Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Волшебная бумага» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.10.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Епремидзе, Г. И. Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Волшебная бумага» / Г. И. Епремидзе, А. О. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 326-334. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107008/ (дата обращения: 16.11.2024).



Участники проекта: воспитанники 1 логопедической группы, воспитатели, родители.

Время проведения январь-февраль 2023 г.

Актуальность проекта:

Дети ежедневно рисуют на бумаге, сгибают ее, вырезают картинки и различные фигурки. При этом, дети замечают некоторые свойства: иногда бумага рвется, мнется, намокает в воде. У детей возникли вопросы: а что такое бумага? Из чего получают бумагу? Возникают множественные «почему», подстегивающие интерес к бумаге и ее различным видам-бархатной, гофрированной, глянцевой, мелованной, картону, ее свойству и применению. Знаний по данной теме у детей недостаточно, но достаточно ярко выражено желание узнавать новое, экспериментировать. Поэтому, реализация данного проекта актуальна в группе старшего дошкольного возраста.

Цель: формировать у детей знания о бумаге, о ее разных видах и свойствах, применении и значимости для человека.

Задачи:

– Развивать любознательность;

– Развивать познавательную активность детей, самостоятельность, умение самостоятельно находить информацию через различные источники;

– Формировать готовность к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

– Воспитывать инициативность, любознательность;

– Учить делать выводы и умозаключения;

– Создать условия для экспериментирования и исследовательской деятельности;

– Вовлечь родителей в образовательную деятельность.

Ожидаемый результат:

У детей сформировано представление о бумаге, ее видах, свойствах и применении, о роли бумаги в жизни человека. Дети научились экспериментировать и делать выводы и умозаключения.

1 этап. Подготовительный. Информационный.

Подбор материала: книги по истории создания бумаги, стихи и загадки о бумаге. Создание каталога различных видов бумаги.

Беседа: Что мы знаем о бумаге? Что мы хотим о ней узнать?

Рассматривание коллекции бумаги, сравнение разных видов бумаги на вид и на ощупь. Чтение стихов и загадок о бумаге.

2 этап: Основной. Реализация проекта.

Что такое бумага? Из Википедии: бума́га — волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, печати, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).

Просмотр видеоролика «Из чего получают бумагу?»

Пословицы и поговорки про бумагу:

Бумага все стерпит.

Бумага терпелива: от стыда не краснеет.

Бумага терпит, перо пишет.

Перо скрипит, бумага терпит.

Белая бумага марается, молодой человек попадается.

Разговор проходит, как ветер; бумага и кисть тверды, как горы и реки.

На деле прав, на бумаге виноват.

Не на бумаге сказано, а делом показано.

Меди рубль, да бумажек с пуд.

Бумажки клочок в суд волочет.

Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек.

Жалеть писцу бумажки — не нажить ему рубашки.

Чернильное море, бумажные берега.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Огонь в бумагу не завернёшь.

Загадки про бумагу.

Поле белое, овцы черные (бумага, буквы ).

Семя плоско, поле гладко.

Кто умеет, тот и сеет,

Семя не всходит, а плод приносит ( бумага, буквы ).

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная... ( бумага).

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней (книга).

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами терпеливым языком (книга).

Листы у неё белые-белые,

Они не падают с веток.

На них я ошибки делаю

Среди полосок и клеток ( тетрадь).

Я большой, я ученик!

В ранце у меня… (дневник.)

Чтобы спереди погладить, нужно сзади полизать ( почтовая марка ).

Я — сборник карт; от ударенья

Зависят два моих значенья.

Захочешь — превращусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани я (атлас — атлас).

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит (письмо).

Голубочка бела в избу влетела,

Что на свете видела, про все рассказала (газета.)

Языка не имеет, а у кого побывает,

Тот многое знает (газета).

Прилетели галки в поле

И уселись на снегу...

Стану я учиться в школе —

Разобраться в них смогу. (Буквы, бумага)

У сосны и елки листики — иголки.

А на каких листочках растут слова и строчки? (На страницах тетради).

Куда мне угодно, туда полечу,

Там и заговорю (письмо).

Без ног приходит, без языка рассказывает (письмо).

Моря есть — плавать нельзя.

Дороги есть — ехать нельзя,

Земля есть — пахать нельзя,

Что это? (Географическая карта).

Я белая как снег дружу с карандашом

Где он пройдет — заметочку на мне кладет (бумага).

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что? Догадывайтесь сами! (Бумага).

Цикл занятий о бумаге с использованием материалов из книги О. В. Дыбиной «Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников»; «Путешествие в прошлое бумаги» стр. 24; «История бумаги» стр. 51; «Коллекционер бумаги» стр. 53; «Бумажная страна» стр. 54; «Разная бумага» стр. 55.

Опыты с бумагой.

  1. Можно ли бумагу резать? Можно ли бумагу клеить?

Вывод: бумагу можно резать, клеить. Эти свойства нам пригодились при изготовлении аппликаций «Автобус», «Петрушка на елке».

Описание: C:\Users\777\Desktop\опыт3.jpg Описание: C:\Users\777\Desktop\аппликация.jpg

Описание: C:\Users\777\Desktop\Новая папка\Петрушка1.jpg

«Портрет мамы» Гончарюк Славик. Материал- цветная бумага.

Описание: C:\Users\777\Desktop\славик1.jpg Описание: C:\Users\777\Desktop\славик 2.jpg

Опыт № 2. Можно ли бумагу рвать?

Вывод: бумагу можно рвать.

«Ваза с цветами» Мирослава Балабанова. Техника папье-маше. Материал-газеты, пергаментная бумага.

Описание: C:\Users\777\Desktop\мира1.jpg Описание: C:\Users\777\Desktop\мира 2.jpg

Описание: C:\Users\777\Desktop\мира3.jpg

Опыт № 3. В воде бумага тонет или плавает? Изготовим «Кораблик». Описание: C:\Users\777\Desktop\IMG-20210208-WA0022.jpg Описание: C:\Users\777\Desktop\опыт4.jpg

Вывод: бумага легче воды, но когда намокает, становится тяжелее и тонет. Опыт № 4. Почему бумага «приклеилась» к ручке? Описание: C:\Users\777\Desktop\опыт 1.jpg Описание: C:\Users\777\Desktop\опыт 2.jpg

Вывод: происходит электризация бумаги.

Опыт № 5. Можно ли бумагу согнуть?

Вывод: бумагу можно согнуть.

Это свойство пригодилось при конструировании.

«Бусы для мамы» Вика Падиева. Материал — цветная бумага для принтера.

Описание: C:\Users\777\Desktop\Вика2.jpg Описание: C:\Users\777\Desktop\Вика1.jpg

«Павлин» Ваграм Гижларян. Материал — цветная бумага.

Описание: C:\Users\777\Desktop\ваграм2.jpg Описание: C:\Users\777\Desktop\IMG-20210208-WA0029.jpg

«Лебедь» (модульное 3D оригами) Аделина Канашова. Материал- белая бумага для принтера.

Описание: C:\Users\777\Desktop\Аделина2.jpg

Описание: C:\Users\777\Desktop\Аделина1.jpg Описание: C:\Users\777\Desktop\Аделина3.jpg

«Сумочка» Оля Андреева. Материал-картон, цветная бумага.

Описание: C:\Users\777\Desktop\оля2.jpg Описание: C:\Users\777\Desktop\оля3.jpg

«Букет для мамы» Алеша Кравченко. Материал- цветная бумага. «Орхидея» Сапегин Витя.

Описание: C:\Users\777\Desktop\Алеша.jpg Описание: C:\Users\777\Desktop\Витя.jpg

«Шляпка» Варя Налегаева. Материал- картон, цветная бумага.

Описание: C:\Users\777\Desktop\варя2.jpg Описание: C:\Users\777\Desktop\варя.jpg

Описание: C:\Users\777\Desktop\Варя 4.jpg

Описание: C:\Users\777\Desktop\рома1.jpg

Топиарий «Цветок» Яковлев Рома. Материал — гофрированная бумага.

Нетрадиционное рисование ладошкой.

«Розовый фламинго»» Аделина Канашова.

Описание: C:\Users\777\Desktop\ангелина 3.jpg

Описание: C:\Users\777\Desktop\ангелина 1.jpg

Опыт № 6. «Мост». Что нам понадобится: два стакана, игрушки, два листа бумаги.

Проведение опыта. Поставить два стакана рядом друг с другом и сверху расположить лист бумаги. У нас получился мост.

Давайте проверим, выдержит ли наш мост легкие предметы. Положим на лист небольшую машинку. Что происходит? Почему мост развалился? Складываем второй лист в виде гармошки. Повторяем эксперимент. Что теперь произошло?

Описание: Опыт с бумагой - мост из бумаги

Описание: C:\Users\777\Desktop\IMG_20210209_175350.jpg Описание: C:\Users\777\Desktop\IMG_20210209_175442 (1).jpg

Вывод: в первом эксперименте мост был хрупким и не годился для проезда даже маленького игрушечного транспорта.

Во втором эксперименте «мост» стал надежнее и выдерживает маленькую машинку, так как жесткие ребра делают мост прочным, и он не прогибается под весом машинки.

Опыт № 7 «Секретный рисунок».

Описание: C:\Users\777\Desktop\воск.jpg

Что нам понадобится: свечка, вода, миска. белая бумага, набор акварельных красок, кисточки для рисования.

Проведение опыта: Нарисовать свечкой рисунок, затем покрыть его красками. Рисунок проявится. Вывод: бумага, покрытая воском не впитывает воду с краской.

Дидактические игры

– Д/и «Найди пару» (разные виды бумаги)

– Д/и «Угадай по описанию» (разные виды бумаги).

«Фокус»

Взять квадратик 5*5 см., вырезать по краю тонкой лентой по кругу. Получится длинная-длинная лента, намного длиннее, чем края квадрата.

«Что прочнее?» (белая бумага или белый картон? Цветная бумага или гофрированная? Из чего легче вырезать фигурки? Что труднее сложить, согнуть?)

3 этап. Заключительный.

В результате реализации проекта у детей сформировались представления о свойствах бумаги, о видах бумаги, ее применении.

История создания бумаги вызвала у детей большой интерес. Дети научились самостоятельно или с помощью взрослых находить интересующую их информацию из разных источников: расспросить родителей и знакомых, прослушать аудиозапись по теме, посмотреть фильм, найти сведения в интернете.

Дети научились делиться информацией со сверстниками.

В результате опытов и экспериментов, дети научились наблюдать и делать выводы и умозаключения.

В итоге реализации проекта оформлена выставка творческих работ детей и родителей «Волшебный мир бумаги». На выставке представлены работы в различной технике выполнения: аппликация, оригами, папье-маше, декоративные рисунки и рисунки с использованием нетрадиционных методов рисования.

Литература:

  1. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников»; «Путешествие в прошлое бумаги» стр. 24; «История бумаги» стр. 51; «Коллекционер бумаги» стр. 53; «Бумажная страна» стр. 54; «Разная бумага» стр. 55.
  2. Сайт maam.ru
  3. Caйт nsportal.ru
Основные термины (генерируются автоматически): бумага, цветная бумага, белая бумага, вид бумаги, ребенок, вывод, вод, история создания бумаги, лист бумаги, проведение опыта.


Похожие статьи

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

Образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «Мы юные сыщики»

Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Удивительная глина»

Организованная образовательная деятельность по теме «Невидимка воздух» в средней группе

Инфраструктурный проект «Метеостанция ДОУ — территория юных исследователей»

Организованная деятельность с детьми средней речевой группы по теме «Город, улица»

Математическое образование в ДОУ

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством взаимодействия специалистов

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Дорога в школу»

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух» (из опыта работы)

Похожие статьи

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

Образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «Мы юные сыщики»

Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Удивительная глина»

Организованная образовательная деятельность по теме «Невидимка воздух» в средней группе

Инфраструктурный проект «Метеостанция ДОУ — территория юных исследователей»

Организованная деятельность с детьми средней речевой группы по теме «Город, улица»

Математическое образование в ДОУ

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством взаимодействия специалистов

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Дорога в школу»

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух» (из опыта работы)

Задать вопрос