Структура доходной части бюджета муниципального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.10.2023

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Зверева, Н. Е. Структура доходной части бюджета муниципального образования / Н. Е. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106926/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор исследует структуру доходной части бюджета муниципального образования.

Ключевые слова: местный бюджет, муниципальное образование, бюджетный кодекс, доход.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой совокупность доходов и расходов муниципального образования.

Структуру бюджета составляют его доходная и расходная части. Если его расходная часть в законодательстве не устанавливается детально, то доходная часть бюджета, напротив, описывается достаточно подробно.

Доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексов РФ источниками финансирования дефицита бюджета [1].

Можно отметить, что Федеральный закон № 131-ФЗ не устанавливает конкретного перечня доходов местного бюджета или их источников. Вместо этого содержит нормы, которые отсылают нас на налоговое, бюджетное и прочее законодательство, посвященное обязательным платежам, подтверждая, что бюджет муниципального образования является комплексным институтом, регулирующимся несколькими отраслями права.

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней [2].

Прежде всего, налоговую часть доходов составляют местные налоги и сборы. Таковых налоговым законодательством устанавливается всего три [3].

Во-первых, земельный налог, который уплачивается собственниками при нескольких условиях, в частности, если земельный участок находится в собственности или в одном из видов владения, таких как постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, и исчисляется из его кадастровой стоимости. Налоговая ставка, в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ [4], устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Во-вторых, налог на имущество физических лиц. В данном случае уплата налога производится за недвижимое имущество иного вида, не отнесенного к земельным участкам, например, за жилой дом, квартиру, иные здания, сооружения, которыми обладают лица на праве собственности.

В-третьих, торговый сбор, который вводится и уплачивается в случае, когда организации и индивидуальные предприниматели решают осуществлять предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования, в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, используя свое движимое и недвижимое имущество. Торговый сбор является наиболее редким видом из местных налогов.

Сделаем следующее уточнение в отношении многоуровневых типов муниципальных образований: согласно Бюджетному кодексу РФ в бюджеты городских и сельских поселений подлежат зачислению налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами сельских поселений на соответствующей территории, по нормативу 100 процентов; а в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от местных налогов, взимаемых лишь на межселенных территориях по нормативу 100 процентов.

Ввиду того, что на практике существование межселенных территорий недостаточно распространено, то налоговая часть доходов бюджета именно муниципального района от взимания местных налогов достаточно мала.

В налоговую часть доходов местного бюджета поступают так же средства федеральных и региональных налогов. Действующим законодательством достаточно подробно урегулирован порядок распределения таких налогов между уровнями бюджетов: федерального, регионального и местного. В местный бюджет идет часть в процентном соотношении по нормативу от доходных поступлений по соответствующему виду налога. В частности, например, в бюджет муниципального района зачисляются такие виды налоговых доходов от федеральных налогов, как налог на доходы физических лиц, взимаемый на территориях городских поселений, по нормативу 5 %; налог на доходы физических лиц, взимаемый на территориях сельских поселений, по нормативу 13 %; налог на доходы физических лиц, взимаемый на межселенных территориях, по нормативу 15 %; а так же налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами по различным нормативам. Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов установлены статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ.

Отметим, что существует тенденция уменьшения нормативов от федеральных налогов, в особенности, по бюджетообразующему — налогу на доходы физических лиц. Так, если до 2015 года в бюджеты муниципальных образований зачислялось порядка 20 % от поступлений налога на доходы физических лиц, то на сегодняшний день этот норматив снижен до 15 %.

Налоговую часть дохода местного бюджета составляют налоговые штрафы и пени. Сумма таких штрафов исчисляется и зачисляется в бюджет в том случае, если расчет штрафа и пеней происходит от суммы или ставки неуплаченного налога. К примеру, статьей 119 Налогового кодекса РФ установлено, что непредставление в установленный срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 % не уплаченной суммы.

Далее рассмотрим неналоговые доходы местного бюджета, которые урегулированы статьей 62 Бюджетного кодекса РФ.

В местный бюджет поступают неналоговые доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Муниципалитет вправе сдавать в аренду, продавать имущество и иным образом использовать помещения, здания, строения, сооружения, позволяющие принести доход.

Также среди неналоговых доходов выделяются доходы от платных услуг, представляемых казенными учреждениями муниципального образования. Кроме того, муниципальными образованиями могут создаваться муниципальные предприятия. Если таковые имеются и получают прибыль, то данная прибыль будет поступать в проценте, установленном муниципальным правовым актом, в бюджет муниципального образования.

Существует так же широкий перечень доходов от установления сервитутов. В неналоговую часть дохода бюджета муниципального образования поступает соразмерная плата за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, к примеру, с целью прогона скота, строительства и эксплуатации линейных объектов, которые не могут быть обеспечены без установления такого сервитута.

В отдельную категорию неналоговых доходов местного бюджета считаем необходимым выделить и административные штрафы.

Суммы за несоблюдение регионального закона об административных правонарушениях, выражающееся в нарушении муниципальных правовых актов, зачисляются в бюджет соответствующего муниципального образования. На территории Ивановской области, к примеру, установлено, что нарушение установленных правил санитарного содержания и благоустройства территорий муниципальных образований — влечет предупреждение или наложение штрафа [5]. Штраф подлежит к уплате в местный бюджет.

В силу частей 16, 17, и 20 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ:

— суммы штрафов, неустоек или пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед муниципальным органом подлежат зачислению в местный бюджет по нормативу 100 %;

— денежные средства, изымаемые в собственность муниципальных образований в соответствии с решениями судов в отдельных случаях, подлежат зачислению в местный бюджет по нормативу 100 %,

— денежные средства, полученные от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства, заготовки древесины и продукции незаконного природопользования, подлежат зачислению по нормативу 100 % в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, по месту причинения вреда окружающей среде.

Наиболее часто встречаемым из вышеперечисленных по статье 46 Бюджетного кодекса РФ видом доходов, смеем предположить, являются зачисляемые в местный бюджет размеры неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных муниципальными контрактами в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ [6]. Здесь идет речь о наступлении гражданско-правовой ответственности. Как пример, за просрочку исполнения обязательств по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, по контракту, заказчиком которого выступает местная администрация. Исчисление суммы, поступающей в бюджет муниципального образования, зависит, в первую очередь, от условий конкретного муниципального контракта и длительности нарушения.

Компенсация, связанная с нецелевым использованием денежных средств местного бюджета, подлежащая возвращению в соответствующий бюджет, так же является одним из видов неналогового дохода.

В классификации доходов местного бюджета наряду с налоговыми доходами и неналоговыми доходами выделяется третья категория: безвозмездные поступления.

Согласно части 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся дотации, субсидии и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Чаще они предоставляются на сферы строительства и транспорта.

Субвенции выплачивается местным бюджетам из бюджета субъекта и представляют собой межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Наиболее часто можно заметить среди таких полномочий обязанность по социальной поддержке детей-сирот, создание и обеспечение деятельности административных комиссий.

Дотации — это межбюджетные трансферты, которые представляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использований.

Необходимо отметить, что главным отличием дотаций от субсидий и субвенций является то, что дотации не носят целевого характера как такого.

Дотации имеют несколько основных целей, среди которых:

— выравнивание бюджетной обеспеченности;

— поддержка сбалансированности бюджета;

— иные дотации (в частности, дотация может выступать поощрением за наилучшие показатели социально-экономического развития).

Иные межбюджетные трансферты детально не конкретизированы законодательством, однако обобщим практические цели, для чего они могут быть предоставлены.

Итак, в первую очередь, они предоставляются для софинансирования полномочий органов местного самоуправления, в случае, когда таковые не урегулированы федеральными законами и законами субъектов; а так же смеем предположить, что предоставление иных межбюджетных трансфертов становится актуальным в момент реформирования того или иного законодательства, когда ранее предусмотренные для решения вопросы оказываются обязательством муниципалитетов.

Кроме того, существуют случаи предоставления бюджетных ассигнований, которые выступают источниками финансового обеспечения иных межбюджетных трансфертов, из резервных фондов Президента РФ, Правительства РФ, правительства субъекта. Чаще всего это происходит в случаях различных стихийных бедствий.

Часть 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ к безвозмездным поступлениям относит и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. К таковым могут относиться целевые благотворительные гранты, нецелевые поступления в виде денег и иного имущества.

Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Подчеркнем, что Бюджетный кодекс РФ не относит к доходам местного бюджета бюджетные кредиты. Бюджетный кредит всегда и без исключения предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Отсюда вытекает, что данной категории присущи основные принципы кредитования, а не принципы доходов.

Резюмируем, что доходы местного бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов местного самоуправления, позволяющие им реализовать свои властные полномочия. Доходы местного бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (в частности, с главой 9 Бюджетного кодекса РФ), законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах, а так же включают в себя налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2023. № 16. Ст. 2765.
  2. Белоглазова Ю. С., Князева Г. А. Налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального образования // Экономика и бизнес. 2022. № 10. С. 273.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2023. № 26. Ст. 4676.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; 2023. № 26. Ст. 4676.
  5. Об административных правонарушениях Ивановской области: Закон Ивановкой области от 24.04.2008 № 11-ОЗ (ред. 13.04.2023) // Ивановская газета. 2008. № 76.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 14.04.2023. № 3700202304140011.
  6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652; 2023. № 25. Ст. 4417.
Основные термины (генерируются автоматически): местный бюджет, муниципальное образование, Бюджетный кодекс РФ, доход, бюджет, налог, местное самоуправление, норматив, лицо, поступление.


Похожие статьи

Дотационное финансирование субъектов РФ (на примере Республики Дагестан)

В статье авторы пытаются определить механизм предоставления дотаций, проблемы формирования доходной базы республиканского бюджета.

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения мес...

Статистический анализ доходов местного бюджета

В статье выполнен статистический анализ доходов местного бюджета города Оренбурга. Его зависимость от различных показателей — инвестиции в основной капитал, численность населения, оборот розничной торговли, прибыли финансовых учреждений до налогообло...

Особенности расходов местного бюджета

В статье рассматриваются особенности и тенденции формирования и исполнения расходной части местного бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Проблемы формирования местных бюджетов

В статье рассматриваются проблемы формирования местного бюджета. Также рассмотрены ограничения самостоятельной деятельности местного самоуправления и проблемы, приводящие к дефициту.

Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии

В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии)

В статье рассматривается исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ.

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ, но и законами субъектов Р...

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Прогнозирование доходов в местный бюджет

Прогнозирование доходов в местный бюджет дает возможность оценить вероятность исполнения планов бюджета в следующем году.

Похожие статьи

Дотационное финансирование субъектов РФ (на примере Республики Дагестан)

В статье авторы пытаются определить механизм предоставления дотаций, проблемы формирования доходной базы республиканского бюджета.

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения мес...

Статистический анализ доходов местного бюджета

В статье выполнен статистический анализ доходов местного бюджета города Оренбурга. Его зависимость от различных показателей — инвестиции в основной капитал, численность населения, оборот розничной торговли, прибыли финансовых учреждений до налогообло...

Особенности расходов местного бюджета

В статье рассматриваются особенности и тенденции формирования и исполнения расходной части местного бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Проблемы формирования местных бюджетов

В статье рассматриваются проблемы формирования местного бюджета. Также рассмотрены ограничения самостоятельной деятельности местного самоуправления и проблемы, приводящие к дефициту.

Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии

В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии)

В статье рассматривается исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ.

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ, но и законами субъектов Р...

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Прогнозирование доходов в местный бюджет

Прогнозирование доходов в местный бюджет дает возможность оценить вероятность исполнения планов бюджета в следующем году.

Задать вопрос