В статье автор анализирует аспекты эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: административная ответственность, дорожно-транспортное происшествие, дорожное движение, транспортное средство, безопасность дорожного движения.
Глобализация общества и мира в целом привела к масштабному техническому прогрессу, в результате чего одной из главенствующих целей любого правового государства, исходя из современных реалий, выступает процесс обеспечения безопасности дорожного движения. Немаловажно отметить, что ущерб и социальные потери, возникающие при совершении дорожно-транспортного происшествия по своей сущности, оказывают огромное влияние на государство и имеют общегосударственное значение. Данный факт обуславливает необходимость повышения эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
По своей сущности административная ответственность необходима для предотвращения негативных общественных явлений в сфере нарушений правил дорожного движения, следует отметить, что этому вопросу множество научных деятелей на протяжении многих лет анализируют статистические данные ДТП, посвящают свои труды. Однако, с каждым годом в связи с постоянным техническим прогрессом необходимо пересматривать отдельные законодательные положения для полноценного обеспечения безопасности в исследуемой сфере. Под термином административная ответственность за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения принято понимать «применение к лицам, которые совершили административные правонарушения, посягающие на состояние защищенности жизни, здоровья людей, их интересов, а также интересов других лиц во время перемещения людей и грузов механическими транспортными средствами, а также людей без транспортных средств по дорогах, административных взысканий, влекущих для этих лиц негативные последствия имущественного, морального, личностного или иного характера и налагаемых уполномоченными на то органами или должностными лицами на основаниях и в порядке установленных нормами административного законодательства» [2]. Нельзя не согласиться с мнением множества ученых о том, что современное административное законодательство нашего государства не заключает в себе достаточных норм, которые хотя и не влияют непосредственно на соблюдение ПДД, но имеют профилактическое значение, в следствие чего порождая административную деликтность. Вместе с тем, не только несовершенство законодательных положений влияет на безопасность дорожного движения, но, а также множество других факторов. Важно отметить, что отсутствие механизма воздействия на злостных нарушителей Правил дорожного движения приводит к большому числу повторных нарушений. Совершенствование действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения призвано создать такой механизм, который будет эффективно применяться в рамках современных общественных отношений и качественно воздействовать на нарушителей, а главное — предупреждать нарушения. Вместе с тем, не только изменение законодательных положений может изменить состояние аварийности на дорогах, в этой связи также необходимо уделять вопросам совершенствования дорожной инфраструктуры в целом. В данной связи нельзя не согласиться с мнением, С. А. Гусейнова: «наряду с правовой пропагандой и правовым принуждением важной является и задача изменения всей инфраструктуры дорожного движения (строительство дорог и автомобилей, современное дорожное движение, повышение технической и иной культуры в этой области). Что же касается правовых средств, то вся правовая работа должна вестись не столько по пути запретительства и повышения ответственности, сколько в области создания условий, максимально стимулирующих правомерное поведение участников дорожного движения» [1]. В настоящее время существует огромная проблематика по вопросам содержания дорог, и входящих в нее элементов. Несвоевременный ремонт, отсутствие бюджетных средств, заложенных на эти цели отчасти способствуют повышению состояние аварийности. Так, проводя анализ практики можно прийти к выводу о том, что множество ДТП совершается в частности из-за низкого качества дорожного полотна. В данной связи, полагаем необходимым усовершенствовать политику в рассматриваемой сфере. Необходимо отметить, тот факт, что реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», разработанный на 2019–2030 года в нашем государстве является одним из масштабных проектов настоящего времени. Так, например, в Челябинской области в 2023 году запланирован ввод в эксплуатацию после строительства, реконструкции, капитального ремонта и простого ремонта 736 километров автомобильных дорог общего пользования, что положительно скажется на улучшении безопасности дорожного движения в целом.
Также в вопросах повышения эффективности имеет ключевую роль пропаганда безопасности дорожного движения среди как несовершеннолетних граждан, так и взрослого населения нашей страны. В данной связи, полагаем, необходимым реализовать государственную политику не только при помощи ГИБДД, но также подключить и медицинские организации, которые могли бы организовать дополнительные курсы по вопросам оказания скорой медицинской помощи в случае ДТП. Данная необходимость, обусловлена тем, что при совершении ДТП вне населенных пунктов прибытие медицинской помощи на место совершения ДТП затруднено, и единственными кто может оказать помощь пострадавшим в моменте являются очевидцы, но из-за недостаточной квалификации многие люди не могут оказать первую медицинскую помощь пострадавшим лицам.
Еще одной проблемой в настоящее время является ввод в эксплуатацию населения новых технических средств, например, таких как гироскутеры, моноколеса, самокаты, сегвеи и другие. Указанные технические средства эксплуатируются при помощи придания движения механизмам, вращающим колёса, за счёт энергии аккумуляторной батареи, обеспечивающей возможность движения на расстояние до 39 км от одной зарядки. Между тем, технические характеристики некоторых моделей позволяют сопоставлять их с мопедами в связи с тем, например, что максимальная эксплуатационная скорость до 50 км/ч. Так, в теплое время года, многие граждане эксплуатируют указанные технические средства, вместе с тем, нарушая правила дорожного движения, в данной связи необходимо внести законодательные изменения, позволяющие регламентировать их участие в дорожном движении. С каждым годом участились случае наездов на таких технических средствах на пешеходов, а также и на другие транспортные средства, результатом данных ДТП страдает огромное количество граждан, причиняется не только вред здоровью, но и возникают случаи с летальным исходом участников такого ДТП.
Подводя итог ко всему вышесказанному, необходимо прийти к выводу о том, что безопасность на автомобильных дорогах — это важная цель любого современного правового государства. Для реализации указанной цели важно разрабатывать программы по улучшению ситуаций на автомобильных дорогах путем совершенствования не только законодательных норм, но необходимо уделять должное внимание дорожной инфраструктуре и эксплуатируемым транспортным средствам.
Литература:
1. Иванова, И. А. Анализ факторов, влияющих на безопасность дорожного движения / И. А. Иванова, И. С. Лаврентьева. — Текст: непосредственный // X Международного научно-исследовательского конкурса. — Пенза: Наука и Просвещение. —2019. — С. 158–162.
2. Исаев В. М. О некоторых аспектах действующего правового регулирования безопасности дорожного движения. — Текст: непосредственный // Общество: политика, экономика, право. — 2021. № 5. — С. 63–66.
3. Кудрявич, С. Б. Основные проблемы установления и применения административной ответственности за нарушение правил дорожного движения / С. Б. Кудрявич. — Текст: непосредственный // Новизна. Эксперимент. Традиции. — 2022. — №. — С. 34–40.