Ключевые слова: адаптация, умственная работа, учебные нагрузки, студенты, сердечнососудистая система, вегетативная нервная система.
Актуальность исследования. Адаптация к условиям обучения в Вузе это процесс, который часто имеет неблагоприятный характер из-за существенного изменения факторов окружающей среды и, в первую очередь, учебных нагрузок [1, с.134, 135]. Адаптация студентов, прибывших из отдаленных мест, обычно протекает более длительно, что обусловлено сменой не только образовательной среды, но и климатических, и бытовых условий [2, с.137, 138]. Студенты, приехавшие в Россию из стран дальнего зарубежья, вынуждены адаптироваться к новой языковой среде, культуре, к социальным и естественным задатчикам биологических ритмов [3, с.112]. В связи с этим эмоциональные и физические нагрузки на организм студентов-иностранцев значительно выше, чем у жителей РФ [3, с.113]. Количество студентов, обучающихся в российских вузах, постоянно растет, поэтому изучение их адаптации к условиям конкретного региона, а также к учебным нагрузкам в зависимости от профилизации Вуза является актуальным [4, с.151,152].
В настоящей работе проведено изучение адаптации граждан стран Дальнего зарубежья к условиям обучения в Ростовском государственном медицинском университете.
Цель исследования. Провести сравнительное изучение адаптации студентов, прибывших из разных регионов мира к условиям обучения в РостГМУ по показателям сердечнососудистой системы.
Задачи исследования. 1). Изучить влияние учебных нагрузок на сердечнососудистую систему студентов 1 курса подготовительного факультета РостГМУ по показателям артериального давления и ЧСС.
2). Изучить особенности вегетативной регуляции частоты сердечных сокращений (ЧСС) иностранных студентов в период адаптации к обучению в Вузе в ортостатической и клиностатической пробе.
Материалы и методы исследования. В связи с тем, что студенты прибыли в Ростов-на-Дону из отдаленных регионов мира, исследование начали через 3месяца после их прибытия в РостГМУ, исключив начальный острый период адаптации к климатическим условиям, новым условиям проживания, характеру питания, языковому и социальному барьеру, а также к учебным нагрузкам и образу жизни [5, с.44, 45]. Через 3 месяца после прибытия в Вуз у студентов измеряли в состоянии покоя в утренние часы перед занятиями и в дневное время после занятий АД и ЧСС, а также ЧСС в ортостатической и клиностатической пробе в утренние и вечерние часы.
Для решения 1 задачи — у иностранных студентов измеряли в состоянии покоя в утренние часы перед занятиями и в дневное время после занятий АД и ЧСС.
Для решения 2 задачи — у иностранных студентов измеряли ЧСС в ортостатической и клиностатической пробе в утренние и вечерние часы.
Артериальное давление и ЧСС измеряли с помощью автоматического прибора «Omron M1 Eco» трехкратно и брали средний показатель.
В обследовании приняли участие 77 студентов из разных регионов мира, которые были объединены в следующие группы по географическому расположению стран: Ближний Восток (Иордания, Сирия, Ливан, Ирак, Кипр, Палестина, Израиль, Азербайджан, Йемен), Дальний Восток (Вьетнам, Монголия), Южная Азия (Непал, Бангладеш, Шри-Ланка), Центральная Азия (Туркменистан, Таджикистан), Северная Африка (Марокко), Европа (Черногория, Финляндия), Латинская Америка (Бразилия).
Результаты и их обсуждение. Результаты проведенного исследования показали, что у значительной части обследуемых студентов, прибывших из Дальнего Зарубежья, адаптация к условиям обучения в российском Вузе протекает неблагоприятно.
На это указывает тот факт, что у 22 % обследуемых в состоянии покоя перед занятиями имело место повышение систолического АД до величин, превышающих 130±15 мм/рт.ст. При этом, у нескольких студентов из Сирии, Вьетнама, Монголии и у одного студента из Бразилии этот показатель достигал 140±5 мм/рт.ст. Наибольшее систолическое АД в состоянии покоя было отмечено у одного представителя Марокко, оно составило 150 мм/рт.ст. Резкое снижение этого показателя отмечалось у одного жителя Кипра, оно составило 94 мм/рт.ст.
В ходе исследования было выявлено, что у 6,5 % обследуемых в состоянии покоя имело место повышение диастолического АД до величин, превышающих 85±7 мм/рт.ст. Так, например, у представителей Сирии и Ирака диастолическое АД в состоянии покоя было равно 89±3 мм/рт.ст., а у одного представителя Монголии — 94 мм/рт.ст. Необходимо отметить, что диастолическое АД у некоторых приезжих, а именно у 2,6 %, оказалось пониженным, т. е. ниже, чем 60±3 мм/рт.ст. Так например, у представителей Сирии и Таджикистана диастолическое АД оказалось равным 58±5 мм/рт.ст.
У 36 % студентов отмечались значительные отклонения от нормальных показателей ЧСС в состоянии покоя. Так, например, у семи жителей Вьетнама ЧСС в состоянии покоя составила 87±10 уд/мин., а у пяти жителей Палестины — 88±5 уд/мин. Кроме этого, необходимо отметить, что у двух приезжих из Марокко ЧСС в состоянии покоя равна 95±3 уд/мин. У 5 % студентов отмечается одновременное повышение систолического и диастолического АД, а у 16 % студентов отмечается повышение только систолического АД. Следовательно, у 36 % обследуемых отсутствует скоординированная вегетативная регуляция работы сердца и тонуса сосудов, что значительно повышает риск дезадаптоза и формирования сердечнососудистой патологии. Необходимо отметить, что у 13 % студентов наблюдалось значительное понижение ЧСС в состоянии покоя. В качестве примера можно привести ЧСС приезжих из Таджикистана и Кипра, у которых ЧСС в состоянии покоя составляет 58±3 уд/мин.
Учебные нагрузки оказывают существенное влияние на сердечнососудистую систему. На это указывает изменение ЧСС после занятий. Так, например, у 38 % обследуемых ЧСС после занятий повышалась по сравнению с утренними значениями более чем на 15±3 уд/мин, что свидетельствует об усилении симпатического влияния на сердце в ответ на учебную нагрузку. Известно, что активация симпатического звена приводит к усиленному расходу энергии, повышению возбудимости нервной системы, однако такие изменения носят кратковременный положительный эффект. Длительная активация симпатического звена ВНС приводит к истощению адаптационного потенциала, в отличие от ваготонических реакций, которые обеспечивают эффективную адаптацию в течение длительного времени.
Следует отметить, что у 52 % обследуемых студентов адаптация к учебным нагрузкам проходит за счет усиления парасимпатических реакций, что считается наиболее благоприятным ответом на длительно действующие нагрузки. Однако и в этой группе студентов были лица с выраженным риском дезадаптации, на что указывают результаты ортостатической и клиностатической проб. Так у 14 % обследуемых клиностатической пробой, отмечалось повышение ЧСС, вместо его снижения, причем у некоторых обследуемых повышение было весьма существенным — более чем на 10±3 уд/мин. Так например, у студентов из Палестины наблюдалось повышение ЧСС на 8±3 уд/мин., а у студентов из Азербайджана на 13±2 уд/мин. Существует мнение, что парадоксальная реакция положения «лежа» служит признаком переутомления, а, следовательно, неблагоприятного течения адаптации. Таким свидетельством, очевидно, можно расценивать и снижение ЧСС более чем на 12±3 уд/мин. У 38 % обследуемых при выполнении клиностатической пробы (Например, у студентов из Вьетнама ЧСС снизилась на 15±3 уд/мин, у студентов из Черногории — на 17±2 уд/мин., у студентов из Йемена — на 16±3 уд/мин., а у студентов из Ливана — на 29±2 уд/мин.). Ответ в виде выраженной ваготонической асимметрии отмечался у 26 % обследуемых студентов.
При выполнении ортостатической пробы у части приезжих (46 %) также отмечалась парадоксальная реакция в виде снижения вместо повышения ЧСС более чем на 5±2 уд/мин. или, напротив, повышение ЧСС более чем на 12±3 уд/мин (16 % обследуемых). В качестве примера снижения ЧСС вместо повышения необходимо привести студентов из Марокко — снижение ЧСС при выполнении ортостатической пробы на 8±3 уд/мин, и студентов из Непала — снижение ЧСС на 7±5 уд/мин. Повышение ЧСС на 17±5 уд/мин отмечалось у жителей Ливана, Черногории, Вьетнама и Непала. У них наблюдается повышение ЧСС. Более выраженное повышение этого показателя отмечалось у студентов из Таджикистана — на 30±2 уд/мин., и у студентов из Палестины — на 43±2 уд/мин. Следовательно, ответ в виде выраженной симпатической асимметрии отмечался у 13 % обследуемых.
Сравнивая полученные результаты обследования студентов из разных регионов мира, следует отметить, что наиболее благоприятное течение адаптации к условиям обучения в РостГМУ протекало у жителей Ближнего и Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии. Менее благоприятное течение адаптации наблюдалось у жителей Европы, Северной Африки, Латинской Америки, так как у них отмечались более значительные отклонения от нормы показателей сердечнососудистой системы.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что 38 % от общего числа обследованных студентов — иностранных граждан, имели ту или иную форму нарушения вегетативной регуляции сердечнососудистой системы, в результате неблагоприятного течения адаптации к комплексу факторов окружающей среды: языковый барьер, культура, бытовые и климатические условия, а также учебные нагрузки и многое другое.
На основании полученных данных можно рекомендовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранных граждан в Вузах РФ с учетом изменения климатогеографических условий, культурно-бытовой среды и более высокими учебными нагрузками по сравнению с российскими студентами из-за изменения языковой среды. Этот новый подход должен предусматривать обеспечение индивидуальных консультаций, направленных на формирование здоровье сберегающего поведения (режим труда и отдыха, двигательный режим, режим и структуру питания).
Литература:
Ляхова О. Л. Особенности процесса физиологической адаптации у студентов в зависимости от влияния количества учебных нагрузок/ О. Л. Ляхова // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. — 2011. — № 3. — С.134–137.
Ляхова О. Л. Факторы, влияющие на механизм адаптации первокурсников / О. Л. Ляхова // Материалы Международной научно-практической конференции «Адаптация учащейся молодежи в условиях современного развития общества». — Орел, 2007. — С. 137–138.
Мулик А. Б., Агаджанов В. Р., Мулик Ю. А. Реакция сердечнососудистой системы на эмоционально напряженную умственную и физическую нагрузку у лиц с различным уровнем общей неспецифической реактивности организма // в мат. I Всероссийской научно-практической конференции «Функциональное состояние и здоровье человека». Ростов-на-Дону, 2006., С.112–113.
Овсянникова Н. Н., Ляхова О. Л. Физиологическая адаптация студентов к процессу обучения в вузе. Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. — 2011. — № 3. — С. 151–158.
Бондарева В. В. Профессионально-ориентированные технологии Обучения иноязычной письменности студентов неязыковых факультетов на Современном этапе развития общества // в мат Всероссийской конференции с международным участием «Достижения биологической функциологии и их место в практике образования» Самара, 2003. С. 44–45.