В настоящее время в российском обществе вопросы совмещения двух видов деятельности женщин с детьми: родительского труда и профессионального труда в комплексе, в жизни современной женщины освещены слабо.
Но, в связи с демографическим вызовом, которое бросает нам время, становится понятно, что данный вопрос необходимо рассматривать, и освещать более детально.
Попадая в отпуск по уходу за ребенком, женщина находится под влиянием двух разнонаправленных течений: осознанное материнство, потребность дать своему ребенку самое лучшее, любовь, заботу, удовлетворение всех нужд и потребностей, и нежелание «выпадать из профессиональной обоймы».
Убеждение о том, что женщина, попадая в отпуск по уходу за ребенком «сидит в декрете», распространенное в нашем обществе, по мнению автора данной статьи совершенно ошибочное. Время отпуска по уходу за ребенком — это прекрасное время для самоопределения, саморазвития и повышения квалификации.
Актуальность раскрытия темы совмещения родительского труда и профессионального труда подтверждается развитием и усилением мер социальной государственной поддержки женщин.
На государственном уровне в данный момент активно реализуется национальный проект «Демография», разработанный Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Разработан Федеральный проект, входящий в Национальный — по направлению «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет».
Основной задачей, реализуемой в рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», является проведение курсов переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, а также женщин с детьми дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в службу занятости.
Автором данной статьи было проведено исследование на предприятиях отрасли железнодорожного транспорта, в области изучения проблемных моментов, с которыми сталкиваются женщины после выхода из отпуска по уходу за ребенком.
В ходе работы использовался метод исследования — анкетирование группы работников, объединенных по единому признаку нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Анкетирование было проведено с целью изучения возможных узких мест и нахождения способов улучшения и совершенствования существующей системы организации труда работников, вышедших из отпуска по уходу за ребенком. [1]
Проанализировав ответы респондентов на вопросы, можно сделать вывод о том, что респонденты выбрали наиболее приоритетные направления развития и совершенствования системы организации труда работников, вышедших из отпуска по уходу за ребенком, а именно: факторы, способствующие скорейшей вторичной адаптации работников, вышедших из отпуска по уходу за ребенком. Вторичная адаптация — приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности.
По мнению респондентов, одним из наиболее важных факторов, способствующих скорейшей вторичной адаптации в должности, после выхода из отпуска по уходу за ребенком, является наличие на предприятии «Системы поддержания и повышения уровня квалификации работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком» (по мнению 23 % респондентов — работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; по мнению 39 % респондентов — руководителей работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком).
В ходе опроса была выявлена потребность респондентов в поддержании уровня квалификации и профессиональных знаний, так, подавляющее большинство 94 % опрошенных хотят расти профессионально и поддерживать свои знания, находясь в отпуске по уходу за ребенком.
В связи с этим, автор данной статьи предлагает возможность внедрения на предприятиях отрасли железнодорожного транспорта «Системы поддержания и повышения уровня квалификации работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком». Образ результата графически представлен на рисунке 1.
Рис. 1 Система поддержания и повышения уровня квалификации работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком
Образ результата внедрения «Системы поддержания уровня квалификации работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком», автор данной статьи представляет, как совокупность слаженной работы двух систем — Системы дистанционного обучения (СДО), Системы двухсторонней обратной связи.
Таким образом, непосредственный руководитель работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, добавляет по мере актуальности новые нормативные документы в базу на портале СДО.
Специалист, находясь в отпуске по уходу за ребенком, имеет доступ (логин, пароль, личный кабинет) на платформу дистанционного обучения СДО.
Специалист имеет право:
— свободного ознакомления с поступившими в базу основополагающими нормативными документами и с нормативными документами по секторам/отделам, в зависимости от специфики труда и должностных обязанностей;
— прохождения тестирования, с целью проверки собственных знаний; запроса обратной связи от непосредственного руководителя, по интересующим вопросам, касающимся новых нормативных документов, технологий работы и прочим профессиональным нововведениям.
Специалист, за месяц до официального выхода из отпуска по уходу за ребенком на должность, имеет возможность пройти ознакомление на портале СДО с базами документов: основополагающими нормативными документами и с нормативными документами по секторам/отделам, в зависимости от специфики труда и должностных обязанностей; пройти тестирование на основании изученных документов, тем самым проверив себя самостоятельно на соответствие современным квалификационным требованиям, а также таким правом владеет непосредственный руководитель данного сотрудника, который может проверить уровень подготовленности работника к выходу из отпуска по уходу за ребенком, дать обратную связь и необходимые рекомендации по изучению актуальной информации.
Специалист, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, имеет доступ к системе двусторонней обратной связи через официальный онлайн-чат в телеграмм-канале / либо рабочую группу в мессенджере, чат-бот в телеграмме, для реализации возможности задать вопрос непосредственным руководителям, получения интересующей информации по тем, или иным нормативным документам, технологиям работы и прочим профессиональным нововведениям.
Преимущества внедрения «Системы поддержания уровня квалификации работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком» — это возможность ее внедрения и тиражирования на всех предприятиях отрасли, применимо ко всем категориям работников.
При наличии данной системы на предприятии, работник выстраивает свои индивидуальные карьерные стратегии в сторону возврата, после отпуска по уходу за ребенком, на прежнее место работы, потому что точно знает, что его там ждут. Чтобы быть конкурентоспособным среди своих коллег и рассчитывать в дальнейшем на повышение в должности и оплате, важно использовать время отпуска по уходу за ребенком для поддержания и совершенствования своих навыков и знаний.
Внедрение «Системы поддержания и повышения квалификации работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком», несет за собой весомые социально-экономические эффекты, как для работника, так и для работодателя:
— закрепление высококвалифицированных кадров,
— снижение текучести персонала,
— повышение уровня лояльности работника к предприятию,
— рост производительности и эффективности труда работников, вышедших из отпуска по уходу за ребенком.
В результате внедрения данной системы, работодатель комплексно подойдет к решению вопроса о совмещении двух видов важной в современном российском обществе деятельности женщин с детьми: родительского труда и профессионального труда.
Литература:
- Шливе, Е. Н. Анкетирование работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, как инструмент выявления резервов для совершенствования системы организации труда / Е. Н. Шливе. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — URL: https://moluch.ru/archive/489/106857/ (дата обращения: 22.10.2023).