Система оздоровления часто болеющих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программа «Здоровый дошкольник» (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.10.2023

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Капсаргина, Т. В. Система оздоровления часто болеющих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программа «Здоровый дошкольник» (из опыта работы) / Т. В. Капсаргина, Н. А. Волегова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106966/ (дата обращения: 18.12.2024).



Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны.

Снижение уровня жизни, социальные потрясения, падение качества медицинского обслуживания, ухудшение экологической ситуации дают основание полагать, что и в будущем, если не будут предприняты радикальные меры, эта негативная ситуация не только сохранится, но и примет необратимый характер. Уже сейчас она несет реальную угрозу здоровью народов России. По понятным причинам, основной группой риска здесь являются дети младенческого, раннего и дошкольного возраста.

На сегодняшний день по данным медицинского осмотра детей, поступающих в наше дошкольное учреждение присмотра и оздоровления в 2020–2022 годах наблюдается снижение количества детей с I группой здоровья (с 36,5 % до 14.5 %), увеличение количества детей со II группой здоровья (с 73,2 % до 83,7 %). Из 30 детей, поступивших в детский сад в 2021–2022 учебном году — 17 детей (68 %) — часто и длительно болеющие дети. Из года в год наблюдается постепенно увеличение данного показателя.

Наши возможности каким-то образом повлиять на сложившуюся ситуацию минимальны. Реально оказать влияние на здоровье в условиях дошкольного учреждения можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.

В связи с этим возникла необходимость в разработке программы и открытия группы оздоровительной направленности с организацией разносторонней деятельности, направленной на сохранение здоровья детей раннего и младшего дошкольного возраста, реализацию комплекса образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий при тесном взаимодействии с родителями.

Программа оздоровления часто болеющих детей раннего и младшего дошкольного возраста «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» разработана инициативной творческой группой «Здоровье», в которую входят воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и медицинские работники.

Программа представляет собой систему физкультурно-оздоровительной работы с часто болеющими детьми и детьми с ослабленным состоянием здоровья раннего возраста.

Целью программы является создание системы физкультурно-оздоровительной работы с часто болеющими детьми раннего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Определить медико-педагогические условия, повышающие качество образовательной деятельности.
  2. Разработать стратегический план физкультурно-оздоровительных и мероприятий.
  3. Разработать индивидуальные маршруты оздоровления часто болеющих детей на основе взаимодействия с семьёй.
  4. Совершенствовать развивающую среду — пространство самореализации (создать условия для произвольных движений ребенка, совершаемых по собственной воле, желанию, без принуждения).
  5. Разработать и апробировать методы работы с родителями, направленные на оздоровление часто болеющих детей.
  6. Отследить результаты реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ.

Программа рассчитана на два года реализации и представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, направленных на реализацию поставленных цели и задач.

1 этап. Подготовительный (июнь-сентябрь 2021 г.)

Цель: определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей с целью определения индивидуального маршрута оздоровления.

Мероприятия:

  1. Комплексная оценка состояния здоровья детей, анкетирование родителей, педагогов, обработка полученных результатов.
  2. Разработка индивидуальных маршрутов оздоровления детей дошкольного возраста.
  3. Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада.
  4. Составление плана работа родительского клуба «Школа молодого родителя».

Цель работы школы: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области воспитания, развития и оздоровления детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Сформировать у родителей конкретные представления об особенностях психического развития ребенка раннего возраста.
  2. Помочь овладеть практическими способами взаимодействия с ребенком.
  3. Активизировать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  4. Разработка программы психологического сопровождения по арт — терапии «Волшебный мир».

Цель программы: развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.

Задачи:

  1. Формировать умения детей понимать и выражать собственное эмоциональное состояние через творчество.
  2. Развивать позитивную самооценку, повышать уверенность в своих силах.
  3. Развивать способности управлять своими чувствами и эмоциями.
  4. Снизить уровень тревожности, агрессивности, замкнутости.

2 этап. Основной (октябрь 2021 г. — 2021г.)

Цель: обеспечение научно-методических, материально-технических условий для реализации программы.

Мероприятия:

  1. Создание библиотеки специальной литературы по организации физкультурно-оздоровительной работы.
  2. Обучение инструктора по физической культуре на курсах в физкультурном диспансере.
  3. Приобретение необходимого спортивного инвентаря и оборудования.
  4. Пополнение развивающей среды приемных, игровых и спортивных центров, спортивной и уличных площадок оборудованием и играми.
  5. Выработка промежуточных рекомендаций по промежуточной коррекции оздоровления детей.
  6. Проведение в детском саду праздников, конкурсов «Мама, папа, я — спортивная семья» и др., Дней открытых дверей с целью вовлечения родителей в физкультурно-оздоровительную работу.
  7. Разработка плана совместных занятий детей и родителей в «Мягкой школе».

3 этап. Заключительный (май 2023 г.)

Цель: обобщение и анализ эффективности использования системы физкультурно-оздоровительной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Мероприятия:

  1. Определение комплексной системы мер по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни.
  2. Комплексная оценка состояния здоровья детей, анкетирование родителей, педагогов, обработка полученных результатов.

Динамика показателей здоровья обеспечивается показателями физического развития, распределением по группам здоровья, уровнем физической подготовленности. Комплексное изучение данных показателей позволяет судить об эффективности физкультурно-оздоровительной работы.

Эффективность оздоровления часто и длительно болеющих детей и детей с ослабленным состоянием здоровья оценивается по следующим показателям: положительная и соответствующая возрасту динамика основных показателей физического развития (вес, рост); при уменьшении длительности каждого последующего эпизода острого заболевания; при снижении числа дней посещения ДОУ, пропущенных одним ребенком за год; отсутствие осложненного течения острых заболеваний; при нормализации показателей функционального состояния организма (хороший сон, аппетит, улучшение эмоционального состояния, самочувствия).

Для всех групп риска рассчитывается показатель эффективности оздоровления (ПЭО):

(ПЭО) Показатель эффективности оздоровления

=

Число ЧБД снятых с учета по выздоровлению

*100 %

Общее число ЧБД, получивших оздоровление

Эффективным считается оздоровление при ПЭО не менее 23 %

В заключении хотелось бы отметить, что реализация программы дала нам возможность создать в группе эффективную систему оздоровления детей раннего и младшего дошкольного возраста в тесной взаимосвязи с родителями, а также позволила решить главный вопрос — снижение количество случаев острых респираторных заболеваний. И мы этого добились, посещаемость составляет 85 %. Пропуски по болезни уменьшились с 11–15 дней в месяц до 5.

Основные термины (генерируются автоматически): физкультурно-оздоровительная работа, ребенок, группа здоровья, младший дошкольный возраст, ранний возраст, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, здоровый образ жизни, физическая культура.


Похожие статьи

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух» (из опыта работы)

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Образовательная деятельность с детьми старшей группы в условиях ФГОС. Телевизионная игра «Лес — наш общий дом»

Организация работы с родителями воспитанников групп раннего возраста (из опыта работы)

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Познавательный интерес детей дошкольного возраста — платформа успешного обучения в школе (из опыта работы)

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)

Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации

Использование образовательного пространства территории ДОУ в развитии дошкольников (из опыта работы)

Похожие статьи

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух» (из опыта работы)

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Образовательная деятельность с детьми старшей группы в условиях ФГОС. Телевизионная игра «Лес — наш общий дом»

Организация работы с родителями воспитанников групп раннего возраста (из опыта работы)

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Познавательный интерес детей дошкольного возраста — платформа успешного обучения в школе (из опыта работы)

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)

Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации

Использование образовательного пространства территории ДОУ в развитии дошкольников (из опыта работы)

Задать вопрос