Задачи:
- Расширять знания детей о рыбах, их жизни, среде обитания; о свойствах соленого теста как материале для лепки.
- Совершенствовать у детей умение лепить рыб для аквариума, передавая характерную форму хвоста, плавников.
- Формировать умение работать с соленым тестом: раскатывать, пользоваться шаблоном, обрезать стекой, вдавливать, бусинкой изображать глаза, чешую вдавливать ритмично в виде узора.
- Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.
Интегрируемые образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Предварительная работа : н аблюдение за рыбками в аквариуме, рассматривание рыбок-игрушек, чтение рассказа Осеевой «Карасик».
Словарная работа: рыбы (речная, океаническая, озёрная, аквариумная); названия аквариумных рыб: скалярия, сомик, меченосец, гуппи, золотая рыбка; скалка, стека.
Индивидуальная работа: упражнять Андрея, Веронику в раскатывании теста в тонкий блинчик и обрезании силуэта рыбки по контуру.
Демонстрационный:
игрушка — рыбка, картина «Аквариум», панно- аквариум для коллективной работы, звукозапись «шум моря», указка.
Раздаточный: цветное соленое тесто, стеки, доски для лепки, влажные салфетки, скалки, шаблоны рыбок, материал для украшения (колпачки от фломастера, бусинки, соломки для коктейля, разрезанные на кольца, пайетки).
Методическое обеспечение: авторская разработка, технологические карты из книг Е. В. Рубцовой «Фантазии из соленого теста», 2008;А.Фирсовой «Чудеса из соленого теста», 2006;И. Е. Авериной «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ,2006.
Ход проведения:
- Вводная часть .
Дети сидят на ковре. Звучит шум морского прибоя.
Игровая ситуация:
— Ребята, прислушайтесь. Что это за шум? Это шумит море. Давайте мы с вами закроем глаза и немного пофантазируем. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Над головой голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди море. Как красиво вокруг!
—К нам в гости приплыла рыбка и предлагает нам с ней поиграть (вношу игрушку рыбка)
Игра «Рыбка, рыбка, где живешь?»
Дети передают по кругу рыбку со словами игры: у кого рыбка в руках оказалась на слово «живешь», тот называет водоем, где может жить рыба(в море, в реке, в океане, в озере, в аквариуме)
— Ребята, мы узнали, где могут жить рыбы, а теперь давайте вспомним, как называются рыбы, которые живут в разных водоемах.
Игра «В море рыбка какая?»
Передаю игрушечную рыбку ребенку, он отвечает: в море — морская,
в реке — речная, океане — океаническая, озере — озерная, аквариуме — аквариумная)
— Как все это назвать одним словом? (водоём)
Демонстрирую картину «Аквариум»
Вспоминаем вместе с детьми названия аквариумных рыбок, водоросли, устройство аквариума; рассматривание строение рыбы: овальное туловище, голова, хвостик, верхний и нижний плавники, на голове есть глаза, рот, жабры; тело покрыто чешуёй; правила ухода за аквариумными рыбками.
Воспитатель: — Посмотрите, у меня есть аквариум (выставить панно-аквариум), а рыбок в нём нет, он пустой.
—Что же делать? (ответы детей).
— Сегодня, ребята, я вам предлагаю слепить красивых рыбок и запустить их в наш аквариум. Ведь в помещении у людей рыбки могут жить только в аквариуме.
Воспитатель: — Ребята, из чего можно слепить рыбок? (ответы детей).
— Правильно, лепить можно из разных материалов: пластилина, глины, сырого песка, солёного теста, и вот сегодня мы будем лепить рыбок из солёного теста.
Использую полный показ ( размещаюсь за детским столом, дети встают вокруг стола).
1- раскатать соленое тесто скалкой в тонкий блин,
2 — по шаблону стекой вырезать рыбку,
3 — с помощью колпачка от фломастера или карандаша сделать чешую рыбке, украсить рыбку (можно использовать бусины, пайетки, колечки из коктельной трубочки),
4 — прикрепить глаз. Придумайте сами, какой может быть чешуя. Можно будет изготовить для аквариума водоросли камни, водоросли. И наши рыбки затем поселятся в аквариуме
- Основная часть
Ребята, давайте разомнем наши пальчикииподготовим их к работе
Пальчиковая игра «Рыбка»
«Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(Соединяют поочерёдно пальцы обеих рук, начиная от большого до мизинца и обратно
Рыбка- рыбка, озорница,
(грозят указательным пальцем)
Мы хотим тебя поймать!
(закручивают руками вперёд — назад)
Рыбка спинку изогнула,
(волнообразные движения ладонью)
Крошку хлебную взяла,
(показать руками хватательные движения)
Рыбка хвостиком махнула,
( ладонью показывают махи)
Очень быстро уплыла.
(складывают ладони лодочкой, изображая как уплывает рыбка)
Звучит спокойная музыка. Дети самостоятельно лепят из теста рыбок, водоросли, камешки, организую работу у панно — дети располагают и прикрепляют рыбок, камешки, водоросли, не мешают, помогают друг другу,
В ходе выполнения работы детьми наблюдаю за освоение приемов работы с соленым тестом, даю советы, указания. Осуществляю индивидуальную работу, в случае необходимости использую прием пассивных движений.
Использую художественное слово (стихотворение):
В аквариуме чистая вода,
Пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять.
3. Заключительная часть.
Вместе с детьми рассматриваем аквариум, анализируем работы, привлекая к нему детей.
— Вы хорошо потрудились, посмотрите, какой замечательный аквариум у нас получился, и в нем плавают такие разные рыбки. Предлагаю 2 детям рассказать, какие у них получились рыбки (самая большая, самая маленькая, самая нарядная, с интересной чешуей, самая необычная).
— Кто хочет рассказать о другой понравившейся рыбке (критерии оценки — форма, узор, аккуратность).
— Теперь у нас в группе будет свой аквариум, глядя на который, мы будем радоваться и любоваться.