Народная тряпичная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и традициям своего народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.10.2023

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Веснина, Е. Н. Народная тряпичная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и традициям своего народа / Е. Н. Веснина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 310-313. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107011/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современном обществе, в век развития цифровых технологий главным приоритетом системы дошкольного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Важно стремиться к тому, чтобы будущее поколение знало историю своего народа, народную культуру, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Интерес к народному искусству сегодня возрождается, и приобщение дошкольников к нему является средством формирования у них патриотических чувств. Культура- это полноценный «золотой запас», обеспечивающий силу народа, его устойчивость в критических ситуациях, его способность к развитию, к прогрессу. А только сильный народ может стать основой крепкого многонационального государства, в котором все составляющие его народы живут во взаимном уважении, сотрудничестве и дружбе.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» стараемся создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Исходя из этого, необходимо приобщать детей дошкольного возраста к народной культуре.

ФГОС дошкольного образования одну из задач выдвигает всестороннее развитие детей посредством различных видов детской активности, ведущее место в жизни ребенка к дошкольному учреждению должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Традиции использования народных игрушек, кукол, помогут сохранить у детей здоровье и ценности человеческих отношений, воспитание чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к народной культуре.

Нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется особое внимание, так как именно в этом возрасте закладываются основы нравственных ценностей культуры личности.

Поэтому, в настоящее время, нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения активно вошло в жизнь современного образования и открыло большие возможности для развития и приобщения новых поколений к национальной культуре.

Еще с дошкольного возраста необходимо формировать базовую культуру и творческие способности ребенка, его личность. Ведь как утверждал В. В. Сухомлинский «Детство — это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Особое место в культурах разных народов всегда занимала игрушка. Народная игрушка вместе с народными песнями и сказками формирует у детей дошкольного возраста национальное самосознание, положительное отношение к традициям своего народа, создание у них образа Родины, который включает в себя целостный образ всего мира.

Первая среди игрушек — кукла. Еще с глубокой древности известна она, но всегда вечно юная. Сама кукла не рождается, ее создает человек.

Сделанная своими руками, оживленная собственной фантазией создателя, игрушка для ребенка всегда будет самой любимой.

Кукла народная представляет часть традиционной культуры и несет в себе определенный образ: материнство, представление о семье и семейном укладе, о женских и мужских ролях. Поэтому в жизнь современных детей целесообразно поспособствовать введению традиционных кукол. Дети в играх с ними учатся общаться, проявлять милосердие, фантазировать, тренировать память, творить. Ведь народная кукла реализует и познавательную, и образовательную роль.

Можно сделать вывод, что тряпичная кукла может легко стать игрушкой для детей, нужно лишь определить необходимость повышения у дошкольников нравственно- патриотического воспитания, путем изучения культуры и обычаев средствами ознакомления с фольклором, православными праздниками русского народа, народными, дидактическими, подвижными, хороводными играми и песнями. Уделить внимание, объяснить родителям малыша преимущества данной игрушки в сравнении с современными — зарубежными.

Проблема патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально — педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо знакомство с культурой русского народа, его бытом, его традициями, в том числе традиционной русской куклой. Следовательно, в 21 веке дети должны видеть игрушки, изготовленные не только машинами, но и своими руками.

Ученые Е. А. Коссаковская, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина занимались исследованием возможностей русской народной игрушки как продуктивного средства патриотического воспитания дошкольников. По мнению авторов, русская народная игрушка позволяет в доступной форме приобщить и познакомить с культурой и традициями русского народа, она создает прекрасные условия для патриотического воспитания дошкольников.

Тряпичная кукла — самая известная и любимая игрушка была русского народа. Ещеснезапамятных времен делали матерчатых кукол по календарным праздникам и разным поводам. С рождением малыша кукла была рядом, дети и взрослые всех сословий ее любили и почитали. В наши дни народные игрушки, к сожалению, исчезли из быта семьи, древние корни возникновения народной тряпичной куклы утеряны. Но родители проявляют интерес к народным играм и фольклору. Ученые считают, что возвращение в дошкольное детство народного искусства поспособствует изменению и возникновению нового качества жизни, поможет воспитать ребенка как свободно развитую личность, раскрыть его возможности. Русская народная кукла — это инструмент в руках родителей и педагогов, который может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения, приобщения его к русской народной культуре.

Ученые считают народные игры, песни, русские народные сказки, русскую народную куклу средствами нравственно-патриотического воспитания детей, рассматривают традиции, как нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению и складывающиеся под влиянием нравственных принципов, что является составной частью работы патриотического воспитания дошкольников.

Сегодня особое место занимает народное творчество, как средство, возрождающее общечеловеческие ценности. Интерес к народному творчеству вырос, не иссякает интерес к источнику народной культуры. Ведь как гласит утверждение В. А. Сухомлинского [1]: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок».

В наши дни изобретены большие разнообразные игрушки, способные не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка. Родители иногда не задумываются над тем, какие игрушки находятся рядом с их ребенком. На положительные общечеловеческие ценности ориентирует ребенка народная игрушка. Она оказывает неоценимую воспитательную роль: уважение к труду, воспитание у будущих хозяюшек усидчивости и терпения, аккуратности и ответственности. В старые добрые времена такие игрушки мастерили с любовью, потом бережно хранили и передавали по наследству. Верим, что вернется и к нам эта славная добрая традиция.

Уроки мастерства по изготовлению тряпичной народной куклы развивают у детей образное и пространственное мышление, тренируют мелкую моторику рук, что способствует их общему развитию, глазомеру.

На занятиях по рукоделию воспитанники учатся планировать свою деятельность, контролировать и анализировать, положительно оценивать ее результаты. Так формируется целенаправленная деятельность дошкольников .

Воспитанники проявляют интерес в прикладном искусстве, что способствует развитию творческой деятельности, познавательной активности, самовыражению ребенка. Педагоги убеждаются на собственном опыте: «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев».

В работе с дошкольниками используются различные формы и методы: выставки, музеи, занятия, экскурсии-путешествия в историю традиционных праздников, кукол. Педагоги прежде играют с детьми в народные игры, беседуют, поют народные песни, читают и обыгрывают фольклорные произведения, занимаются изготовлением народных тряпичных кукол и создаем мини-выставки.

Ребята знакомятся с историей народной куклы, с народными обычаями и традициями, с разновидностями игровых, обереговых, обрядовых, моделей кукол, а также с народным костюмом.

На занятиях с детьми применяются разнообразные методы обучения: словесные, практические, наглядные, используются разные виды детской деятельности: коммуникативные, двигательные, продуктивные, познавательно-исследовательские.

Важная роль отводится взаимодействию с родителями воспитанников: знакомство их с культурой русского народа, его традициями, с народными тряпичными куклами. Используются следующие формы работы с родителями:консультации, мастер — классы по изготовлению тряпичных кукол. Педагоги привлекают родителей к подбору материалов для изготовления кукол.

Только сотрудничество, взаимопомощь, совместная деятельность родителей и детей помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними.

Так у детей появляются знания о труде взрослых в старину, об изготовлении вещей из разных материалов разными инструментами, о народных традициях и праздниках, о предметах старины и их назначении. На практике использование народной тряпичной куклы оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций. Заинтересованность детей увеличивается, интерес к культуре и обычаям своего народа повышается, дети узнают о старинных предметах, о труде и праздниках крестьянского народа. Дети узнают об истории возникновения народной куклы, способах изготовления обереговых тряпичных кукол. Дошкольники приходят к пониманию того, что народная игрушка является особым видом народного творчества. Дети осваивают правила изготовления тряпичной куклы, у них формируются представления о материале изготовления кукол.

Таким образом, использование народной тряпичной куклы является эффективным средством воспитания у старших дошкольников уважения к культуре и обычаям своего народа. Способствует развитию познавательной и творческой активности воспитанников и формированию патриотической позиции.

Дошкольникам доставляет радость изготовление кукол, увлекает в мир искусства. Такая кукла не требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для творчества и фантазии. В магазинах такую куклу не купить! А в руках маленьких мастеров оживает старенький лоскуток изделия, изготовленный с душой.

В заключении хочется отметить, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу, чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа

Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном — о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.

В наши дни традиционная народная игрушка может помочь сохранить ребенку психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к труду и природе, уважение к родной культуре и своей земле.

Литература:

  1. Е. Берестенка Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками Белый — город Москва
  2. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы». –Москва, Ладога-100. 2007.
  3. «Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова. Детство-пресс, 2008.
  4. Котова И. Н. и Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008
  5. Куклы — мотанки. Обереги для вашего дома, приносящие удачу, богатство, изобилие и счастье. О. Тарасова. — Харьков-Белгород, — 2014., — 126 страниц. В этнокниге.
  6. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  7. «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре». Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. № 7. С. 117–125.
  8. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла// Учебно-методичеcкое пособие. Детство-пресс», 2012.
  9. http://letopisi.ru
  10. http://www.kolamap.ru
  11. http://www.strana-naoborot.com/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, игрушка, кукла, народная игрушка, народная культура, патриотическое воспитание дошкольников, русский народ, народная кукла, Российская Федерация.


Похожие статьи

Фольклорный праздник как средство приобщения детей к народной культуре

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Похожие статьи

Фольклорный праздник как средство приобщения детей к народной культуре

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Задать вопрос