В статье автор исследует некоторые причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, дорожное движение, транспортное средство, безопасность дорожного движения, причина ДТП.
В настоящее время состояние дорожного движения характеризуется повышенной степенью аварийности на российских дорогах, данный факт подтверждается статистическими данными, согласно которым на территории нашего государства только в 2022 году зарегистрировано 140 212 ДТП, в которых погибло 14 593 человека, получило ранений/травм различной степени тяжести- 176 675 человек. Вместе с тем, за 8 месяцев 2023 года зарегистрировано 83 448 ДТП, около 9 тыс. погибших, ранено — 105 331 человек [3]. В данной связи нельзя не согласиться со словами нашего Президента о том, что: «Актуальной задачей остается повышение безопасности дорожного движения. Ситуация на дорогах, несмотря на определенные улучшения, по-прежнему остается сложной. Каждый день в ДТП погибает почти 50 и получают ранение около 600 человек. Это очень много. Трагически много».
Впервые дорожно-транспортное происшествие было зарегистрировано в Нью-Йорке в конце девятнадцатого века, в котором водитель совершил столкновение с велосипедом, именно с этого момента началась статистическая работа в сфере ДТП, а также данный факт послужил основанием для разработки классификации и исследованию механизма ДТП, введение относительно современных видов ответственности за нарушение правил дорожного движения. Не смотря на тот факт, что первое ДТП было совершено еще в девятнадцатом веке и примерно с того момента различные специалисты стали проводить анализ причин их возникновения в настоящий момент такие исследования не потеряли своей актуальности они постоянно подвергаются анализу и систематизации. Целью целостного исследования причин дорожно-транспортных происшествий выступает определение эффективных направлений деятельности по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий в интересах формирования и проведения эффективной государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом основной задачей является правильное установление причин ДТП, оценка весомости причин с целью разработки и обоснования эффективных мер по сокращению ДТП и снижению тяжести их последствий.
Проводя анализ мер, принимаемых в целях усовершенствования дорожной безопасности, необходимо выделить два основных вектора развития, а именно, таких как совершенствование самой организации и функционирования дорожного движения, а также изменение дорожной инфраструктуры, отвечающей всем стандартам и требованиям. Таким образом, все совершаемые дорожно-транспортные происшествия, исходя из характера своих причин возникновения, в настоящее время можно разделить на такие группы как:
1) «дорожно-транспортные происшествия, вызванные объективными факторами (например, несовершенство расстановки дорожных знаков, неблагоприятные погодные условия, изъяны дорожного полотна, техническая неисправность транспортного средства и т. д.);
2) дорожно-транспортные происшествия, вызванные действиями или бездействиями участников дорожного движения и иных лиц (водителя, пассажиров, пешеходов, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и т. д.);
3) дорожно-транспортные происшествия смешанного причинного комплекса» [1].
К субъективным факторам необходимо отнести следующие элементы:
1) «действия водителей (выбор приема управления ТС; неправильное избрание скорости либо же превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда переездов, обгона и др.);
2) поведение пешеходов, пассажиров и иных лиц, использующих транспортные средства и дорогой (передвижение вдоль проезжей части дороги, несоблюдение дорожных знаков и сигналов светофора и др.)» [1].
Колоссальное влияние на возникновение и развитие ДТП оказывают такие динамические элементы дорожной обстановки:
1) «скорость и интенсивность движения машин и пешеходов;
2) перемещение иных объектов по дорожному полотну;
3) поведение участников дорожного движения;
4) маневры движения транспортных средств;
5) изменение сигналов регулирования движения;
6) видимость;
7) обзорность и т. д. Отмечаем, что все указанные факторы необходимо учитывать водителю при управлении транспортным средством» [2].
В практике происходит смешение объективных и субъективных причин. На локальном уровне, т. е. при детерминированном методе анализа конкретного ДТП, предлагается «привязывать» поиск причины ДТП к конкретному нарушению отдельных пунктов Правил дорожного движения и других нормативных документов (ГОСТов, Методических рекомендаций, СНиПов, ОДН, ОДМ и т. п.).
Рассматривая скоротечную динамику ДТП необходимо отметить, что ее образуют такие составные элементы как: «водитель — автомобиль — дорога пешеход». Проводя анализ предаварийного этапа ДТП необходимо отметить, что в этот момент возникают факторы, которые по своей сути каким-либо образом приводят к нарушениям функционального равновесия и моментально требуют от водителя дополнительных мер для сохранения условий безопасности. К таковым факторам можно отнести смену погодных условий, резко изменившееся поведение пешеходов, неисправность ТС, отклонение в состоянии водителя и другое. В такой ситуации от водителя требуется определенная реакция на конкретную сложившуюся ситуацию. При переходе в этап возникновения аварийной ситуации происходит фактическое рассогласование, нарушение функциональных связей в системе дорожного движения, в результате которого водитель транспортного средства полностью или частично утрачивает способность своими действиями влиять на опасный ход события. Таким образом, из-за таких причин возникает неуправляемая аварийная обстановка, в условиях которой участники происшествия лишаются возможности влиять на механизм его развития. В механизм аварии могут включаться дополнительные факторы, так или иначе влияющие на финальный процесс события. В одних ситуациях они оказывают позитивное влияние и возникают менее тяжкие последствия. В других — оказывают отрицательное воздействие на финальную стадию происшествия и вызывают более тяжкие последствия.
Также следует отметить, что существует открытая и скрытая аварийная ситуация. Открытая характеризуется тем, что у ее участников имелась возможность вовремя обнаружить признаки ее возникновения, а фактическое обнаружение зависит от субъективных. Когда скрытая аварийная ситуация детерминируется условиями, которые объективно не позволяют участникам ДТП своевременно обнаружить ее возникновение. Для того чтобы установить скрытую аварийную обстановку, необходимо тщательно исследовать динамику события, особенности окружающей среды, ограничивающие возможности по обнаружению и оценке надвигающейся опасности.
Качество и эффективность принимаемых решений по обеспечению безопасности дорожного движения находятся в прямой зависимости от знания объективной картины причин ДТП и условий их возникновения. Для устранения причин дорожно-транспортных происшествий и их снижения необходимо постоянно внедрять все новые меры по их устранению, так как существующие меры не в полной мере справляются со своей задачей. Под мерами устранения необходимо понимать действия, направленные на устранении причин и условий, которые способствуют совершению дорожно- транспортных происшествий. Следует отметить, что на территории нашего государства каждый год разрабатывается план мероприятий для работников на транспорте с целью предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Подводя итог ко всему вышесказанному, необходимо прийти к выводу о том, что причины совершения ДТП на протяжении длительного времени остаются неизменными и подлежат расширительному толкованию. Вместе с тем, мы считаем, что существующие меру по их устранения в настоящий момент являются неэффективными Вместе с тем, изучив и проанализировав причины совершения ДТП, а также общие меры по их устранению, мы полагаем, что указанных мер в настоящее время недостаточно для поддержания безопасности дорожного движения.
Литература:
1. Иванова, И. А. Анализ факторов, влияющих на безопасность дорожного движения / И. А. Иванова, И. С. Лаврентьева. — Текст: непосредственный // X Международного научно-исследовательского конкурса. — Пенза: Наука и Просвещение, 2019. — С. 158–162.
2. Кудрявич, С. Б. Основные проблемы установления и применения административной ответственности за нарушение правил дорожного движения / С. Б. Кудрявич. — Текст: непосредственный // Новизна. Эксперимент. Традиции. — 2022. — №. — С. 34–40.
3. Показатели состояния безопасности. Сайт Госавтоинспекции ГИБДД МВД России URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 02.09.2023).