Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.10.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Дыба, Л. И. Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи / Л. И. Дыба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106935/ (дата обращения: 16.11.2024).



Очень часто дети дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи испытывают трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма.

Как правило, ребёнку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют собственно графомоторные умения (способ удерживания карандаша или ручки, силу нажима, ритм, плавность, степень произвольности в их выполнении), а также упражнений, обуславливающих успешность овладения этими навыками (зрительное и кинестетическое восприятие, ориентировка в двумерном пространстве, зрительно-двигательная координация и др.)

Осуществляя поиск дополнительных форм работы с детьми с общим недоразвитием речи, на занятиях я стала применять методику, разработанную Алицией Зарин совместно с сотрудниками и студентами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. А.Зарин была разработана система упражнений, в основе которой лежиткопирование графических рисунков.

457174.jpg

На логопедических занятия в мы используем альбомы А.Зарин, в которых представлено 70 рисунков — образцов для графомоторных упражнений. Это контурные изображения узоров или реальных объектов окружающей действительности. Они различны по степени сложности, поэтому дошкольники работают с ними в определённой последовательности.

01labnm641357253319.jpg 03labnm641357253320.jpg 07labnm641357253322.jpg

Каждому ребёнку выдаётся рисунок для копирования, чистый лист бумаги, калька или прозрачная бумага, на которых можно оставить след с помощью фломастера, карандаша или ручки. На начальных этапах работы задание предъявляется в форме интересной игры («Фокус», «Посмотри, что получилось», «Мы художники» и т. д.) Игровая мотивация снимает эмоциональное и двигательное напряжение, и процесс копирования приносит ребёнку большое удовольствие.

Положение, в котором ребёнок выполняет копирование, может быть разным:

— лист с рисунком-образцом может быть прикреплён к мольберту или доске, расположенной на стене — ребёнок копирует его стоя;

— лист с рисунком-образцом лежит на столе — ребёнок копирует его стоя;

— лист с рисунком-образцом лежит на столе — ребёнок копирует его сидя, в положении, обычном для рисования.

Мы соблюдаем следующую последовательность работы с каждым рисунком-образцом:

  1. Восприятие рисунка («Что это?»), разгадывание загадки, ассоциирование с реальными объектами («На что похоже?»)
  2. Проведение пальцем по контуру рисунка-образца для создания двигательного образа изображения.
  3. Воспроизведение рисунка-образца движением пальца над ним в воздухе для того, чтобы почувствовать ритм движения — создание кинестетического образа рисунка, который лежит в основе выполнения графического изображения.
  4. Копирование рисунка-образца в разных положениях с последующим совместным обсуждением результатов деятельности, обыгрыванием полученных рисунков, созданием коллекций и выставок рисунков.

Кроме копирования на базе рисунков-образцов используем и другие виды графических работ. Они позволяют разнообразить работу, делают её более привлекательной для дошкольника, способствуют развитию творческого воображения, помогают улучшить свои коммуникативные навыки, расширить словарный запас.

Интересными для детей видами работ являются:

— раскрашивание или штриховка полученных изображений;

— дополнение рисунков новыми элементами по желанию ребёнка;

— самостоятельное рисование простых рисунков по рисунку-образцу;

— перевод изображения через копирку на бумагу с последующим раскрашиванием, штриховкой или дорисовыванием;

— создание картин из переведённых через копирку рисунков и т. д.

В процессе организации упражнений мы соблюдаем целый ряд условий и требований:

Системность.

Упражнения предлагаются ребёнку на каждом занятии. Хорошей формой совместной деятельности, интересного и полезного проведения свободного времени является выполнение вместе с родителями дома уже знакомого упражнения. Контроль за действиями ребёнка .

Обращаем внимание на качество выполнения задания, оказываем ребёнку поддержку похвалой, советом, подсказкой, напоминанием, действием. Следим за соблюдением правил рисования (поза при рисовании, направление рисования, точное соблюдение линий, ребёнок не должен отрывать карандаш от бумаги, не спешить).

Создание соответствующего эмоционального настроя.

Независимо от полученного результата, усилия ребёнка всегда поощряются и оцениваются положительно. Это даёт возможность укреплять в ребёнке веру в собственные силы, вселяет в него уверенность, стимулирует старание и стремление выполнить упражнение как можно лучше.

Привлекательным процесс рисования делает изменение материала, через который происходит копирование, использование разноцветных карандашей, ручек, фломастеров, маркеров. Выбор, чем рисовать, зависит от моторных возможностей ребёнка.

Вначале предлагаем рисовать фломастером и маркером, т. к. их удобно держать, и без особых усилий получается яркий и хорошо заметный след. Это особенно важно для детей со сниженным мышечным тонусом.

Карандаш, используемый при копировании, всегда мягкий. Ручку используем не сразу, а тогда, когда качество выполняемых ребёнком изображений становится достаточно высоким.

Коррекционно-развивающие возможности копирования достаточно велики. Этот вид работы не только способствует развитию зрительного и кинестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, плавности, ритмичности и точности движений, но и развитию речи, мышления, памяти.

Дети проявляют большой интерес к процессу копирования изображений, прилагают усилия и старания, чтобы выполнить их как можно лучше, искренне радуются полученным результатам.

Конечным результатом таких упражнений является готовность дошкольников к письму и преодоление тех трудностей, с которыми дети могут столкнуться в школе.

Основные термины (генерируются автоматически): зрительно-двигательная координация, кинестетическое восприятие, копирование, общее недоразвитие речи, ребенок, рисунок, упражнение.


Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности смыслового чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности смыслового чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задать вопрос