Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти является важной гарантией соблюдения прав и свобод человека. В демократическом государстве каждый гражданин должен иметь возможность контролировать действия тех, кто им управляет, а в случае нарушения законов иметь возможность привлечь чиновника к ответственности, отменить его решение, нарушающее права. В статье рассматривается становление и развитие судебного контроля над органами исполнительной власти.
Ключевые слова : права человека, административная юстиция, органы власти, должностные лица, ответственность, суд.
Одной из самых важных гарантий соблюдения прав гражданина и человека является возможность государственного контроля над деятельностью должностных лиц органов исполнительной власти. Представитель власти должен в первую очередь служить своему народу.
Институт административной юстиции действует во многих странах мира и является важным элементом правового и демократического государства.
Впервые органы административной юстиции появились во Франции в XIX веке в форме административных судов, которые должны были разрешать споры граждан с органами управления.
В настоящее время французская административная юстиция имеет трехступенчатую систему. По мнению ученого Виталия Четверикова, особыми признаками административно-правового регулирования во Франции являются: 1) децентрализация управления; 2) наличие обособленных административных судов; 3) высокая правовая культура [1].
Вслед за Францией, административные суды были созданы и в других странах мира. Часть государств (где прецедентное право является основным источником права), рассмотрение споров между гражданами и государством, поручило судам общей юрисдикции.
В России в 1977 году была принята Конституция СССР, которая в ст.58 закрепила право граждан на обращение в суд за защитой прав, которые были нарушены действиями должностных лиц органов государственной власти. Эта норма в законодательстве России появилась впервые. Однако, Конституция устанавливала, что такое право должно реализовываться в соответствии с законом, которого не было. Многие годы (десять лет) граждане страны не могли воспользоваться этим правом.
В 1987 году закон был принят, в соответствии с которым разрешалось обжаловать единоличные, но не коллегиальные действия должностных лиц. Через несколько месяцев, в этот закон были внесены изменения, но это его не улучшило.
В 1989 году действующий закон отменили и приняли новый «О порядке обжалования в суд неправомерны действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» [2], который также, отличался тем, что реализовать на практике его было практически невозможно. Конечно, как же можно было передать суду споры, которые многие десятилетия разрешались самими органами, чьи действия пытались признать незаконными. Разглашение, сокрушение авторитета власти, покушение на их авторитаризм, в то время было под запретом.
Другое дело, обращение в суд. Как известно, у суда нет какой-либо заинтересованности, в том числе и ведомственной, гласность судопроизводства, исследование всех доказательств. Человек и орган власти предстают перед судом как равноправные стороны.
Вышеуказанный закон, конечно, имел важное значение в области защиты прав граждан, однако, он в полной мере не защищал от произвола чиновников, не регулировал возможность судебной защиты от действий и решений руководителей, не относящихся к должностным государственным лицам. К тому же этот закон предусматривал необходимость обращения первоначально в вышестоящий орган власти, т. е. начальнику того лица, чьи действия, по мнению заявителя, нарушают его права.
Как ни удивительно, но после принятия закона, который позволял преодолеть произвол чиновников, количество жалоб было крайне небольшим (9965 жалоб при населении страны 150 млн. человек [3]).
На тот момент перед государством и обществом стояла задача — по какому бы поводу ни возникало явное нарушение прав человека государством, во всех случаях единственным посредником между спорящими сторонами должен выступать суд. Право на судебную защиту от произвола чиновников, самое главное условие гарантий соблюдения прав человека.
И такая гарантия появилась в виде нового закона, принятого 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [4]. Даже название закона говорило о том, что законодатель закрепил максимальную возможность обжаловать любые решения, от кого бы они не исходили.
Этот закон установил единый механизм судебной защиты всех граждан РФ, существенно облегчил путь к суду. Он установил, что человек сам определяет, куда и кому направить жалобу — вышестоящую инстанцию или в суд. Помимо этого, закон позволял подавать жалобу, как по месту нахождения государственного органа, так и по месту жительства гражданина. Также к достоинствам этого закона можно отнести возможность, по просьбе заявителя, приостановить исполнение обжалуемого решения органа власти, а также, и, конечно же, полномочия суда о признании обжалуемого решения органа власти незаконным.
Первоначально, указанный закон не содержал ответственности чиновников, чьи решения (действия) были признаны незаконными. В 1995 году в этот закон были внесены изменения, которые устранили этот пробел. Благодаря этому закону, была закреплена возможность «…ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы…, а должностные лица, обязаны предоставить возможность ознакомления» [4]. Хотелось бы отметить, что этот закон закрепил процессуальную обязанность документально доказать законность обжалуемых решений органов власти, а гражданин, освобождался от необходимости доказывания, а лишь, должен был подтвердить факт нарушения его прав.
Интересным, представляется, возможность, применение судом ответственности, к тем лицам, которые виновны в нарушении прав гражданина, а также обязанность возместить убытки и моральный вред, причиненный человеку незаконными действиями должностного лица.
Благодаря вышеуказанному закону, в Российской Федерации подняли гарантии соблюдения прав человека на новый уровень.
В связи с тем, что Конституция РФ закрепила административное судопроизводство, которого фактически не было, по поручению Президента РФ в 2012 году начали разработку нового закона — Кодекса административного производства. После вступления в силу этого закона в 2015 году, отменило действие закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
КАС РФ поспособствовал еще большему продвижению к правовому государству и гражданскому обществу. В наше сложное время, когда в мире столько всего происходит, государство, провозгласившее права и свободы человека высшими ценностями, обязано предпринимать все меры к защите этих ценностей.
Литература:
- Четвериков В. С. Административное право: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 486–487.
- Закон СССР от 02.11.1989 N 719–1«О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан»//«Свод законов СССР», т. 1, с. 376–2 (утратил силу).
- Российская Федерация в цифрах... [по годам]: краткий статистический сборник / Гос. Ком. Рос. Федерации по стат. (Госкомстат России). — М.: Респ. информ.-издат. центр, 1993–1994.
- Закон РФ от 27.04.1993 N 4866–1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»//«Российская газета», N 89, 12.05.1993.