Английский язык, как компонент системы основных элементов научного знания на начальной ступени образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Варченко, Е. И. Английский язык, как компонент системы основных элементов научного знания на начальной ступени образования / Е. И. Варченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6282/ (дата обращения: 16.11.2024).

Иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит примерно 350 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» на этапе начального общего образования. Объем инвариантной части от указанного количества часов составляет 75 % учебного времени. Остальные 25 % учебного времени составляют вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ.

Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т. е. в сочетании языкового/иноязычного образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической). Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией и т. д.).

Основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, на развитие взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.

Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения. Таким образом, компонентами содержания обучения являются:

  • предметное содержание речи и эмоционально-ценностное отношение к нему (ценностные ориентации);

  • коммуникативные умения в названных видах речевой деятельности;

  • языковые знания и навыки;

  • социокультурные знания и навыки;

  • учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения и специальные/предметные умения). [2]

Вклад учебного предмета «Иностранный язык» в достижение целей основного общего образования велик. Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение таких целей, как развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих и развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.

Составляющими иноязычной коммуникативной компетенции являются:

  • речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

  • языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

  • социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

  • компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

  • учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка реализуется посредствам:

  • формирования у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;

  • формирования общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;

  • развития стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка. [3]

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования являются важными механизмами реализации требований стандарта к результатам обучающихся по иностранному языку.

В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.

Знакомство с детским пластом культуры страны изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Начальное общее иноязычное образование позволит сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.

Параллельное изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.

Процесс овладения иностранным языком на ступени начального общего образования внесёт свой вклад в формирование активной жизненной позиции учащихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.

В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у учащихся:

  • сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника;

  • расширится лингвистический кругозор;

  • будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;

  • будут заложены основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;

  • сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующей ступени образования. [1; 56–60]

Материально-техническое обеспечение является неотъемлемой частью успешного учебного процесса, направленного на достижение высоких результатов. Благодаря хорошему материально-техническому обеспечению создается эффективная информационно-образовательная среда, обеспечивающая реализацию целей и задач федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Как уже было упомянуто, стандарт предполагает приоритет личностно-ориентированного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общеучебных и специальных учебных умений, овладение универсальными способами деятельности, формирующими познавательную и коммуникативную компетенции. Они предполагают создание условий для использования самостоятельных, творческих видов работы, для формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.

Для создания благоприятных условий и высокого качества обучения учитель должен быть оснащен книгопечатной продукцией (библиотечным фондом), демонстрационными печатными пособиями, компьютерными и информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, экранно-звуковыми пособиями.

Говоря о библиотечном фонде, важно отметить нормативную и методическую литературу, которая должна содержать примерные программы общего образования по иностранному языку, методические рекомендации по организации учебной деятельности, авторские учебные программы к учебно-методическим комплектам, сами учебно-методические комплекты (учебники, рабочие тетради, аудио и видиоприложения, книги для учителя и т. д.).

Целесообразно иметь достаточное количество книг для чтения на изучаемом языке, элективные курсы, пособия по страноведению, контрольно-измерительные материалы по изучаемому иностранному языку, двуязычные и толковые (одноязычные) словари.

Важное значение имеют и экранно-звуковые пособия, такие, как аудиозаписи, видеофильмы, соответствующие тематике обучения, материалы к интерактивным электронным доскам. Данные пособия могут быть использованы на уроке параллельно с учебником на бумажном носителе.

В современной школе широкое распространение получило использование демонстрационных печатных пособий, обеспечивающих наглядность и создающих мотивацию в процессе изучения иностранного языка. Также в современных условиях существенно меняется содержательная основа учебных материалов, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые информационно-коммуникативные средства: электронные учебники, практикумы и мультимедийные обучающие программы по иностранному языку, компьютерные словари, электронные библиотеки. [3]


Литература:

  1. Савинов Е. С. примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. –М.: Просвещение, 2011. -204с.

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. образования; под ред. Козлова В. В., Кондакова А. М. –М.; Просвещение, 2011. — 79с.

  3. Примерная программа по учебным предметам. Иностранный язык. (Стандарты второго поколения): проект. — 4-е изд., испр. –М.; Просвещение, 2011. — 144 с.


Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, начальное общее образование, учебный предмет, библиотечный фонд, воспитательный потенциал, межкультурное общение, общее образование, речевая деятельность, родной язык.


Похожие статьи

Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка

Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

Развитие аудирования как одной из компетенций функциональной грамотности на уроках английского языка

Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного языка в течение всей жизни

Проблемное обучение как один из наиболее эффективных способов улучшения языкового образования в экономическом вузе

Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе

Физический эксперимент как важнейший компонент самообразования и развития интеллекта

Английский детский фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

Чтение как один из эффективных видов речевой деятельности в обучении немецкому языку

Использование компьютерных игр на ранних этапах обучения английскому языку

Похожие статьи

Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка

Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

Развитие аудирования как одной из компетенций функциональной грамотности на уроках английского языка

Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного языка в течение всей жизни

Проблемное обучение как один из наиболее эффективных способов улучшения языкового образования в экономическом вузе

Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе

Физический эксперимент как важнейший компонент самообразования и развития интеллекта

Английский детский фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

Чтение как один из эффективных видов речевой деятельности в обучении немецкому языку

Использование компьютерных игр на ранних этапах обучения английскому языку

Задать вопрос