В статье автор исследует гражданско-правовой режим деятельности самозанятых граждан в странах Содружества Независимых Государств, в частности Республики Казахстан. Изучение процесса правового становления деятельности самозанятых граждан в Республике Казахстан представляет научный интерес для понимания самозанятости в целом и возможности применения успешных правовых решений на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: самозанятость, институт самозанятости, гражданско-правовой режим деятельности самозанятых граждан, налог на профессиональный доход, международный опыт.
In the article, the author examines the civil law regime of self-employed citizens in the countries of the Commonwealth of Independent States, in particular the Republic of Kazakhstan. The study of the process of legal formation of the activities of self-employed citizens in the Republic of Kazakhstan is of scientific interest for understanding self-employment in general and the possibility of applying successful legal solutions on the territory of the Russian Federation.
Keywords: self-employment, institute of self-employment, civil law regime of self-employed citizens, tax on professional income, international experience.
В процессе исследования международного опыта правового регулирования деятельности самозанятых граждан на примере Республики Казахстан, следует изучить и проанализировать нормативно правовую базу данного государства в исследуемом направлении. В законе Республики Казахстан «О занятости населения» от 6 апреля 2016 г. [1], который регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения, законодательно закреплена деятельность самостоятельно занятых граждан. Так, согласно пункту 6 статьи 1 вышеупомянутого закона, есть понятие «свободно избранная занятость», под которой законодатель определяет «деятельность граждан Республики Казахстан, кандасов, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в Республике Казахстан, выбранная ими путем свободного распоряжения своими способностями к труду, выбора профессии и рода деятельности», где кандасы — это этнические казахи, также члены их семей казахской национальности, ранее не являвшиеся гражданами Республики Казахстан, вернувшиеся на историческую родину и получившие соответствующий статус в порядке, установленным на законодательном уровне [2]. Таким образом, можно резюмировать, что казахстанское законодательство дает возможность реализовать своим гражданам право на свободу выбора занятости, не ограничивая правовым статусом.
Согласно статье 776 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Государственная корпорация «Правительство для граждан», в рамках единого совокупного платежа, распределяет и перечисляет сумму единого совокупного платежа в Государственный фонд социального страхования, Фонд социального медицинского страхования, единый накопительный пенсионный фонд и соответствующий бюджет по месту жительства плательщика [3]. Важным условием для полноценного социального уровня является распределение единого совокупного платежа, уплачиваемого самозанятыми гражданами. Во-первых, после уплаты единого совокупного платежа, самозанятые лица получают доступ к медицинским услугам, в рамках системы обязательного социального медицинского страхования. Во-вторых, происходят отчисления в Единый накопительный пенсионный фонд, а значит фиксируется трудовой стаж и такие граждане, в последствии имеют право на получение пенсионных выплат. В-третьих, появляется право на получение социальных выплат в случаях утраты трудоспособности или ухода за ребенком. В-четвертых, уплачивая данный платеж на постоянной основе, самозанятый гражданин подтверждает свою платежеспособность регулярными взносами, что дает ему возможность официально получить кредит в банке [4]. Таким образом, казахстанское государство законодательно закрепило целый ряд социальных гарантий за самозанятыми гражданами в случае уплаты ими единого совокупного платежа, при этом предоставляя право по его уплате на добровольной основе, не применяя меры по привлечению к ответственности за неуплату.
Особенность исчисления единого совокупного платежа в Республике Казахстан, состоит в том, что сумма платежа фиксирована и закреплена на законодательном уровне в виде месячного расчетного показателя, который с 1 января 2023 года составляет 3 450 тенге (700 рублей) для физических лиц, проживающих в городах республиканского значения, столице и областного значения, а для физических лиц, проживающих в других населенных пунктах составляет половину от выше указанной суммы [5]. При этом прожиточный минимум определен казахстанским государством на тот же период в 40567 тенге (8279 рублей) [5]. В результате, самозанятые граждане в Республике Казахстан должны иметь достаточно высокий доход от своей деятельности, чтобы иметь возможность уплачивать единый совокупный платеж и претендовать на закрепление своего правового статуса и гарантию на социальный пакет от государства.
Изучая международный опыт правового регулирования деятельности самозанятых граждан на примере Республики Казахстан становится понятно, что институт самозанятости имеет широкую географию применения и правовое регулирование самостоятельной занятости имеет важный приоритет не только на территории нашей страны. Стремление Республики Казахстан в формировании правовых основ для легализации деятельность самозанятых граждан, связаны с социальными и экономическими аспектами. Нормативная правовая база в сфере деятельности самостоятельно занятых граждан в Республике Казахстан определяет, что статус самозанятого лица могут получить только граждане этого государства (или иметь вид на жительство), а также кандасы. Интересно, что в Российской Федерации применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» могут физические лица, которые являются гражданами России, граждане других государств — членов Евразийского экономического союза, а также граждане Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики [6] . Государствами –членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация [7]. Таким образом, на территории нашей страны ведение малого и среднего предпринимательства становится более привлекательно и для стран ближнего зарубежья, входящих в состав ЕАЭС, что оказывает положительное влияние на развитие экономики в целом.
Анализируя правовые основы становления института самозанятости в Республике Казахстан, выделяется особенность формирования единого совокупного платежа, который уплачивается раз в месяц, закреплен на государственном уровне, то есть установлен в виде фиксированной суммы и автоматически распределяется на четыре части после уплаты. Далее происходят отчисления в счет индивидуального подоходного налога, в пенсионный фонд, на медицинское страхование и в счет социальных отчислений. Таким образом, законодатель гарантирует социальную стабильность не только лицам, работающим по трудовым договорам, но и самостоятельно осуществляющим свою деятельность в качестве самозанятого. Данная практика имеет важный аспект для становления самозанятости в правосознании граждан, так как одним из главных факторов легализации деятельности самостоятельно занятых граждан, это сохранение непрерывного трудового стажа для гарантированной пенсии в будущем. В Российской Федерации, отчисления страховых взносов на пенсионное обеспечение самозанятыми лицами происходят на добровольной основе [8] , это обусловлено желанием государства снизить налоговую нагрузку на самостоятельно занятых граждан. При этом возникает неравенство между гражданами, работающими по трудовому договору и самозанятыми, так как бремя по распределению пенсионных платежей ляжет на граждан, исправно уплачивающих страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, следует подчеркнуть, что распределение налоговых отчислений самостоятельно занятых граждан в Республике Казахстан более эффективно для становления института самозанятости, что может представлять интерес для применения на территории Российской Федерации. Изучение и анализ международного опыта в сфере деятельности самозанятых граждан представляет научный интерес и практическую значимость, с целью грамотной оценки становления института самозанятости в других странах и реализации наиболее эффективных правовых аспектов в данном направлении на территории Российской Федерации.
Литература:
- Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 г. № 482-V «О занятости населения» [Электронный ресурс] // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38847468&pos=3;-58#pos=3;-58 (дата обращения: 17.10.2023 г.).
- Электронное правительство Республики Казахстан [Электронный ресурс] // URL: https://egov.kz/cms/ru/articles/kandas_rights_conditions (дата обращения: 17.10.2023 г.).
- Подпункт 3 статьи 776 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» [Электронный ресурс] // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36148637 (дата обращения: 17.10.2023 г.).
- Единый совокупный платеж (ЕСП) в 2020 году [Электронный ресурс] // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37543571&pos=9;-60#pos=9;-60 (дата обращения: 17.10.2023 г.).
- Месячные расчетные показатели (МРП) установлены Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2023–2025 годы» от 1 декабря 2022 года № 163-VII [Электронный ресурс] // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1026672 (дата обращения: 17.10.2023 г.).
- Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 206-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» // СЗ РФ. 2022. № 27. Ст. 4607.
- Сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 17.10.2023 г.).
- Статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 24 июня 2023 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.