В статье рассматривается система общественного транспорта Казани, проводится анализ представленных видов транспорта, вводится коэффициент нагрузки на остановки общественного транспорта.
Ключевые слова: общественный транспорт, зоны обслуживания, маршруты, автобусные остановки.
На сегодняшний день г. Казань обладает достаточно разветвленной сетью общественного транспорта. Здесь представлены 4 вида внутригородского сообщения: метро, автобусы, троллейбусы и трамваи. Количество маршрутов представлено в таблице 1.
Таблица 1
Количество маршрутов общественного транспорта по виду сообщения [4]
Вид сообщения |
Количество маршрутов |
Метро |
2 |
Автобус |
56 |
Троллейбус |
10 |
Трамвай |
9 |
Итого |
77 |
Количество маршрутов приведено с учетом «встречных», то есть дублирующих маршрут, но двигающихся навстречу транспортных средств, такими, например, являются маршруты 10 и 10а, один из которых двигается по часовой стрелке, а другой против. К таким маршрутам также была отнесена единственная существующая ветка метро, поэтому в таблице значение количества маршрутов метро равно 2.
Как видно из таблицы, автобусная сеть самая развитая, что связано с простотой эксплуатации данного вида транспорта. Главным преимуществом автобуса является: передвижение по дорогам общего пользования.
Сеть маршрутов наземного электротранспорта сопоставима, однако она очень разнообразна по структуре. Так трамвайная сеть имеет определенную закольцованность. Трамвайные пути проложены по Большому казанскому кольцу, одно из ответвлений соединяет БКК и Авиастроительный район, а второе проходит через улицы: Гвардейская, Николая Ершова и Сибирский Тракт.
В свою очередь, маршруты троллейбусов соединяют 2–3 соседних района и не отличаются большой протяженностью.
Основным преимуществом электротранспорта является отсутствие вредных выбросов. Однако электротранспорт более требователен к инфраструктуре города, ему необходима контактная сеть, а трамваю требуются трамвайные пути. Эти недостатки обуславливают относительно слабое развитие данного вида общественного транспорта. В ряде городов России в последнее время отказываются от троллейбусов: «За последние 10 лет прекратилось троллейбусное движение в Тюмени, Кургане, Владикавказе, Благовещенске, Астрахани. Весной исчезли троллейбусы с улиц Перми» [6].
Метро же является наиболее дорогим, но в то же время высокоэффективным способом перемещения в городе. Метро Казани представлено лишь одной веткой метро с 11 станциями. Единственная ветка «пронизывает» город с севера на юг, тем самым формируя связь между отдаленными спальными районами и центром города. Слабый охват территории города метрополитеном провоцирует жителей горожан использовать пересадки при перемещении по городу. Такая практика позволяет сэкономить время в пути, но приводит к увеличению цены использования общественного транспорта, делая его сопоставимым с использованием личного автомобиля. Во избежание этого в Казани введен пересадочный тариф: «При первом прикладывании карты запускается счетчик времени, и пассажир в течение 45 минут может совершить пересадку с одного вида электрического транспорта на другой без дополнительной оплаты. При повторном прикладывании, если время не истекло, на валидаторе высвечивается надпись: «Годен». Поездка по новому тарифу будет на 17 % дешевле при оплате проезда транспортной картой и на 25 % — при оплате банковской картой» [1].
По итогам 2022 года пассажиропоток в общественном транспорте в Казани составил 220,9 млн человек, что на 7 % больше, чем годом ранее. Об этом заявил замглавы исполкома Ильдар Шакиров, передает пресс-служба мэрии.
70 % перевозок пришлось на автобусы. Всего ими в прошлом году воспользовались 153,4 млн человек. Вторым по популярности стало метро с 30,5 млн человек. Троллейбусы и трамваи перевезли 10 % (22,2 млн пассажиров) и 6 % (14,8 млн), соответственно [5].
Другой фактор, влияющий на качество транспортной сети — количество остановок общественного транспорта. Для анализа данного показателя была использована ГИС QGIS 3.16. В работе были использованы векторные слои Open street map (OSM), получаемые с помощью встроенного в QGIS модуля «QuickOSM».
Для анализа были загружены слои по тегу Highways, описывающего дороги и пути. Из всех слоев был выбран слой Bus_stop. Всего в слое насчитывается 1248 объектов. Необходимо учесть, что на картах OSM одна остановка общественного транспорта отмечается двумя точкам (на разных сторонах дороги), таким образом остается 624 остановки. Поэтому для более точного расчета, объекты с повторяющимся значением name (название остановки) были удалены. Также слой очищен от остановок экскурсионных автобусов. Таким образом в слое осталось 593 объекта, используемых в дальнейшей работе.
Следующий загруженный слой — слой с данными жилого фонда, где в атрибутивную таблицу занесены сведения о жилой площади помещения в доме. Эти сведения можно использовать для приблизительного расчета населенности района города. Методы пространственного анализа и применение инструментария ГИС позволит выявить наиболее загруженные остановки общественного транспорта.
Для этого в первую очередь для слоя с автобусными остановками создаются полигоны (диаграммы) Вороного. Диаграмма Вороного конечного множества точек S на плоскости представляет такое разбиение плоскости, при котором каждая область этого разбиения образует множество точек, более близких к одному из элементов множества S, чем к любому другому элементу множества [9].
Использование этого метода позволяет выявить территории, которые расположены наиболее близко к конкретным автобусным остановкам. Стоит отметить, что использование данного метода дает лишь первичную оценку близкорасположенных территорий, куда более точным методом будет построение изохрон и использованием дорожной сети, однако это требует значительно большей вычислительной мощности и затрат времени.
При расчете полигонов Вороного вокруг автобусных остановок была получена схема, показанная на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение полигонов Вороного для автобусных остановок г. Казань
Следующий шаг заключается в обработке данных полигонов. Стоит из их площади исключить крупные водные объекты: Куйбышевское водохранилище и устье р. Казанка. Таким образом можно рассчитать площадь обслуживания одной автобусной остановки. На этом шаге видно, что остановки с наименьшей площадью обслуживания расположены в центре города, а также в районе вблизи станций метро «Яшьлек», «Козья Слобода» и «Аметьево».
После расчета площади зоны обслуживания автобусных остановок анализируется слой с данными жилого фонда. Для этого, полигоны зданий преобразуются в точки. Затем производится расчет количества точек, лежащих в пределах каждой зоны обслуживания. При этом создается в атрибутивной таблице слоя зон обслуживания создается поле, рассчитывающее общую жилую площадь в пределах данного полигона. Таким образом можно приблизительно рассчитать количество жилой площади на одну остановку общественного транспорта. Это позволит рассчитать коэффициент нагрузки для каждой автобусной остановки по формуле 1
Формула 1
Где k — искомый коэффициент нагрузки
Sl — жилая площадь в пределах полигона, м 2
Ss — площадь полигона, соответствующего зоне обслуживания, км 2
Чем выше значение k, тем выше нагрузка на остановку. Заключительный шаг заключается в визуализации полученных значений. Таким образом была получена карта-схема, показанная на рисунке 2.
Рис. 2. Карта-схема распределения коэффициента нагрузки на автобусные остановки
Необходимо учесть, что в данном методе используются только данные по жилой площади, однако уже можно определить наиболее загруженные остановки. Такими являются улица Адоратского, д.1а, улица Академика Сахарова, улица Академика Глушко, улица Габдуллы Тукая, Библиотека, улица Хайдара Бигичева, улица Аделя Кутуя, Детский сад № 185.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в России оговорены правила размещения автобусных остановок в ОСТ 218.1.002–2003. В СП 42.13330.2011 оговорено лишь максимальная дальность пешеходных подходов до остановок общественного транспорта, которая составляет не более 500 м. Определение этого коэффициента позволяет определить оптимальное число маршрутов и единиц техники, необходимое для наиболее эффективной работы общественного транспорта. Дальнейшее усовершенствование примененного метода предполагает внесение сведений о маршрутах общественного транспорта, проходящих через остановки и выявление наиболее нагруженных маршрутов.
Литература:
- В Казани ввели 45-минутный пересадочный тариф для пассажиров разных видов общественного транспорта // Реальное время:— URL: https://realnoevremya.ru/articles/222476-v-kazani-vpervye-vveden-peresadochnyy-tarif-dlya-passazhirov (дата обращения: 22.10.2023).
- Загорский И. О. Эффективность организации регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом / И. О. Загорский, П. П. Володькин. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012–154 с.
- Исследование пассажиропотока и совершенствование организации маршрутных перевозок пассажирским транспортом на территории города Ижевска в целях подготовки документа планирования: Отчет о научно-исследовательской работе (рукопись) / Н. В. Догадина, А. А. Кашин, А. Ф. Кудрявцев и др.; под ред. В. П. Сидорова. Т. 2 Ижевск, 2016. 33 с.
- Маршруты // Транспортный сайт города Казани:— URL: https://kazantransport.ru/buses/routes/ (дата обращения: 22.10.2023).
- Опутают новой сетью. Зачем Казань меняет схему автобусных маршрутов? // Аргументы и факты. Казань: — URL: https://kazan.aif.ru/society/details/oputayut_novoy_setyu_zachem_kazan_menyaet_shemu_avtobusnyh_marshrutov (дата обращения: 22.10.2023)
- Почему в некоторых городах исчезают троллейбусы и трамваи // Российская газета:. — URL: https://rg.ru/2019/11/27/reg-szfo/pochemu-v-nekotoryh-gorodah-ischezaiut-trollejbusy-i-tramvai.html (дата обращения: 22.10.2023).
- СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01–89*" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820)
- Стандарт отрасли ОСТ 218.1.002–2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» (принят и введен в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 N ИС-460-р)
- Ф. Препарата, М. Шеймос. Вычислительная геометрия: Введение. — М.: Мир, 1989. Стр. 295