В статье проведен анализ правовых основ незаконного вознаграждения от имени юридического лица, составляющих состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ. Определены объект и субъект, объективная и субъективная стороны указанного правонарушения. Также в статье рассмотрена правоприменительная практика по данной статье, изучены статистические данные.
Ключевые слова: юридическое лицо, незаконное вознаграждение, должностное лицо, административное правонарушение, служебное положение.
Незаконное вознаграждение от имени юридического лица образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ. Данная статья включена в главу «Административные правонарушения против порядка управления» КоАП РФ. Диспозиция данной статьи представляет собой регламентацию таких незаконных действий, как действия, совершаемые от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица, по незаконной передаче, предложению или обещанию денег, ценных бумаг или иного имущества, оказанию услуг имущественного характера либо предоставлению имущественных прав должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации за совершение в интересах организации этим должностным лицом действия (бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением. Состав названного административного правонарушения имеется также в случае, если по поручению должностного лица денежное вознаграждение передается, предлагается или обещается, услуги имущественного характера оказываются, имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу [1].
Согласно «Обзору судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 КоАП РФ, субъектами административных правонарушений по делам изучаемой категории являлись коммерческие, а также в ряде случаев некоммерческие организации (например, бюджетные учреждения) [2]. В подавляющем числе случаев объективная сторона административного правонарушения выражалась в незаконной передаче денежных средств от имени и в интересах юридического лица должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Выплата незаконного вознаграждения может быть осуществлена как непосредственно должностным лицом, так и по его приказу другими лицами. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что наиболее частыми представителями юридического лица являются директора. Так, директор ООО «Фусум» М. М. Гафуров, действуя в интересах юридического лица ООО «Фусум» осуществил действия, связанные с незаконной передачей должностному лицу — исполняющему обязанности начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по республике Башкортостан З. И. Ильбакову, денежных средств в сумме 2 млн. руб., т. е. в крупном размере, за оказание последним заведомо незаконных действий — положительного решения по письму. Советский районный суд г. Уфы признал ООО «Фусум» виновным в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренное ч. 2 ст.19.28 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 млн. руб. с конфискацией денег в размере 2 млн. руб. [4].
Некоторая особенность возбуждения административного производства по делам, связанным с незаконным вознаграждением от имени юридического лица, заключается в том, что полномочиями по возбуждению обладает исключительно прокурор. Согласно статистическим показателям, результаты работы прокуроров по привлечению к административной ответственности юридических лиц за последние три года по ст. 19.28 КоАП РФ остаются примерно одинаковыми. Так, в 2019 г. вынесено 392 постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, в 2020 г. — 382 и в 2021 г. — 384. Показатели привлечения лиц к административной ответственности по постановлению прокурора так же остается примерно на одинаковом уровне: в 2019 г. — 343, в 2020 г. — 330 и в 2021 г. — 335. Однако, несмотря на одинаковые показатели, сумма наложенных штрафов значительно увеличилась: в 2019 г. — 613,4 млн. руб., в 2020 г. — 622,4 млн. руб. и в 2021 г. — 873,8 млн. руб. В ч.1–3 ст. 19.28 КоАП РФ указаны санкции за совершение данного правонарушения, при этом в ч. 2 и 3 приведены штрафы за совершение правонарушения в крупном и особо крупном размере. Анализ судебной практики показывает, что наибольшее количество правонарушений за 2021 год зафиксировано по ч. 2 и 3 ст. 19.28 КоАП РФ, видимо, это вызвано значительным увеличением суммы наложенных штрафов, о чем свидетельствуют данные статистики, приведенной выше.
Стоит отметить, что к ст. 19.28 КоАП РФ приведено 6 примечаний, в четырех из которых дается обоснование применяемых терминов: должностное лицо; лицо, выполняющее управленческие функции; иностранное должностное лицо; крупный размер и особо крупный размер. Однако, в примечании 5 дается пояснение, согласно которому имеются основания для освобождения юридического лица от административной ответственности. Для применения примечания 5 к ст. 19.28 КоАП РФ должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением. Так, согласно Решения Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область) постановление по делу об административном правонарушении не подлежит отмене, так как обращение Ф. с явкой с повинной не являлось его личной инициативой, а было вызвано задержанием сотрудниками правоохранительных органов. Считает, что само по себе признание Ф. вины в содеянном преступлении после изобличения и задержания не свидетельствует о совершении ООО «ДП» действий, способствовавших выявлению административного правонарушения [3].
Проведенный анализ правовых основ незаконного вознаграждения от имени юридического лица позволил определить состав, объекта и субъекта правонарушения, объективную и субъективную стороны. Анализ статистических показателей за последние три года показал, что количество вынесенных постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях и количество привлечений лиц к административной ответственности по постановлению прокурора остается примерно на одинаковом уровне, однако, сумма наложенных штрафов значительно возросла за последний год, что, видимо, вызвано увеличением решение по ч. 2 и 3 ст. 19.28 КоАП РФ. Выявленные особенности позволяют определить, что необходимо создание превентивных мер для борьбы с ними в части доработки имеющегося законодательства.
Литература:
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
- Обзор судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
- Решение № 12–378/2020 от 9 июля 2020 г. по делу № 12–378/2020 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular.
- Постановление № 5–86/2019 от 20 мая 2019 г. по делу № 5–86/2019 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/ DOmz9jeNw3gr.