В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью полиции, в том числе касающиеся профилактики правонарушений и привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности. Предлагаются возможные пути разрешения возникших затруднений в данной области, а также перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова: МВД РФ, ОВД России, полиция, гражданское общество, общественные отношения, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, противодействие преступности.
Современный этап становления Российской Федерации, как демократического государства связан с многогранными процессами в сферах социально-экономической и политической жизнедеятельности общества и государства. В условиях радикального реформирования осуществляется ломка привычных стереотипов, взглядов на понимание различных проблем общественной жизни. Изменения затрагивают все сферы жизнедеятельности граждан, в том числе и правоохранительную деятельность. В данных условиях особенно остро встают вопросы, касающиеся обеспечения общественной безопасности. При этом наиболее широкий спектр их решений в силу функциональных обязанностей возлагается на органы полиции, так как именно полиция, является той составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Вместе с тем, следует отметить, что данными органами исполнительной власти не всегда в полном объеме, получается, осуществлять эффективный контроль за всеми сферами социальной жизнедеятельности, в рамках которых формируются значимые угрозы общественной безопасности. Исходя, из этого следует, что ее достойное обеспечение возможно только в условиях тесного взаимодействия полиции и общественности, в том числе и той ее части, которая объединена в формирования (структуры) правоохранительной направленности.
Непростым для Министерства внутренних дел Российской Федерации оказался период реформирования системы. Процесс реформирования повлек за собой значительное сокращение численности личного состава органов внутренних дел. В связи с этим фактом, реальным и существенным подспорьем обновленной полиции, в деле борьбы с преступностью могли бы стать граждане Российской Федерации, объединенные для этого в различные общественные формирования правоохранительной направленности. Понимание и согласие в данном вопросе порождает доверие между гражданами и государством и способствует возрождению общественных формирований правоохранительной направленности, а также повышению эффективности борьбы с преступностью. При этом, происходит совпадение личных и государственных интересов в деле укрепления правопорядка, а совпадение интересов, на практике, является хорошим стимулом для осуществления качественного взаимодействия.
Основной предпосылкой партнерства между полицией и обществом является настоятельная необходимость повышения уровня вовлеченности общества в процесс обеспечения безопасности и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на вокзалах и других общественных местах, а также решения проблемы преступности в местах проживания граждан, поскольку эта задача не может быть решена силами одной лишь полиции. Для достижения подобных партнерских отношений, полиции необходимо:
взаимодействовать с обществом;
укреплять свою легитимность посредствам осуществления полицейской деятельности на основе согласованных действий и улучшения качества услуг, оказываемых обществу.
Таким образом, полиция должна:
быть узнаваемой и доступной для населения;
знать население на подведомственной территории и быть известной ему;
отзываться на нужды населения;
прислушиваться к проблемам граждан;
привлекать и мобилизовать население;
отчитываться в своих действиях и достигнутых результатах перед населением.
Следует признать тот факт, что современной России не хватает взаимосвязи между обществом и правоохранительными структурами и это, неудивительно, поскольку связь между полицией и обществом в нашей стране всегда была односторонней. Задача полиции состояла и состоит в том, чтобы выполнять установленные законом обязанности, осуществлять свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, а задача общества — в том, чтобы выполнять законы Российской Федерации и с уважением относиться к полиции, как к стражу закона. Но, как известно из практики, без взаимного уважения сторон — хорошего результата достичь нелегко.
К сожалению, Российская Федерация по-прежнему далека от развитого гражданского общества. В соответствии с определением, гражданское общество — это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений [5].
Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Именно в таком государстве все члены общества активно участвуют в обеспечении правопорядка и не считают что:
забытая на остановке сумка к ним не имеет никакого отношения;
лежащий на обочине человек просто пьян;
из квартиры соседа бытовую технику выносят потому, что он решил переехать.
Нашей полиции необходимо изменить сознание и понимание граждан, сделать так, чтобы общество захотело взаимодействовать с ОВД. В соответствии с законом полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлены следующие права:
привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству;
объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам;
поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей;
устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе [3].
Почему взаимное доверие и сотрудничество полиции и общества так важны сегодня? Да потому что даже ошибки, мелкие недоработки могут довести до преступления, а нередко и до трагедии. Обычное невнимание к тем, кто живет рядом, и вот уже никто не приходит на помощь старику, которого терроризирует банда молодых людей, хотя соседи это видят и знают, но ни каких действий в связи с этим не принимают, не спешат помочь нуждающемуся. А ведь именно в этом должно заключается взаимодействие полиции и общества и люди являются неотъемлемой частью этой системы. В приведенных примерах очевидцы должны сообщать в полицию, ведь она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [2].
Настало время забыть об эгоистическом противопоставлении — «я и они», «я и общество», «я и полиция». Каждый из нас должен развивать в себе интерес к тому, что происходит вокруг. Необходимо звонить по телефонам «02» каждый раз, когда мы замечаем подозрительные предметы или подозрительных лиц в местах массового скопления людей. Общественная безопасность во многом зависит от бдительности самих людей. Да, количество вызовов полиции увеличится, но такова цена безопасности общества в правовом государстве.
По словам Министра МВД России В. А. Колокольцева мы стоим на рубеже, за которым две автономные системы — общество и полиция должны превратиться в две части одного целого. И на работу полиции как никогда раньше будет влиять человеческий фактор, и государство прилагает большие усилия, чтобы общество видело в полицейских, прежде всего защитников и союзников. В настоящее время происходят серьезные, хоть и еще малоизвестные широким кругам изменения, они касаются главным образом отношений общества и правоохранительных структур и эти взаимоотношения выводятся на новый качественный уровень [4]. Известно, что негласный круг задач полиции шире, чем установленные законом функции и конечно, работа в полиции нелегка. Сами сотрудники ОВД России свою бездеятельность не редко оправдывают недостаточными социальными гарантиями, плохим материально-техническим обеспечением и т. д. Каждый полицейский знал обо всем этом, перед тем как дать присягу и посвятить всю свою жизнь лозунгу: «Служа закону — служу народу». Нерадивый всегда и во всем найдет причины для того, чтобы не работать, намного труднее найти причины вкладывать в работу сердце и душу. Согласно установленным требованиям, после окончания реформирования системы органов внутренних дел — в ней должны остаться только лучшие сотрудники, не способные нанести ущерб авторитету полиции.
Благодаря добросовестным полицейским и ответственным работников МВД России, которые каждый день профессионально выполняют свою работу и приходят на помощь людям, общественное доверие, поддержка и хорошее отношение граждан к сотрудникам правоохранительных органов возвращается. На федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел возложена обязанность по постоянному проведению мониторинга общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинга взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты исследования регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет [4].
Взаимодействие полиции и СМИ также является действенной формой профилактики преступлений, из результатов мониторинга известно, что население оценивает деятельность полиции именно на основе различных публикаций. Поэтому на пресс-службу МВД России возложены задачи объективного освещения деятельности полиции, в том числе по вопросам профилактики правонарушений и привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности. В связи с этим при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции [2].
Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Положительных отзывов и благодарностей о деятельности ОВД России от граждан с каждым днем становится все больше, следовательно, реформирование структуры дает долгожданный положительный результат.
Литература:
Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ от 26.12.2009 г. № 4. ст. 445. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
Федеральный Закон от 07.02. 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ от 14.02.2011. № 7.ст. 900. (ред. от 25.06.2012).
Инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции, утвержденная приказом МВД России от 10.12.2012 г. № 8.
Официальный веб-сайт МВД РФ — URL: // http://www.mvd.ru
Свободная энциклопедия «Википедия».- URL: //: http://ru.wikipedia