.: Мнемозина, 2009. — 255 с.
  8. Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Мордкович, Н. П. Николаев. — М.: Мнемозина, 2008. — 240 с.
  9. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Мордкович, Н. П. Николаев. —М.: Мнемозина, 2008. — 255 с.
  10. Программы. Математика. 5–6 классы. Алгебра. 7–9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы. / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. — М.: Мнемозина, 2009. — 63 с.
Основные термины (генерируются автоматически): параметр, задача, уравнение, учебник алгебры, содержательно-методическая линия, класс, базовый уровень, математическая подготовка, повышенный уровень, текст параграфа.


Похожие статьи

Особенности лексико-тематических групп (на примере учебников по русскому языку для 5 класса)

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Аналитический и компьютерный подходы к решению приведенных квадратных уравнений в условиях сельской общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ № 1 с. Аскино Республики Башкортостан)

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Методические аспекты обучения доказательству студентов математических направлений в рамках курса «Теория графов»

Математические задачи как средство формирования исследовательской компетенции у учащихся в классах физико-математического профиля

Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Анализ сoвременных методов обработки питательной воды в котельных малой и средней мощности»

Похожие статьи

Особенности лексико-тематических групп (на примере учебников по русскому языку для 5 класса)

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Аналитический и компьютерный подходы к решению приведенных квадратных уравнений в условиях сельской общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ № 1 с. Аскино Республики Башкортостан)

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Методические аспекты обучения доказательству студентов математических направлений в рамках курса «Теория графов»

Математические задачи как средство формирования исследовательской компетенции у учащихся в классах физико-математического профиля

Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Анализ сoвременных методов обработки питательной воды в котельных малой и средней мощности»

Задать вопрос