Участники проекта: воспитанники 1 логопедической группы, воспитатели, родители.
Время проведения январь-февраль 2023 г.
Актуальность проекта:
Дети ежедневно рисуют на бумаге, сгибают ее, вырезают картинки и различные фигурки. При этом, дети замечают некоторые свойства: иногда бумага рвется, мнется, намокает в воде. У детей возникли вопросы: а что такое бумага? Из чего получают бумагу? Возникают множественные «почему», подстегивающие интерес к бумаге и ее различным видам-бархатной, гофрированной, глянцевой, мелованной, картону, ее свойству и применению. Знаний по данной теме у детей недостаточно, но достаточно ярко выражено желание узнавать новое, экспериментировать. Поэтому, реализация данного проекта актуальна в группе старшего дошкольного возраста.
Цель: формировать у детей знания о бумаге, о ее разных видах и свойствах, применении и значимости для человека.
Задачи:
– Развивать любознательность;
– Развивать познавательную активность детей, самостоятельность, умение самостоятельно находить информацию через различные источники;
– Формировать готовность к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
– Воспитывать инициативность, любознательность;
– Учить делать выводы и умозаключения;
– Создать условия для экспериментирования и исследовательской деятельности;
– Вовлечь родителей в образовательную деятельность.
Ожидаемый результат:
У детей сформировано представление о бумаге, ее видах, свойствах и применении, о роли бумаги в жизни человека. Дети научились экспериментировать и делать выводы и умозаключения.
1 этап. Подготовительный. Информационный.
Подбор материала: книги по истории создания бумаги, стихи и загадки о бумаге. Создание каталога различных видов бумаги.
Беседа: Что мы знаем о бумаге? Что мы хотим о ней узнать?
Рассматривание коллекции бумаги, сравнение разных видов бумаги на вид и на ощупь. Чтение стихов и загадок о бумаге.
2 этап: Основной. Реализация проекта.
Что такое бумага? Из Википедии: бума́га — волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, печати, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).
Просмотр видеоролика «Из чего получают бумагу?»
Пословицы и поговорки про бумагу:
Бумага все стерпит.
Бумага терпелива: от стыда не краснеет.
Бумага терпит, перо пишет.
Перо скрипит, бумага терпит.
Белая бумага марается, молодой человек попадается.
Разговор проходит, как ветер; бумага и кисть тверды, как горы и реки.
На деле прав, на бумаге виноват.
Не на бумаге сказано, а делом показано.
Меди рубль, да бумажек с пуд.
Бумажки клочок в суд волочет.
Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек.
Жалеть писцу бумажки — не нажить ему рубашки.
Чернильное море, бумажные берега.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Огонь в бумагу не завернёшь.
Загадки про бумагу.
Поле белое, овцы черные (бумага, буквы ).
Семя плоско, поле гладко.
Кто умеет, тот и сеет,
Семя не всходит, а плод приносит ( бумага, буквы ).
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная... ( бумага).
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней (книга).
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами терпеливым языком (книга).
Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток ( тетрадь).
Я большой, я ученик!
В ранце у меня… (дневник.)
Чтобы спереди погладить, нужно сзади полизать ( почтовая марка ).
Я — сборник карт; от ударенья
Зависят два моих значенья.
Захочешь — превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я (атлас — атлас).
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит (письмо).
Голубочка бела в избу влетела,
Что на свете видела, про все рассказала (газета.)
Языка не имеет, а у кого побывает,
Тот многое знает (газета).
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу...
Стану я учиться в школе —
Разобраться в них смогу. (Буквы, бумага)
У сосны и елки листики — иголки.
А на каких листочках растут слова и строчки? (На страницах тетради).
Куда мне угодно, туда полечу,
Там и заговорю (письмо).
Без ног приходит, без языка рассказывает (письмо).
Моря есть — плавать нельзя.
Дороги есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя,
Что это? (Географическая карта).
Я белая как снег дружу с карандашом
Где он пройдет — заметочку на мне кладет (бумага).
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами! (Бумага).
Цикл занятий о бумаге с использованием материалов из книги О. В. Дыбиной «Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников»; «Путешествие в прошлое бумаги» стр. 24; «История бумаги» стр. 51; «Коллекционер бумаги» стр. 53; «Бумажная страна» стр. 54; «Разная бумага» стр. 55.
Опыты с бумагой.
- Можно ли бумагу резать? Можно ли бумагу клеить?
Вывод: бумагу можно резать, клеить. Эти свойства нам пригодились при изготовлении аппликаций «Автобус», «Петрушка на елке».
«Портрет мамы» Гончарюк Славик. Материал- цветная бумага.
Опыт № 2. Можно ли бумагу рвать?
Вывод: бумагу можно рвать.
«Ваза с цветами» Мирослава Балабанова. Техника папье-маше. Материал-газеты, пергаментная бумага.
Опыт № 3. В воде бумага тонет или плавает? Изготовим «Кораблик».
Вывод: бумага легче воды, но когда намокает, становится тяжелее и тонет. Опыт № 4. Почему бумага «приклеилась» к ручке?
Вывод: происходит электризация бумаги.
Опыт № 5. Можно ли бумагу согнуть?
Вывод: бумагу можно согнуть.
Это свойство пригодилось при конструировании.
«Бусы для мамы» Вика Падиева. Материал — цветная бумага для принтера.
«Павлин» Ваграм Гижларян. Материал — цветная бумага.
«Лебедь» (модульное 3D оригами) Аделина Канашова. Материал- белая бумага для принтера.
«Сумочка» Оля Андреева. Материал-картон, цветная бумага.
«Букет для мамы» Алеша Кравченко. Материал- цветная бумага. «Орхидея» Сапегин Витя.
«Шляпка» Варя Налегаева. Материал- картон, цветная бумага.
Топиарий «Цветок» Яковлев Рома. Материал — гофрированная бумага.
Нетрадиционное рисование ладошкой.
«Розовый фламинго»» Аделина Канашова.
Опыт № 6. «Мост». Что нам понадобится: два стакана, игрушки, два листа бумаги.
Проведение опыта. Поставить два стакана рядом друг с другом и сверху расположить лист бумаги. У нас получился мост.
Давайте проверим, выдержит ли наш мост легкие предметы. Положим на лист небольшую машинку. Что происходит? Почему мост развалился? Складываем второй лист в виде гармошки. Повторяем эксперимент. Что теперь произошло?
Вывод: в первом эксперименте мост был хрупким и не годился для проезда даже маленького игрушечного транспорта.
Во втором эксперименте «мост» стал надежнее и выдерживает маленькую машинку, так как жесткие ребра делают мост прочным, и он не прогибается под весом машинки.
Опыт № 7 «Секретный рисунок».
Что нам понадобится: свечка, вода, миска. белая бумага, набор акварельных красок, кисточки для рисования.
Проведение опыта: Нарисовать свечкой рисунок, затем покрыть его красками. Рисунок проявится. Вывод: бумага, покрытая воском не впитывает воду с краской.
Дидактические игры
– Д/и «Найди пару» (разные виды бумаги)
– Д/и «Угадай по описанию» (разные виды бумаги).
«Фокус»
Взять квадратик 5*5 см., вырезать по краю тонкой лентой по кругу. Получится длинная-длинная лента, намного длиннее, чем края квадрата.
«Что прочнее?» (белая бумага или белый картон? Цветная бумага или гофрированная? Из чего легче вырезать фигурки? Что труднее сложить, согнуть?)
3 этап. Заключительный.
В результате реализации проекта у детей сформировались представления о свойствах бумаги, о видах бумаги, ее применении.
История создания бумаги вызвала у детей большой интерес. Дети научились самостоятельно или с помощью взрослых находить интересующую их информацию из разных источников: расспросить родителей и знакомых, прослушать аудиозапись по теме, посмотреть фильм, найти сведения в интернете.
Дети научились делиться информацией со сверстниками.
В результате опытов и экспериментов, дети научились наблюдать и делать выводы и умозаключения.
В итоге реализации проекта оформлена выставка творческих работ детей и родителей «Волшебный мир бумаги». На выставке представлены работы в различной технике выполнения: аппликация, оригами, папье-маше, декоративные рисунки и рисунки с использованием нетрадиционных методов рисования.
Литература:
- О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников»; «Путешествие в прошлое бумаги» стр. 24; «История бумаги» стр. 51; «Коллекционер бумаги» стр. 53; «Бумажная страна» стр. 54; «Разная бумага» стр. 55.
- Сайт maam.ru
- Caйт nsportal.ru