В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса.
Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых знаний у обучающихся. Также раскрывается ознакомительное содержание этапов формирующей работы через модель учебного курса «ВoldЕnglish».
Ключевые слова: старший школьный возраст, компьютерная программа, курс, педагогическая технология, эксперимент.
This article contains information concerning the problem of the organization of pedagogical work in the conditions of an English lesson with students of the 9th grade.
It also describes the peculiarity of computer programs as a condition for the formation of language knowledge among students. The introductory content of the stages of formative work through the model of the training course «BoldEnglish» is also revealed.
Keywords: high school age, computer program, course, pedagogical technology, experiment.
Оценивая значимость формирующего воздействия в развитии языковых знаний обучающихся старших классов общеобразовательной школы, практически невозможно поставить на какой — то уровневый пьедестал, так как педагогические технологии, входящие в состав образовательного процесса являются средством для развития практически всех УУД, не только коммуникационных навыков или языковых знаний. Также здесь фигурируют этимологические ноты в процессе приобщения к языку, т. е. ребенок владеет сутью происхождения того или иного иностранного слова.
В особенности вышеизложенные аспекты нашли свое предназначение в реализации направления подготовки к аттестационным стадиям (ОГЭ, ЕГЭ, срезы, контрольные работы и пр.), преимущественно у обучающихся выпускных классов.
Анализируя современную образовательную ситуацию в первую очередь, актуализируется и проблема деятельности общеобразовательной школы по формированию речевых навыков у обучающихся старших классов и различных уровней успеваемости. Частота проблематики в основном затрагивает реализацию работы с 10- ми классами. Здесь же отслеживается скудность методического материала в условиях урочной деятельности, где реализуется основная образовательная программа по английскому языку.
Любая Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ № 1897 от 17. 12. 2010 МО РФ), примерной программы по иностранному языку для основной школы (М.: Просвещение, 2010), Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821–10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Следовательно, здесь должны присутствовать максимально комфортные условия для обучающихся при изучении английского языка, ориентированные на необходимость к окончанию 9 класса владения умением общаться на иностранном (английском) языке в разных формах (устно/письменно, непосредственно).
Также важно подчеркнуть, что снижение успеваемости по предмету не корректируются без особых педагогических условий, реализованных в своевременный период.
В формирующий период могут быть включены не только традиционные методы, но и инновационные, эффективная организация которых немыслима без углубленного исследования характера и особенностей проявления различного вида речевых ошибок, письма.
Образовательный процесс в интеграции со специализированными компьютерными программами решает основные задачи по обучению детей языку. И на данный момент основная из проблем — подбор наилучших вариантов компьютерных программ.
В связи с этим перед педагогом встает проблема: как использовать эти программы при работе с обучающими 10 классов?
Проведенный нами анализ научной и научно-методической литературы, а также опыт педагогов современных общеобразовательных учреждений позволил выявить следующие противоречия:
— между возросшими требованиями общества к уровню владения языковыми навыками у обучающихся выпускных классов и недостаточной разработанностью методологии в аспекте внедрения современных компьютерных программ на уроки английского языка;
— между наличием современных компьютерных программ в области формирования иностранной речи и недостаточным использованием этого потенциала со стороны педагогов.
Актуальность и указанные противоречия определили выбор темы: «Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников»
Цель исследования — теоретическое обоснование необходимости внедрения компьютерных программ в условия уроков английского языка в общеобразовательных школах.
Задачи исследования :
— выделить роль компьютерных программ при обучении иностранному языку в школе;
— описать средства диагностического исследования по определению уровня сформированности программного материала по иностранному языку у обучающихся 10 класса;
— предложить проект компьютерной программы «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников;
Объект исследования —компьютерные программы
Предмет исследования —особенности условий реализации компьютерных программ на уроках английского языка в 10 классе.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме исследования; систематизация выборок диагностических методик
Обучающие компьютерные программы (ОКП) являются одним из аспектов применения мультимедийных технологий в учебном процессе.
Лингвометодические требования к обучающим программам по иностранному языку складываются из комплекса показателей:
— общедидактических (индивидуализация обучения, активная роль учащегося и ряд др.);
— лингвистических (правильность и нормативность используемого языкового материала);
— методических (коммуникативная направленность обучения) и показателей, специфических для компьютерных средств обучения языку.
В соответствии с этими критериями все обучающие программы подразделяются на четыре основных типа (рис. 1):
Рис. 1. Основные типы обучающих программ
Главными отличиями компьютерных обучающих программ при изучении иностранного языка в целом и учебных компьютерных материалов в частности являются следующие:
— интерактивность;
— мультисенсорность;
— адаптивность;
— нелинейность представления материалов;
— индивидуальность дизайна;
— необходимость специальной подготовки пользователя для работы с программой.
На основании вышеизложенных преимуществ, нами было принято решение об организации исследовательской работы, цель которой значилась как обоснование необходимости применения обучающих компьютерных программ на уроках английского языка в 10 классах общеобразовательной школы.
Исследовательская работа проводилась с целью: изучить уровень влияния компьютерных программ на эффективность преподавания английского языка в старших классах общеобразовательной школы с помощью выборки следующих диагностических методик:
— анкетирование педагогов;
— анкетирование обучающихся;
— диагностика через средство «Онлайн-зачет» на предмет знаний английского языка за первую учебную четверть;
— диагностика знаниевых результатов у обучающихся 10 класса по теме «Правила употребления в речи Present Perfect».
Исследовательская работа проводилась в три этапа, на каждом из которых решались определённые задачи:
1 этап: констатирующий этап, выявление уровня профессиональной готовности педагогов к внедрению компьютерных программ в собственную профессиональную деятельность через диагностирование педагогического состава и других участников образовательного процесса (обучающиеся, родители).
2 этап: общий анализ проблематики на основании проведенного констатирующего диагностирования.
3 этап: предложения по совершенствованию навыков педагогической работы с компьютерными программами.
Анализ результатов констатирующего этапа нашего исследования дает возможность говорить о недостаточном уровне понимания программного материала в экспериментальной группе. Это говорит о необходимости организации целенаправленной работы учителя через более современные средства. Полученные на констатирующем этапе данные будут учтены при разработке комплекса мероприятий на последующем этапе исследовательской работы.
Отсюда мы можем сделать вывод о том, что формирование навыка работы с компьютерными программами, у педагога должны быть на высшем уровне.
Результаты обусловили целесообразность разработки определенных рекомендаций для начального этапа совершенствования цифровой компетентности педагогов. В рамках настоящего исследования предлагается на базе платформы iSpring Page внедрить учебный курс, который будет в первую очередь направлен на совершенствование языковых знаний у обучающихся 10 классов.
Данный курс позволит развить практику понимания на слух, чтения, письма и устной речи. Здесь однозначно повысится динамика по количеству положительных отметок, т. к. обучающиеся являются представителями поколения Z и им легче ориентироваться в сетевом пространстве, нежели на бумажном носителе.
Платформа iSpring Page
Программа на базе PowerPoint. Позволяет быстро создавать электронные курсы на основе презентаций и слайдов. Инструмент содержит готовые модули для разнообразных учебных задач: редактор тестов, редактор видеолекций, диалоговый тренажер.
Платформа: Windows, IOS
Форма реализации: работает в браузере
Языки интерфейса: русский и английский.
Готовые курсы можно сохранить в формате SCORM и xAPI и загрузить в свою систему дистанционного обучения, чтобы отслеживать успеваемость учеников.
Таблица 1
Функциональные элементы учебного курса «ВoldЕnglish»
№ |
Элемент мобильного приложения |
Характеристика |
Функции раздела |
1 |
Личный кабинет обучающегося |
Личный кабинет — раздел, который позволит учителю получить доступ к данным ученика. В личном кабинете указываются персональные данные, при регистрации в системе. (ФИО, дата рождения, отметки, достижения). При возможности помещение сканированных копий всех личных практических, творческих работ, записей конспектов). |
Может служить личной карточкой помогает лучше понять уровень знания языка у обучающегося. |
2 |
Подраздел 1: Сообщения от обучающегося |
Служит средством общения между учителем и учеником |
Помогает ученику найти ответы на интересующие вопросы. |
3. |
Сообщения между родителями и учителем |
Передача и обмен информацией для оперативного решения проблем с выполнением домашнего задания, тестирование родительского состава. |
|
3 |
Контакты |
Телефонная карта — облегчает поиск необходимого абонента. |
Содержит телефонные номера обучающихся для оперативной связи по задолженности, олимпиадным заданиям и пр. |
4. |
Тестирование |
Содержание тестов или диагностических заданий позволяет выявить стадию освоения учебного материала, проблему с текущими отметками, незнании основных теоретических сведений, отсутствие навыка в разговорной практике и т. д. |
Содержание элемента может содержать как индивидуальный подход к каждому ученику, так и общие задания для выполнения. |
5. |
«Диалог на равных» (разговор с носителями языка) или аудиосообщения по тематическим разделам программы 10 класса. |
||
6. |
«Карты путешественника» (дорожные карты), позволяющие выполнять квестовые упражнения учебного курса |
||
7. |
Бонусная система накопления призовых «пазлов» для получения дополнительных заданий. |
||
8. |
Видео с учебными лекциями, материалами. |
||
9. |
Зачет по английскому, по всем основным навыкам: аудирование, чтение, письмо, говорение. |
||
10. |
Личный архив |
Документация, требующая частого пользования (шаблоны, образцы) |
Оперативная учебная деятельность без дополнительных временных затрат. |
По желанию разделы подразделов могут видоизменяться. В таблице представлены возможные варианты. По желанию педагога на каждую тему общеобразовательной программы может быть разработать собственный блок заданий.
Достоинства учебного курса:
1) Пользоваться приложением сможет каждый обучающийся.
2) По необходимости будет возможность редактирование информации внутри курса.
3) При помощи тестов и системы баллов, включенных в курс, теперь не составит труда оценить учебные результаты обучающегося.