Роль математической подготовки студентов СПО строительных специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.10.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Беленко, М. С. Роль математической подготовки студентов СПО строительных специальностей / М. С. Беленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 308-310. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106957/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для студентов средних специальных учебных заведений строительных специальностей, как и для других технических, крайне необходимым является усвоение цикла естественно-научных дисциплин, в частности математики.[1]

Общие вопросы необходимости должного уровня математического образования в средних специальных учебных заведениях в литературе были освещены многими авторами, такими как Л. Н. Кашинцева [3], И. Б. Невзорова [4], И. В. Николаева [5], М. И. Башмаков [2], О. А. Арюкова [1] и др. Однако авторами зачастую не приводится конкретики, т. е. не показано на примерах, где и в какой форме необходимы знания математики и умения их применять.

Все авторы сходятся во мнении, что математика для техников необходима, и этому существует множество причин. Но одна из причин является наиболее очевидной: без знания математики решение многих практических задач в рамках специальных дисциплин становится недоступным.

Рассмотрим статический расчет строительных конструкций, получивших очень широкое распространение, — балок. Данный расчет содержится в практических работах в рамках дисциплины ОП.02 «Техническая механика» для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». [8]

Для студентов умение производить статический расчет балки практически равно успешно освоенной дисциплине, части это расчета представлены в целых 19 практических работах (Практическая работа № 1 — № 19), из общего количества — 25 работ на всю дисциплину. [7]

Статический расчет сводится к грамотному определению внутренних усилий в балке и построению эпюр поперечных сил и изгибающих моментов, возникающих в результате приложения различного рода нагрузок. На рисунках 1 и 2 приведены случаи плоского и чистого изгибов.

Плоский или прямой изгиб

Рис. 1. Плоский или прямой изгиб

При плоском поперечном изгибе в балке возникают два вида внутренних усилий (рисунок 1, в): поперечная сила Q y , где y — ось симметрии (главная центральная ось) и изгибающий момент M x ., где x — другая главная центральная ось сечения, нормальная к оси симметрии.

Если изгибающий момент M x является единственным внутренним силовым фактором, то такой изгиб называется чистым (рисунок 2). При наличии поперечной силы Q y изгиб называется поперечным.

Чистый изгиб

Рис. 2. Чистый изгиб

Непосредственная связь с математикой сразу прослеживается. Приступая к изучению теоретической стороны вопроса, студенты сталкиваются со следующим определением: «Эпюра внутренней силы — график, показывающий изменение этой силы по длине балки». А следом с понятием «Основные дифференциальные соотношения теории изгиба». А далее с фразами: «Правила построения эпюр поперечных сил и изгибающих моментов являются следствием дифференциальных и интегральных зависимостей»[2], «В сечении, где поперечная сила равна нулю, изгибающий момент достигает экстремального значения (максимального или минимального)».

Каждая из вышеперечисленных фраз мысленно отсылает студентов к одному очень важному и довольно сложному для них разделу Дисциплины «Математика» [8] — «Основы дифференциального и интегрального исчисления». [6]

Дифференциальные зависимости при изгибе, существующие в виде теоремы Журавского (теоремы Шведлера)[3] позволяют установить особенности эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Всего таких особенностей около десяти. Некоторые из них:

— В тех сечениях балки, где Q = 0, изгибающий момент экстремален по величине ( М max , M min ).

— Эпюра Q представляет собой диаграмму производной от эпюры M . Значит, ординаты Q пропорциональны тангенсу угла наклона касательной к эпюре M.

— Приращение функции изгибающего момента на рассматриваемом участке численно равно площади эпюры поперечных сил на этом участке с соответствующим знаком.

Статический расчет балки довольно сильно связан с вопросами дифференциального и интегрального исчисления. Поэтому успех освоения технической механики связан с успехом освоения математики курсом ранее.

Преподавателям математики следует уделять особое внимание тем темам и разделам дисциплины, которые особенным образом коррелируют со специальными дисциплинами. Ведь от этого зависит общий уровень подготовки выпускников средних специальных учебных заведений.

Литература:

  1. Арюкова О. А. Математика в формировании профессиональной компетенции специалиста в учреждениях СПО// International Journal of Humanities and Natural Sciences. — vol.10–1. — С.37–39.
  2. Башмаков, М. И. Примерная программа учебной дисциплины «Математика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]/ М. И. Башмаков, А. Г. Луканкин. М.: ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008. http://www.morb.ru/professional/spo/prog/mat.doc — 24с.
  3. Кашинцева Л. Н. О проблемах математической подготовки студентов технического колледжа // Национальная ассоциация ученых (НАУ). — 2015. — № VII (12).
  4. Невзорова И. Б. Особенности подготовки будущих техников-программистов к профессиональной деятельности в процессе обучения математике в контексте компетентностного подхода// Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) — 2015. — № 8 (17).
  5. Николаева И. В., Крылов Д. А. Модель формирования математической компетентности студентов колледжа // Вестник Марийского государственного университета. — 2017. — Т.11. — № 3. — С.33.
  6. Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Математика «Краснодарский колледж управления, техники и технологий» специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
  7. Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Техническая механика «Краснодарский колледж управления, техники и технологий» специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
  8. Учебный план среднего профессионального образования НА 2022–2023 уч. год «Краснодарский колледж управления, техники и технологий» по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

[1] ЕН 01. Математика (в рамках ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл)

[2] Дифференциальные зависимости между q, Qz и Мy.

[3] http://www.soprotmat.ru/izgib.files/image063.gif откуда http://www.soprotmat.ru/izgib.files/image065.gif

Основные термины (генерируются автоматически): изгибающий момент, поперечная сила, главная центральная ось, знание математики, интегральное исчисление, ось симметрии, сила, статический расчет, статический расчет балки, чистый изгиб.


Похожие статьи

Роль учебной практики в формировании исследовательских компетенций у студентов-историков

Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Формирование лексической компетенции при обучении языку специальности студентов технических вузов

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Формирование познавательной активности студентов технических специальностей в высших учебных заведениях

Пути повышения качества обучения математике студентов экономических специальностей

Профессиональная подготовка экономистов посредством решения оптимизационных задач

Формирование мотивационной составляющей обучения на примере изучения дифференциальных уравнений

Возможности проектных технологий по формированию проектировочных умений обучающихся в профессиональном обучении

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Похожие статьи

Роль учебной практики в формировании исследовательских компетенций у студентов-историков

Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Формирование лексической компетенции при обучении языку специальности студентов технических вузов

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Формирование познавательной активности студентов технических специальностей в высших учебных заведениях

Пути повышения качества обучения математике студентов экономических специальностей

Профессиональная подготовка экономистов посредством решения оптимизационных задач

Формирование мотивационной составляющей обучения на примере изучения дифференциальных уравнений

Возможности проектных технологий по формированию проектировочных умений обучающихся в профессиональном обучении

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Задать вопрос