В статье автор рассматривает теоретические основы, задачи, этапы и специфику готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР). Приводит пример ряда требований к дидактическому материалу, применяемому на занятии по обучению грамоте детей с ЗПР.
Ключевые слова : задержка психического развития, подготовка к обучению грамоте, дошкольное образование.
Грамота — это тонкий и сложный процесс овладения навыком чтения и письма слов, предложений, текстов, изложения и оречевления своих мыслей в устной и письменной форме, понимания значения отдельных слов, предложений, смысла текста.
Известно, что овладение грамотой — это достаточно сложный умственный процесс, который требует созревания многих высших психических функций у дошкольников. Для успешного обучения в школе ребенку необходимо иметь высокий уровень сформированности таких компонентов функций как: эмоционально-волевого, моторного, когнитивного, языкового, личностного.
Автор утверждает, что особенность готовности к обучению грамоте у ребенка с ЗПР характеризуется тем, что у него присутствует моторная неловкость, снижена ориентировка в пространстве, отмечается низкий уровень мотивации к занятиям, наблюдается недостаток внимания и концентрации, ослаблены смысловые связи, нет системы представлений об окружающем, нарушена память, отмечается повышенная утомляемость [2]. Недоразвитие способности к осмысленному анализу звуковой стороны речи и состава слов, затрудняет процесс овладения навыками чтения и письма.
Обучение детей письму и чтению будет эффективно только при сформированном познавательном отношении к речи, осознанной ориентировке в звуковой структуре и словарном составе языка.
Так как в современном мире преобладает аналитико-синтетический метод обучения грамоте, то в первую очередь у детей дошкольного возраста должны быть сформированы фонематические процессы как система в целом.
По мнению многих авторов (Л. С. Выготский, Т. Г. Егоров, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская и др.), несформированность или нарушение фонематической системы влечет изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия [1].
Большие трудности испытывают дети, у которых не сформирован фонематический анализ, именно он является основой формирования фонематической системы в целом, в период подготовки к обучению грамоте.
Вызывает огромные трудности в процессе обучения грамоте звуковой анализ и синтез слов, слогов — важный этап логопедической работы. Это связано с нарушением у детей дошкольного возраста с ЗПР фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие создает благоприятные условия для успешного овладения грамотой в будущем.
Для выработки многих орфографических и речевых навыков необходим высокий уровень фонематического восприятия. Системное недоразвитие речи характерно для детей с ЗПР, при этом страдает речь в целом как функциональная, система. И этого можно сделать вывод, что в начальной школе у детей с ЗПР имеются нарушения устной и письменной речи [5]. Следовательно, важно создать условия, при которых в процессе подготовки к обучению грамоте, учитывается фактор нарушения всей системы речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
В своём докладе С. В. Чейлях выделяет следующие основные задачи подготовки детей к освоению чтения и письма:
- Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически, изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
- Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи, овладения простыми видами звукового анализа
- Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове [7].
Структура работы по подготовке к обучению грамоте носит поэтапный характер. Подготовительный этап состоит из двух разделов:
Первый — формирование умения слушать звучание слова, выделять из слов определенные, отдельные звуки, вырабатывать четкую артикулему и произношение этих звуков.
Второй — развитие умение последовательного выделения и сочетания звуков в словах разных типов слоговой структуры.
Основная цель первого раздела обучить детей осознанному выделению конкретного звука. Это осознанное действие приходит к детям постепенно, при обучении проговаривания слова с утрированным произнесением заданного звука и без его выделения интонацией.
Из анализа методической литературы, обзора многочисленных научных работ ученых можно сделать вывод о том, что обучение начальным видам звукового анализа и синтеза рекомендуется начинать с гласных звуков и букв (а, о, у, и, э, ы). В дальнейшем, после усвоения гласных звуков, переходят к освоению согласных звуков. В работе с согласными звуками чаще применяется прием усиленного утрирования. Так как у детей с задержкой психического наблюдается недоразвитие фонематического слуха, то, следовательно, для них является трудным дифференцирование схожих по звучанию фонем. Логично, в начале уделить время работе по различению несходных по звучанию фонем ([б]- [з], [р]- [ж]). После усвоения таких различных по звучанию фонем, целесообразно перейти к более схожим фонемам, из одной группы по месту образования звука. Работу лучше выстроить в паре звуков: шипящие, свистящие, сонорные звуки ([ш]- [ж], [с]- [з], [р]- [л]). На заключительном подэтапе раздела включаются упражнения на дифференциацию оппозиционных в произнесении звуков. Здесь работа строится на различии свистящих и шипящих звуков, твердых, мягких, звонких и глухих ([з]- [ж], [с]- [ш], [п]- [п'], [б]- [п]). Вместе с этим дети обогащают свои знания терминами «твердые-мягкие согласные», «звонкие-глухие согласные», «парные-непарные согласные», совместно с изучением условных обозначений звука. На данном этапе дошкольного обучения, при прохождении вышеупомянутых разделов подготовки к обучению грамоте, необходимо выстроить коррекционный процесс так, чтобы на психоэмоциональном уровне сознания замотивировать детей с ЗПР появлению первого познавательного интереса к родному языку, а в дальнейшем и к процессу обучения грамоте в школе.
Эффективность коррекционно-образовательного процесса обеспечивается применением разнообразной, постоянной практико-ориентированной деятельности детей в течение всего периода занятий. Так как основным видом деятельности в дошкольный период является игровая деятельность, соответственно, каждое занятие включает игровые приемы, множество наглядно-дидактических пособий (домики звуков и букв, чистоговорки, загадки, опорные схемы, фонетические рассказы), позволяющих развивать и поддерживать интерес к занятиям и успешно осваивать новый материал.
Необходимо придерживаться ряда требований, при применении наглядного и дидактического материала на занятии по подготовке к обучению грамоте:
- Подбор наглядного-демонстрационного, увлекательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами и этапами обучения, и конечно с учетом актуального уровня психофизического развития детей, а также учитывать индивидуальный подход.
- Подобранный материал активно применяется на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
- Педагог осуществляет контроль над деятельностью детей, при работе с раздаточным, наглядным, дидактическим материалом.
- Дидактические игры, упражнения, применяются для закрепления пройденного материала и используются для ознакомления с новым.
- Приветствуется создание положительного эмоционального настроя, способствующего включению детей в изучение нового материала посредством воспитания познавательного интереса.
- Крайне важно сочетать различные методы и приемы в работе с детьми с ЗПР и соблюдать их смену в контексте одного занятия. Целесообразно применять наглядные, словесные, игровые, практические методы. Не менее важно использовать различные приёмы: опыты, беседы, сюжетно-ролевые и многие другие.
- Необходимо ранжировать подачу наглядно-демонстрационного материала, сменяя ее практической деятельностью.
Исходя из выше сказанного, процесс по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития носит системный характер, выполняется поэтапно, включает применение комплекса наглядно-демонстрационного, дидактического, игрового материала. На занятиях по подготовке к обучению грамоте применяются различные формы организации детей: подгрупповые, фронтальные и индивидуальные занятия. Систематическая работа в сочетании с грамотно подобранной методикой работы обеспечивает повышение уровня усвоения нового материала, развития всех компонентов речи, повышения мотивации к последующей учебной деятельности и успешное освоение процесса чтения и письма в целом.
Литература:
- Блонский П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. — М.: Академия, 2020. — 574 с.
- Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. М.: Академический проект, 2020. ‒ 184 с
- Дети с задержкой психического развития / под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Академия, 2021. ‒ 256 с.
- Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. –: Москва: Педагогика, 1975. — 111 с. https://poisk-ru.ru/s45757t2.html
- Костина Л. М. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина. СПб.: Питер, 2018. ‒ 198 с.
- Мачихина В. Ф. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе //Под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. М., 1992. https://elib.natlibraryrm.ru/
- Чейлях С. В. Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы в контексте ФОП дошкольного образования.: доклад, 02.06.2023г. https://multiurok.ru/files/doklad-na-temu-podgotovka-detei-k-obucheniiu-gramo.html