В статье автор исследует сходства и различия кадровой политики в сфере образования в королевстве Марокко и в Российской Федерации. Доказано, что благодаря реформам образование в Марокко развивается стремительными темпами и в соответствии с актуальными практиками. Данный опыт может быть эффективно применен и в российской кадровой политике.
Ключевые слова: кадровая политика, сфера образования, королевство Марокко, Российская Федерация.
Вектор развития системы образования в Марокко и в Российской Федерации изначально существенно различался. Так, отмечается, что ведение самостоятельной политики в Марокко началось после завершения колониального владычества в 1956 году. Ранее система образования в Марокко осуществлялась по французским методикам и учебникам, а также на французском языке [5, с. 430]. После переворота все учителя, имеющие высокую квалификацию, выбыли во Францию, а страна встретилась с беспрецедентным кризисом в сфере образования. Для нейтрализации негативного эффекта с 1999 года стали приниматься разнообразные реформы образования, исходя из которых за двадцать лет система образования в Марокко полностью трансформировалась. Большая часть реформ коснулась именно кадровой политики [2, с. 90].
Иной путь прослеживается на примере Российской Федерации: здесь система образования формировалась на протяжении веков: с 998 года (появление первых церковных школ) было принято множество реформ, связанных с именем Петра I, Екатерины II, П. А. Столыпина и т. п. [1, с. 531] В рамках формирования системы обучения применялись различные концепции и произошел переход от авторитарной к гуманистической системе педагогического процесса [4, с. 116]. Тем не менее, в отличие от Марокко, где прослеживается устойчивый ежегодный прогресс в системе образования, в Российской Федерации, напротив, с 2000-х годов наблюдается упадок. Данный фактор исследователи связывают с выбытием квалифицированных кадров из системы образования [3, с. 155]. Следовательно, проблема находится в плоскости кадровой политики.
Таким образом, в Марокко в последние несколько десятилетий особое внимание стало уделяться кадровой политике, тогда как в Российской Федерации — внедрению инноваций и другим процессам.
Отметим сходства и различия в кадровых политиках в Российской Федерации и в королевстве Марокко. Прежде всего, были сформированы параметры кадровой политики в сфере образования — они систематизированы на рисунке 1.
Рис. 1. Параметры кадровой политики в сфере образования [1, с. 532]
В соответствии с представленными параметрами был проведен сравнительный анализ кадровой политики в сфере образования в Марокко и в Российской Федерации и выявлено, что они имеют, как сходства, так и различия.
Сходства кадровых политик в сфере образования в Марокко и в Российской Федерации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сходства кадровых политик в сфере образования в Марокко и в Российской Федерации
Параметр оценки |
Королевство Марокко |
Российская Федерация |
Система поиска и подбора персонала всех уровней |
В обеих странах в системе подбора применяется конкурсная система, базирующаяся на квалификации персонала, его опыте. |
|
Взаимодействие с учреждениями профессионального образования |
Обе страны эффективно взаимодействуют с учреждениями профессионального образования: предусмотрена система стажировок и практик. |
|
Профессиональный рост |
Имеется система профессионального роста работников, с которой регулярно знакомят сотрудников, информируют их о развитии необходимых компетенций, необходимых для горизонтального и вертикального продвижения. |
|
Таким образом, исследуемые страны имеют сходства в кадровой политике в сфере образования в области конкурсной системы приема на работу, во взаимодействии с профессиональными учреждениями, а также в области профессионального роста. На этом схожести кадровых политик Российской Федерации и Марокко — заканчиваются (Таблица 2).
Таблица 2
Различия в кадровой политике в сфере образования в Марокко и в Российской Федерации
Параметр оценки |
Королевство Марокко |
Российская Федерация |
Статус сотрудника |
Работник образования — государственный служащий, имеющий ряд гарантий |
Не имеет особого статуса |
Система поиска и подбора персонала всех уровней |
При участии региональных властей |
Организуется автономно через СМИ, печатные газеты, карьерные порталы, информационные стенды |
Взаимодействие со СМИ, центрами занятости |
- |
Активное взаимодействие |
Сохранение ценных для системы образования работников |
Перестройка всего образования (профсоюз, комплексные программы обучения и развития сотрудников) |
Отсутствует единый механизм |
Оплата труда и мотивация |
Выше средней по рынку, компенсация арендной платы или представление жилья, оплата проезда |
Ниже средней, оплата обедов и мобильной связи |
Системное развитие человеческого капитала |
Государственная программа непрерывного обучения сотрудников системы образования, региональные центры подготовки учителей и повышения квалификации. |
Отсутствует системное управление, каждое учреждение самостоятельно выбирает инструменты развития персонала. |
Разнообразие форм повышения квалификации кадров |
Государственная система повышения квалификации, центр подготовки педагогов, образовательное сообщество. |
Единая политика в данной области — отсутствует. |
Таким образом, кадровая политика в сфере образования двух стран существенно различается: в королевстве Марокко приняты актуальные механизмы управления кадровым составом в рамках государственной стратегии, тогда как в Российской Федерации большинство направлений осуществляется автономно. При существующем темпе развития и реформирования в среднесрочной перспективе образование Марокко выйдет на лидирующие положения в Африке и сможет стать конкурентоспособным на международной арене. Ряд практик реформирования может использоваться и в Российской Федерации: для сохранения педагогического состава, а также повышения его квалификации в соответствии с актуальными вызовами.
Литература:
1. Баранова, С. К. Кадровая политика в сфере образования / С. К. Баранова. — Текст: непосредственный // Государственное и административное управление в России. — 2020. — № 4. — С. 531–536.
2. Володина, М. А. Образовательная политика в арабских странах как фактор нациестроительства (на примере Марокко, Алжира и Ливана)/ М. А. Володина — Текст: непосредственный // Общественные науки и современность. — 2020. — № 6. — С. 90–102.
3. Поспелова С. А. Проблемы кадровой политики в сфере образования/ С. А. Поспелова. — Текст: непосредственный // Российский человек в «разломе эпох». — 2021. — № 4. — С. 155–156.
- Семенов, С. А. Проблемы системы образования современной России / С. А. Семенов, И. И. Антюшев. — Текст: непосредственный // Наследие И. Я. Яковлева в контексте развития образования и духовно-нравственного воспитания. — 2023. — № 3. — С. 116–120.
5. Успанов, И. А. Возможности удовлетворения внутреннего спроса на образование в Марокко / И. А. Успанов, Т. А. Тропникова. — Текст: непосредственный // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». — Москва: Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие», 2021. — С. 430–436.