Актуальность работы заключается в том, что венчурное инвестирование в России только начинает развиваться.
Анализ деятельности российских венчурных фондов показывает, что отечественный бизнес постепенно осваивает общепринятые в мировой практике подходы к венчурному инвестированию малых и средних инновационных предприятий.
Во многих регионах созданы венчурные фонды, однако далеко не в каждом из них налажен эффективный механизм функционирования, особенно в вопросах управления венчурным капиталом.
В настоящий момент в качестве альтернативного источника финансирования инновационной деятельности в развитых странах мира используется венчурный капитал.
Венчурный капитал — специфический тип финансов, предоставляемых определенными фирмами, которые инвестируют и одновременно участвуют в управлении молодыми компаниями, не котируемыми на фондовом рынке.
Венчурный капитал необходим для поддержки сопряженных с высоким риском инвестиций в малые, ориентированные на новые технологии фирмы.
Впервые понятие «венчурный фонд» упоминается в Постановлении ФКЦБ России от 14.08.2002 г. N 31/рс, где венчурные (особо рисковые) фонды отнесены к категории закрытых паевых инвестиционных фондов.
Однако включение венчурных фондов в категорию закрытых паевых инвестиционных фондов не учитывает ряд особенностей данного вида инвестирования, что не позволяет активно развиваться венчурному финансированию в Российской Федерации.
Правовой статус иных разновидностей компаний с венчурным капиталом вообще не регламентирован российским законодательством.
Следует отметить, что инновации и НИОКР важны для экономического роста.
Успех начинающих предприятий зависит не только от технологических инноваций или новых бизнес-моделей, но и от постоянных совместных усилий предпринимателей и венчурных капиталистов по осуществлению и содействию их развитию и росту.
Венчурные инвестиции являются одним из наиболее эффективных способов финансирования вновь созданных инновационных фирм, которые вряд ли имеют доступ к другим видам внешних инвестиций.
Практики и исследователи предполагают, что венчурные капиталисты (венчурные капиталисты) не только предоставляют средства, но и предпринимают интенсивные усилия по мониторингу и оказывают дополнительную поддержку проектам с потенциалом роста.
Одним из аргументированных способов поощрения инноваций является государственная поддержка венчурных фондов. Это может быть особенно важно в странах, где отсутствует развитый сектор венчурного капитала (ВК).
Однако некоторыми учеными высказывается предположение, что такая государственная поддержка может «вытеснить» фонды чисто частного сектора и подорвать создание инноваций.
Если провести анализ понятий «венчурный фонд» и особенностей осуществления им деятельности, то можно увидеть следующее.
Венчурный фонд — фонд, вкладывающий активы в предприятия или проекты на начальном этапе их создания.
Венчурные фонды, как правило, занимаются не портфельными, а стратегическими инвестициями в контрольные пакеты акций и долей обществ с ограниченной ответственностью.
Особенностью осуществления деятельности венчурными фондами является то, что они имеют свободу выбора активов для инвестирования.
Однако у венчурных фондов есть и ограничения в их деятельности, например, им нельзя вкладывать средства в банковскую отрасль.
Особенностью также является и то, что только венчурные фонды могут инвестировать денежные средства в векселя компаний, акциями которого он владеет.
То есть фактически венчурному фонду предоставляется право кредитовать компании.
Следует также отметить, что фонды этого типа относятся к одним из самых рискованных видов коллективных инвестиций, наравне с хедж-фондами.
Поэтому российское законодательство относит их к инструментам исключительно для тех, кто признается квалифицированным инвестором, согласно ст. 51.2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Из-за того, что венчурные фонды отнесены законодателем к инструментам для квалифицированных инвесторов, информация о доходности венчурных инвестиций оказалась закрытой — управляющие компании не обязаны ее публиковать и предоставляют такие данные только инвесторам.
Также следует отметить ещё одну особенность. Участники венчурного фонда понимают, что от вложения средств в один удачный инвестиционный проект они получат огромный доход, который покроет все убытки от вложений в провальные проекты и принесет немалую прибыль. Нужно лишь правильно распределять активы.
Если банки, традиционные инвестиционные фирмы стремятся всячески страховать риски, венчурные фонды инвестируют лишь в те компании, которые в процессе основной деятельности могут вернуть фонду денежные суммы равные их уставному капиталу.
По данным Российской ассоциации венчурного инвестирования, средняя внутренняя норма доходности инвестиционных проектов венчурных фондов, действующих в России, составляет 35 % годовых.
Паевые венчурные фонды есть, например, у управляющей компании «ВТБ Капитал Управление Активами»: ВТБ — Фонд венчурный, Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт — Петербурга и другие.
Изучая рынок венчурных фондов, можно обратить внимание, что такие компании не просто финансируют инновационные проекты, но и помогают начинающим предпринимателям добиться успеха. Осуществляется это следующим образом:
– капитал фонда формируется за счет вкладов участников или задокументированных обязательств внести деньги, когда это потребуется;
– представители рассматривают заявки от компаний, выбирают те, которые отличаются высоким потенциалом;
– в течение нескольких лет представители фонда ведут операционную деятельность в инвестируемых компаниях;
– потом фонд продает свои доли, акции в компании, получая тем самым немалый доход.
Следует также отметить, что потенциальные сбои рынка, связанные с инновациями и предпринимательским финансированием, могут служить обоснованием для вмешательства правительства. Правительства могут вмешиваться в рынки венчурных инвестиций для стимулирования инноваций и предпринимательства или для достижения социальной политики и государственных целей. Правительства могут поддерживать венчурные капиталы, предоставляя финансирование, или могут владеть венчурными капиталами и управлять ими.
На развитых рынках правительства поддерживали частные венчурные капиталисты главным образом путем предоставления значительного финансирования, налоговых льгот и других субсидий.
Правительства также напрямую владели венчурными капиталами в основном в Европе.
Роль государственной собственности в венчурных капиталах остается относительно недостаточно изученной, особенно в контексте развивающихся рынков. Уникальная правовая и институциональная база каждой страны может сыграть решающую роль в формировании венчурной индустрии и ее влиянии на предпринимательские фирмы. Различие между развивающимися и развитыми рынками особенно важно, учитывая возросшие политические и экономические риски, которые очевидны в развивающихся экономиках, и роль политических связей в снижении этих рисков.
Подводя итог можно заключить следующее. Венчурные фонды — это
инвестиционные компании, которые предпочитают вкладывать средства в заведомо рисковые проекты. На законодательном уровне венчурным фондам разрешено проводить столь рисковую деятельность. Необходимость диверсификации рисков отсутствует.
Литература:
- Постановлении ФКЦБ России от 14.08.2002 г. N 31/рс
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»