В статье рассматриваются отдельные вопросы дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Ключевые слова: административное судопроизводство, административный надзор.
Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [1] урегулированы правоотношения, связанные с осуществлением органами внутренних дел надзора, чтобы лица, освободившиеся из мест соблюдения свободы, соблюдали временные ограничения своих прав и свобод, установленные судом. Главной целью закона является применение и установление мер, которые бы препятствовали совершению новых преступлений лицами, освободившимися из мест лишения свободы.
Непосредственно сам административный надзор устанавливается в судебном порядке. Процессуальные аспекты его установления урегулированы главой 29 КАС РФ. Раньше, до принятия КАС РФ, административный надзор устанавливался в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ [2], что порождало много дискуссий о неоднозначном толковании норм об участниках подобного судопроизводства, их процессуального статуса и полномочий, сроках рассмотрения дел и т. д. [3]
Цель суда, осуществляющего производство по делу об административном надзоре, сводится к поиску баланса между безопасностью общества, в которое после освобождения из мест лишения свободы возвращается лицо и обеспечением прав личности поднадзорного [4].
В случае игнорирования судом данного баланса последует недостижение цели профилактики, так как чрезмерное ограничение прав лица, жесткий контроль его поведения будет способствовать изоляции от общества поднадзорного, возникнет проблема его социализации, что приведет к совершению им новых преступлений.
Статья 270 КАС РФ устанавливает правила подачи административных исковых заявлений, связанных с административным надзором, в суд: в зависимости от содержания заявления (об установлении, продлении, досрочном прекращении, дополнении или частичной отмене административных ограничений) определяет заявителя (исправительное учреждение, орган внутренних дел, прокурор, поднадзорное лицо или его представитель), сроки подачи заявления.
В соответствии с требованиями статей 133, 139 КАС РФ, приняв от исправительного учреждения или органа внутренних дел административное исковое заявление, суд выносит определение о назначении судебного заседания, которое должно содержать положения, изложенные в статьях 135, 139 КАС РФ. Срок рассмотрения заявления по делам об административном надзоре сокращен и составляет 20 дней на основании ч. 7 ст. 272 КАС РФ.
Обязанность доказывания обстоятельств, приведённых в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Возникают трудности с извещением лиц к которым заявлены требования о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений, так как срок рассмотрения заявления по данной категории дел составляет всего 10 дней. Большинство поднадзорных лиц злоупотребляют спиртными напитками, не работают, не имеют регистрации на территории РФ и постоянного места жительства, известить о судебном заседании таких лиц очень сложно, поэтому зачастую полиция самостоятельно обеспечивает явку поднадзорного лица и необходимые копии документов вручаются непосредственно перед судебным заседанием.
Суд вправе рассмотреть дело без участия надлежащим образом извещенного административного ответчика, освобожденного из мест лишения свободы, явка которого признана обязательной, если последний не явился в судебное заседание и не сообщил об уважительных причинах своей неявки, в том случае, когда имеются достаточные доказательства [5].
Учитывая отрицательную характеристику лица, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре (административного ответчика), не сложно предположить о том, что, как правило, такие лица в подавляющем большинстве случаев не являются самостоятельно в судебное заседание, что, как представляется, препятствует полноте, всесторонности и объективности рассмотрения административного искового заявления об административном надзоре.
Обратимся к судебной практике. Так, решением Центрального районного суда г.Твери от 10.09.2020 г. был установлен административный надзор в отношении Г [6]. Преступление, совершенное Г., относится к категории особо тяжких преступлений и предусматривает срок погашения судимости 8 лет. Суд установил административный надзор, обязав Г. являться на регистрацию в ОВД по месту нахождения 2 раза в месяц, установил запрет на пребывание вне жилого помещения с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, но с учетом графика выполнения трудовых функций по избранному месту работы, с целью осуществления контроля над лицом в ночное время, запрет на выезд за пределы муниципального образования, выбранного в качестве места жительства, запрет на посещение мест торговли спиртными напитками в розлив, а также мест их потребления, с целью недопущения совершения правонарушений в общественных местах, запрет находится на территории детских, школьных, общеобразовательных учреждений.Данные ограничения являются достаточно типовыми, за исключением двух последних, которые связаны напрямую с видом преступления, которое было совершено.
Резюмируя изложенное, можно сказать, что введение административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является прогрессивной мерой, но в правоприменительной практике возникают вопросы, в частности вопрос соотношения интересов общества и лица, в отношении которого устанавливается надзор и вопрос извещения лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, необходимость его присутствия в судебном заседании. Однако, стоит отметить, что судебная практика по установлению административного надзора достаточно единообразна.
Литература:
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»// Российская газета. 08.04.2011. N 75
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
- Мухоркина Е. И. Проблемы производства по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы// Аллея Науки. — 2018. — № 9. — с 452
- Мухоркина Е. И. Активность суда и состязательность процесса по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы// Аллея Науки. — 2018. — № 9. — С.598
- Лебедева О. О. Производстве по делам об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы// Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Мат. Конф. Изд: Санкт-Петербургский университет МВД РФ., 2020. — с. 639
- Решение Центрального районного суда г.Твери от 10.09.2021 г. № 2а-1586/2020. Код доступа: http://ce№ tral№ y.twr.sudrf.ru/