Этапы подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста (6–7 лет) с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 24.10.2023

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Кожухова, Ю. В. Этапы подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста (6–7 лет) с задержкой психического развития / Ю. В. Кожухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106950/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает теоретические основы, задачи, этапы и специфику готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР). Приводит пример ряда требований к дидактическому материалу, применяемому на занятии по обучению грамоте детей с ЗПР.

Ключевые слова : задержка психического развития, подготовка к обучению грамоте, дошкольное образование.

Грамота — это тонкий и сложный процесс овладения навыком чтения и письма слов, предложений, текстов, изложения и оречевления своих мыслей в устной и письменной форме, понимания значения отдельных слов, предложений, смысла текста.

Известно, что овладение грамотой — это достаточно сложный умственный процесс, который требует созревания многих высших психических функций у дошкольников. Для успешного обучения в школе ребенку необходимо иметь высокий уровень сформированности таких компонентов функций как: эмоционально-волевого, моторного, когнитивного, языкового, личностного.

Автор утверждает, что особенность готовности к обучению грамоте у ребенка с ЗПР характеризуется тем, что у него присутствует моторная неловкость, снижена ориентировка в пространстве, отмечается низкий уровень мотивации к занятиям, наблюдается недостаток внимания и концентрации, ослаблены смысловые связи, нет системы представлений об окружающем, нарушена память, отмечается повышенная утомляемость [2]. Недоразвитие способности к осмысленному анализу звуковой стороны речи и состава слов, затрудняет процесс овладения навыками чтения и письма.

Обучение детей письму и чтению будет эффективно только при сформированном познавательном отношении к речи, осознанной ориентировке в звуковой структуре и словарном составе языка.

Так как в современном мире преобладает аналитико-синтетический метод обучения грамоте, то в первую очередь у детей дошкольного возраста должны быть сформированы фонематические процессы как система в целом.

По мнению многих авторов (Л. С. Выготский, Т. Г. Егоров, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская и др.), несформированность или нарушение фонематической системы влечет изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия [1].

Большие трудности испытывают дети, у которых не сформирован фонематический анализ, именно он является основой формирования фонематической системы в целом, в период подготовки к обучению грамоте.

Вызывает огромные трудности в процессе обучения грамоте звуковой анализ и синтез слов, слогов — важный этап логопедической работы. Это связано с нарушением у детей дошкольного возраста с ЗПР фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие создает благоприятные условия для успешного овладения грамотой в будущем.

Для выработки многих орфографических и речевых навыков необходим высокий уровень фонематического восприятия. Системное недоразвитие речи характерно для детей с ЗПР, при этом страдает речь в целом как функциональная, система. И этого можно сделать вывод, что в начальной школе у детей с ЗПР имеются нарушения устной и письменной речи [5]. Следовательно, важно создать условия, при которых в процессе подготовки к обучению грамоте, учитывается фактор нарушения всей системы речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

В своём докладе С. В. Чейлях выделяет следующие основные задачи подготовки детей к освоению чтения и письма:

  1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически, изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
  2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи, овладения простыми видами звукового анализа
  3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове [7].

Структура работы по подготовке к обучению грамоте носит поэтапный характер. Подготовительный этап состоит из двух разделов:

Первый — формирование умения слушать звучание слова, выделять из слов определенные, отдельные звуки, вырабатывать четкую артикулему и произношение этих звуков.

Второй — развитие умение последовательного выделения и сочетания звуков в словах разных типов слоговой структуры.

Основная цель первого раздела обучить детей осознанному выделению конкретного звука. Это осознанное действие приходит к детям постепенно, при обучении проговаривания слова с утрированным произнесением заданного звука и без его выделения интонацией.

Из анализа методической литературы, обзора многочисленных научных работ ученых можно сделать вывод о том, что обучение начальным видам звукового анализа и синтеза рекомендуется начинать с гласных звуков и букв (а, о, у, и, э, ы). В дальнейшем, после усвоения гласных звуков, переходят к освоению согласных звуков. В работе с согласными звуками чаще применяется прием усиленного утрирования. Так как у детей с задержкой психического наблюдается недоразвитие фонематического слуха, то, следовательно, для них является трудным дифференцирование схожих по звучанию фонем. Логично, в начале уделить время работе по различению несходных по звучанию фонем ([б]- [з], [р]- [ж]). После усвоения таких различных по звучанию фонем, целесообразно перейти к более схожим фонемам, из одной группы по месту образования звука. Работу лучше выстроить в паре звуков: шипящие, свистящие, сонорные звуки ([ш]- [ж], [с]- [з], [р]- [л]). На заключительном подэтапе раздела включаются упражнения на дифференциацию оппозиционных в произнесении звуков. Здесь работа строится на различии свистящих и шипящих звуков, твердых, мягких, звонких и глухих ([з]- [ж], [с]- [ш], [п]- [п'], [б]- [п]). Вместе с этим дети обогащают свои знания терминами «твердые-мягкие согласные», «звонкие-глухие согласные», «парные-непарные согласные», совместно с изучением условных обозначений звука. На данном этапе дошкольного обучения, при прохождении вышеупомянутых разделов подготовки к обучению грамоте, необходимо выстроить коррекционный процесс так, чтобы на психоэмоциональном уровне сознания замотивировать детей с ЗПР появлению первого познавательного интереса к родному языку, а в дальнейшем и к процессу обучения грамоте в школе.

Эффективность коррекционно-образовательного процесса обеспечивается применением разнообразной, постоянной практико-ориентированной деятельности детей в течение всего периода занятий. Так как основным видом деятельности в дошкольный период является игровая деятельность, соответственно, каждое занятие включает игровые приемы, множество наглядно-дидактических пособий (домики звуков и букв, чистоговорки, загадки, опорные схемы, фонетические рассказы), позволяющих развивать и поддерживать интерес к занятиям и успешно осваивать новый материал.

Необходимо придерживаться ряда требований, при применении наглядного и дидактического материала на занятии по подготовке к обучению грамоте:

  1. Подбор наглядного-демонстрационного, увлекательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами и этапами обучения, и конечно с учетом актуального уровня психофизического развития детей, а также учитывать индивидуальный подход.
  2. Подобранный материал активно применяется на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
  3. Педагог осуществляет контроль над деятельностью детей, при работе с раздаточным, наглядным, дидактическим материалом.
  4. Дидактические игры, упражнения, применяются для закрепления пройденного материала и используются для ознакомления с новым.
  5. Приветствуется создание положительного эмоционального настроя, способствующего включению детей в изучение нового материала посредством воспитания познавательного интереса.
  6. Крайне важно сочетать различные методы и приемы в работе с детьми с ЗПР и соблюдать их смену в контексте одного занятия. Целесообразно применять наглядные, словесные, игровые, практические методы. Не менее важно использовать различные приёмы: опыты, беседы, сюжетно-ролевые и многие другие.
  7. Необходимо ранжировать подачу наглядно-демонстрационного материала, сменяя ее практической деятельностью.

Исходя из выше сказанного, процесс по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития носит системный характер, выполняется поэтапно, включает применение комплекса наглядно-демонстрационного, дидактического, игрового материала. На занятиях по подготовке к обучению грамоте применяются различные формы организации детей: подгрупповые, фронтальные и индивидуальные занятия. Систематическая работа в сочетании с грамотно подобранной методикой работы обеспечивает повышение уровня усвоения нового материала, развития всех компонентов речи, повышения мотивации к последующей учебной деятельности и успешное освоение процесса чтения и письма в целом.

Литература:

  1. Блонский П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. — М.: Академия, 2020. — 574 с.
  2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина.  М.: Академический проект, 2020. ‒ 184 с
  3. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной.  М.: Академия, 2021. ‒ 256 с.
  4. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. –: Москва: Педагогика, 1975. — 111 с. https://poisk-ru.ru/s45757t2.html
  5. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина.  СПб.: Питер, 2018. ‒ 198 с.
  6. Мачихина В. Ф. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе //Под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. М., 1992. https://elib.natlibraryrm.ru/
  7. Чейлях С. В. Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы в контексте ФОП дошкольного образования.: доклад, 02.06.2023г. https://multiurok.ru/files/doklad-na-temu-podgotovka-detei-k-obucheniiu-gramo.html
Основные термины (генерируются автоматически): грамота, ребенок, дошкольный возраст, обучение, грамота детей, дидактический материал, занятие, звук, звуковой анализ, звучание фонем, психическое развитие, слово, фонематическое восприятие.


Ключевые слова

дошкольное образование, задержка психического развития, подготовка к обучению грамоте

Похожие статьи

Особенности физической подготовленности старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены особенности физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР. Проанализированы показатели физических качеств детей с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормальным темпом психического развития.

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).

Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития

В статье произведен анализ процесса адаптации к учебной деятельности детей с задержкой психического развития, которые имеют трудности в обучении.

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития

В статье содержатся сведения об особенностях связной речи младших школьников с задержкой психического развития. Изучены ведущие факторы, способствующие развитию связной речи детей с задержкой психического развития и особенности её формирования.

Похожие статьи

Особенности физической подготовленности старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены особенности физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР. Проанализированы показатели физических качеств детей с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормальным темпом психического развития.

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).

Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития

В статье произведен анализ процесса адаптации к учебной деятельности детей с задержкой психического развития, которые имеют трудности в обучении.

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития

В статье содержатся сведения об особенностях связной речи младших школьников с задержкой психического развития. Изучены ведущие факторы, способствующие развитию связной речи детей с задержкой психического развития и особенности её формирования.

Задать вопрос