В настоящей статье рассматривается правовое регулирование поддержки малого и среднего предпринимательства. Отмечается, что санкционное воздействие на экономику России усиливается. В этой связи определены основные направления правовых мер антикризисной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом региональной политики. Внесены отдельные предложения по совершенствованию правового регулирования поддержки малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, меры поддержки, антикризисные меры, региональный уровень
This article discusses the legal regulation of support for small and medium-sized businesses. It is noted that the sanctions impact on the Russian economy is increasing. In this regard, the main directions of legal measures of anti-crisis support for small and medium-sized businesses have been identified, taking into account regional policy. Separate proposals have been made to improve the legal regulation of support for small and medium-sized businesses.
Keywords: small and medium-sized businesses, support measures, anti-crisis measures, regional level
Вопросы правового регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности находится в тесной взаимосвязи с социально-экономической обстановкой в стране. Особенно тесно эта взаимосвязь проявляется в кризисных условиях, когда любой из путей решения назревших проблем требует не просто оперативного правового урегулирования, но и адекватного использования всего арсенала правовых средств. В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» уже были предприняты беспрецедентные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Результатом стало 100 % достижение показателей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Однако нарастание уровня негативных социально-экономических изменений заставляет уделять этому уровню бизнеса по-прежнему пристальное внимание.
По данным, представленным на селекционном заседании Правительства РФ с регионами по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в октябре 2023 г. была представлена статистика, согласно которой в ряде регионов наметился значительный прирост субъектов малого и среднего предпринимательства. Можно выделить субъекты с наибольшим ростом — это Республика Калмыкия почти 47 %, Чеченская Республика 12 %, Республика Тыва 8 %, Ненецкий и Чукотский автономные округа 7 % [1].
Однако не смотря на меры поддержки, ситуация остается непростой. Поэтому государство должно форсировать развитие предпринимательства, поскольку Конституцией России за Правительством закреплено полномочие по содействию развитию предпринимательства и частной инициативы (с учетом изменений Конституции в 2020 году). Только формирование комфортной среды позволит предпринимателям внести свой существенный вклад в развитие отечественной экономики и преодолеть техническое и технологической отставание, в том числе в сфере сельского хозяйства. Более того, формирование комфортной экосреды для бизнеса должно быть ориентировано на поддержку и вовлечение предпринимателей в законную деятельность и уход от исполнения только карательных функций [2].
По мнению целого ряда исследователей, таких как, Кленова Т. В., Батманова В. В., Урусова А. Б., Курбаниязова А. А., «нормативно-правовое обеспечение, которое касается поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, несомненно, нуждается в доработке» [3]. Вместе с тем, предложения по совершенствованию правового регулирования поддержки малого и среднего предпринимательства весьма разноплановые.
Абсолютными лидерами по популярности являются предложения по снижению налоговых ставок для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вторую группу предложений составляет блок по снижению административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства при получении ими мер поддержки.
Третий блок предложений касается возможности расширения участия малых средних предприятий в поставках продукции для государственных нужд.
Отметим, что все предложения являются не новыми, в том числе и в части расширения участия в поставках для государственных нужд. Согласно положениям ст. 14 Федерального закона № 88-ФЗ Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны были предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. В данной норме было закреплено также, что государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 % от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимые между субъектами малого предпринимательства [4].
Полагаем, что каждый из блоков играет важную роль в усилении регулирования поддержки малого и среднего предпринимательства и требует своего нормативного правового урегулирования в плановом порядке.
Ключевым же направлением должен стать отход от традиции чисто федерального решения проблемы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Имеющиеся успехи в развитии поддержки малого и среднего предпринимательства позволяют перенести акцент, в том числе и в плане правового регулирования на региональный уровень. Центром правовых трансформаций в нынешних условиях должен стать тезис, заявленный на правительственном уровне: субъекты России оказывают поддержку, а федеральный центр поддерживает субъекты — в той степени, в которой субъекты работают.
Таким образом, проблема преодоления кризисных явлений представляется комплексной проблемой, требующей внимания как на федеральном, так и региональном уровнях.
Литература:
- Татьяна Илюшникова: рост количества субъектов МСП наблюдается в 78 регионах [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/tatyana_ilyushnikova_rost_kolichestva_subektov_msp_nablyudaetsya_v_78_regionah_rossii.html.
- Семенов, Я. И. Правовые проблемы государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов предпринимательства / Я. И. Семенов // Проблемы взаимодействия публичного и частного права при регулировании экономических отношений: Материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 16–17 марта 2017 года / Ответственные за выпуск: Г. З. Мансуров, А. В. Курдюмов, О. С. Троценко, А. Н. Романов. — Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2017. — С. 73–76. — EDN UPJQRO.
- Кленова Т. В., Батманова В. В., Урусова А. Б., Курбаниязова А. А., 2023. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства региона в условиях пандемии и санкционного давления // Региональная экономика. Юг России. Т. 11, № 3. С. 145–158.
- Оболонкова, Елена Викторовна. Система мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на современном этапе / Е. В. Оболонкова. — (Административное право. Законодательство о содействии рыночной конкуренции). — Текст: непосредственный // Законодательство. — 2020. — № 3. — С. 68–76.