В статье автором анализируются вопрос целесообразности изменения полномочий прокурора в 2007 году, а также выдвигаются наиболее популярные пути развития полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.
Ключевые слова: полномочия прокурора, ФЗ, реформы прокуратуры, прокурор как субъект предварительного расследования, ретроспектива развития прокуратуры РФ.
Прокуратура, как орган, созданный государством для защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках доступа к правосудию, в своем современном состоянии имеет ряд спорных моментов требующих анализа и возможного разрешения. Внимание в данной работе будет уделено вопросу целесообразности изменения в 2007 г. полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела, а также предложению возможных путей развития полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.
Анализ учебных пособий и научных работ начала 2000-х года дает понять, что прокуратура после развала СССР воспринималась массированно обработанным, либерально настроенным обществом как «неотъемлемый элемент» тоталитарного государства, как «рудимент советской авторитарной системы, которому «нет места» в демократическом правовом государстве». В результате, в соответствии принятым ФЗ № 87 от 05.06.2007 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор был лишен большинства процессуальных полномочий на стадии возбуждения уголовного дела, основным из которых является право возбуждения уголовное дела. Некоторые полномочия были также переданы СК РФ, вследствие чего права прокурора участвовать в производстве предварительного расследования и самостоятельно производить следственные действия также были упразднены.
Сразу после проведенной реформы начинали появляться закономерные критические оценки ученых правоведов. Так, ряд правоведов определяли лишение прокурора возбуждения уголовного дела как неоправданное. Более поздние исследования, с учетом ретроспективы проводимые в 2016 г. Э. Р. Исламовой декларировали, что исключение законодателем прокурора из числа лиц, наделенных полномочием возбуждать уголовные дела, является ошибочным, поскольку подобная практика усложняет порядок возбуждения уголовного дела, создает лишние барьеры на пути осуществления правосудия [1, с. 65]. Имеются и положительные мнения на счет реформы, в том числе обозначенные у исследователя В. Н. Григорьева указывающего, что исключение из полномочий прокурора права возбуждать уголовные дела положительно повлияло на совершенствование организации уголовного процесса, поскольку позволило четко разграничить обязанности органов, осуществляющих уголовное судопроизводство [2, с. 447].
Обилие мнений по поводу принятой реформы не утихает и сегодня, так, исходя из анализа научных исследований и мнений правоприменителей представляется необходимым определение возможных путей развития полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела:
– сохранение существующего порядка вещей является самым непопулярным методом, исходя из количества научных работ, тем не менее, обосновывается логическим состоянием вещей на данный момент. Реформы 2007 г. были реализованы ввиду глобального социального, научного и идеологического запроса на проведение этих реформ, при поддержке Генерального прокурора Ю. Я. Чайки. Тем не менее, данный метод решения вопроса на данный момент вряд ли приемлем, в связи с повышенным запросом общества на изменение полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела;
– превращение прокурора в конкретно надзорный орган ввиду дублирования полномочий прокурора по аналогии со следствием, также и к дознавателю. Такое-же непопулярный в научном сообществе метод, он возник вместе с закономерным вопросом правоприменителей после реформы: «если руководящее лицо дознания, в частности начальник органа дознания, был добавлен по аналогии с руководителем следственного органа, то почему руководство за дознанием, аналогичное руководству за следствием не было передано начальнику органа дознания?». Исходя из подобной логики было бы логично полностью изъять у прокурора полномочия в отношении дознания по аналогии со следствием, превратив его в всецело надзорный орган. Тем не менее, данное решение вопроса вряд ли осуществимо, ввиду вполне логичного нежелания законодателя перегружать стадию возбуждения уголовного дела, делая данную стадию только более объемной и усложненной.
– частичное возвращение полномочий прокурору, либо изменение действующих. Данное решение представляется наиболее осуществимым, ввиду многочисленности предлагаемых изменений разной степени радикальности и объема. Так, практически в каждой из научных работ касающихся полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела имеются свои предложения о возвращении либо добавлении определенных полномочий прокурору. Так, например А. Б. Соловьев и М. Е. Токарева утверждают, что «оптимальным было бы восстановить имевшиеся у прокурора ранее права по личному усмотрению выявленных им нарушений закона путем возбуждения уголовного дела и отмены незаконного решения следователя об отказе в возбуждении уголовного дела». Другие специалисты, среди которых Д. И. Швефель предлагают возвращение некоторых утраченных прокурором полномочий совместно с изменением действующих положений в виде дополнения ст. 144 УПК РФ положениями о том, что при достаточности данных, указывающих на признаки преступления, в сообщении о преступлении проверку такого сообщения можно не производить [3, c. 76]; Все подобные предложения как правило носят обоснованный и четко регламентированный характер, сопровождаемый точными указаниями на те полномочия связанные с прокурорским надзором на стадии возбуждения уголовного дела, которые действительно могли бы быть возвращены, изменены, либо дополнены.
– полное возвращение утраченных прокурором полномочий. Данное решение является наиболее радикальным из перечисленных ранее, поскольку предполагает в себе полное возвращение к дореформенному порядку полномочий, осуществляемых прокурором на стадии возбуждения уголовного дела. Наиболее наглядным примером подобного решения, по мимо некоторого количества научных статей следует считать проект ФЗ № 550619–7 «О внесении изменений в УПК РФ (о расширении полномочий прокурора в досудебном судопроизводстве)» от 19.09.20218, выдвигаемый депутатами Государственной Думы Г. А. Зюгановым, Н. В. Коломейцевым и др. В рамках данного законопроекта депутатами предлагалось вернуть прокурору на стадии возбуждения уголовного дела ряд полномочий, которых он был лишен в соответствии с ФЗ № 87. Тем не менее, данный законопроект был отклонен в ходе рассмотрения в первом чтении. Аргументация комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству в своем экспертном заключении была сведена к отсутствию учета связей предлагаемого законопроекта с действующими нормами УПК РФ. Кроме того, было определено, что изложенное в законопроекте полномочие прокурором давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий вступит в конфликт с ч. 3 ст. 39 УПК РФ, определяющей указания руководителя следственного органа также обязательными для исполнения следователем. Таким образом данный факт не только повлечет конкуренцию данных норм УПК РФ, но и создаст неясность в вопросе, чьи указания в случае их расхождения должен исполнять следователь [4]. Представляется, что в последующем, при должной доработке данный законопроект, не смотря на его радикальность, все же может быть принят.
Таким образом, в ходе проведенного анализа целесообразность изменений полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела возможно определить как неоднозначную, но имеющую место быть. Касаемо путей развития полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела возможно сделать вывод о наиболее вероятных путях развития полномочий прокурора в виде их частичной или полной реформации, при условии доработки предлагаемых законопроектах.
Литература:
- Исламова Э. Р. Мотивированное постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (проблемы применения) // Крымский научный вестник. 2016. № 3. С. 155–159.
- Григорьев В. Н. Постановление прокурора — новый повод для возбуждения уголовного дела? // Законность. 2011. № 8. 443–447 с. 447 С.
- Проект Федерального закона № 550619–7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (о расширении полномочий прокурора в досудебном судопроизводстве)» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 19.09.2018) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
- Швефель Д. И. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: современное состояние и перспективы развития // Вестник экономики, управления и права. 2019. № 3 С. 71–82.