Патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, в том числе, и дошкольного возраста, сейчас уделяется особое внимание, что нашло свое выражение в соответствующем федеральном проекте [6].
Важной составляющей патриотического воспитания является создание и развитие системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений. Ничто не отражает межпоколенческие связи так, как социальный опыт прошлых поколений, выраженный в традициях, обычаях и обрядах. Традиционная народная культура — это кладезь мудрости, нравственности, духовных и материальных ценностей. И знакомство с этой сокровищницей необходимо начинать с малых лет, в том числе — в пространстве дошкольного образовательного учреждения. При формировании патриотического сознания детей основой могут стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор [1].
Традиционная народная культура — это духовные и материальные ценности, передаваемые от поколения к поколению этнопедагогические, семейно-бытовые и обрядовые традиции [5, c. 225-226]. Новые поколения граждан могут стать носителями и хранителями этих ценностей только в процессе соответствующего воспитания, направленного на усвоение народной культуры как неотъемлемой части жизни. Процесс этот целесообразно начинать в раннем возрасте и использовать все возможности и достижения современной педагогики.
Поскольку дошкольное детство — это период, когда ведущей деятельностью является игра, то именно в игре и стоит осуществлять знакомство с традициями и обычаями русского народа. Безусловно, не только разнообразные народные игры будут способствовать формированию устойчивых представлений o народной культуре. Занятия НОД, проектная деятельность, декоративно-прикладное творчество и изобразительная деятельность (для знакомства с народными промыслами России), музыкальные занятия (прослушивание и исполнение народных песен, разучивание народных танцев и хороводов), создание соответствующей предметно-развивающей среды — все это позволяет знакомить дошкольников с самыми разными явлениями и проявлениями народной культуры. Но все эти мероприятия могут стать подготовительным этапом для проведения ярких и незабываемых событий — народных календарных праздников.
Русские календарные праздники, впитавшие одновременно и языческие, и православные обычаи и традиции, объединяющие в себе фольклорные, музыкальные и игровые моменты, могут стать прекрасной базой для развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через приобщение к культурным ценностям и достижениям народа, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии, формирование личностно-ценностных межличностных взаимоотношений больших и малых социальных групп [3, c. 80].
Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни [1, c. 31]. Многие русские народные праздники отражают не только смену времен года, течение годового цикла и связанные с ним обычаи и традиции, но и течение жизни — рождение, воспитание, взросление, вступление в брачный возраст и так далее. Например, элементом празднования Красной горки или Троицына дня (встреча весны/лета) является известная песня-игра «А мы просо сеяли», которая с одной стороны посвящена пахотным работам, с другой — это обряд сватовства.
Народный праздник этичен и эстетичен, в нем выражается народное творчество во всех его ипостасях — живописной в декоративно-прикладных предметах, музыкальной — в народной музыке, пении и танцах, литературной — в фольклоре (песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые сценарии). Знакомство с народной культурой в форме праздника позволяет не только обогатить знания дошкольников, но и воздействовать на них эмоционально, а также формировать определенный опыт через непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Огромное воспитательное влияние на ребенка дошкольного возраста оказывает и праздничная атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры [1, c. 29].
Приобщение к русской народной культуре происходит в период подготовки ко всем праздникам. Воспитатели проводят занятия НОД, готовят инсценировки, организовывают занятия декоративно-прикладным творчеством. Музыкальный руководитель, разучивая с детьми необходимый музыкальный репертуар, тесно сотрудничает с воспитателями групп, проводит консультации с ними, совместные интегрированные тематические занятия, выходит к детям в группы для индивидуальной работ [4, c. 38]. Обязательным элементом подготовки является привлечение родителей к организации праздника — помощь в разучивании текстов, подготовка костюмов, создание или приобретение элементов для предметно-развивающей среды, возможно — непосредственное участие родителей в инсценировке.
Одним из приоритетов в современной системе образования и воспитания подрастающего поколения становится патриотическое воспитание детей через возрождение идей национальной культуры, возвращения к истокам народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Важным этапом духовно-нравственного воспитания дошкольников является приобщение их к традициям народа [1, c. 29].
Обобщение опыта современных педагогов и методистов свидетельствует, что нравственное воспитание должно быть направлено на эмоциональное развитие, на осознание детьми явлений социальной жизни, на формирование стремления сопереживать чужому горю, проявление радости и гордости за успехи других, формирование эталонных, правильных представлений о зле и добре и соответствующих моделей поведения — доверия и уважения к старшим. Реализация задач данного направления воспитания может эффективно осуществляться в процессе приобщения дошкольников к русской народной культуре [5, c. 225].
Русский народный календарь предоставляет большой выбор разнообразных праздников, многие из которых незаслуженно забыли. В первую очередь, это праздники, связанные с проводами и встречами времен года:
– зима — это Рождество, Святки, Крещение, Перезимки, Кудесы, Масленица, Сретение, Починки;
– весна — Овсянки, Сороки (Жаворонки), Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Красная горка, Живин день, Пролетье;
– лето — Троица, Духов день, Ивана Купала, Ильин день, Медовый Спас, Яблочный Спас, Обжинки;
– осень — Семенов день, Новолетие, Осенины, Воздвижение (Капустник), Покров, Кузьминки, Куделица (Филиппов день).
Каждый праздник имеет собственное наполнение, которое выражается в самых разных формах — специальная праздничная одежда и ритуальная еда, обрядовые действия, специальные песни и танцы. Так, на Сороки или Жаворонки, традиционно выпекались птички из разных видов муки, которых дети прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки закликать весну. Обряд закликания весны сопровождался песнями-«веснянками». На Троицу принято было надевать нарядную, специально сшитую к празднику одежду, а также украшать церкви, дворы, избы свежими травами, цветами и ветками деревьев.
Одним из ярких элементов многих народных праздников славян является хоровод. С одной стороны, хоровод — массовый обрядовый танец, в котором участвуют все от мала до велика, с другой — он является веселой молодежной игрой, наполненной элементами музыки и поэзии. При этом во многих хороводных песнях отражаются и бытовые сюжеты, и описание природы, и семейно-бытовые и любовные мотивы, сбор урожая, годовой цикл.
Включение хоровода в сценарий народного праздника придаст ему необходимую эмоциональную окраску, задаст музыкальный тон всему мероприятию. Как отмечает М. А. Ли, наблюдая за ребенком, участвующим в хороводе, замечаешь, что он будто переносится в другой мир — мир гармонии, совместного чувствования, переживания. Этому способствуют приемы, стимулирующие его воображение: сюжетные зарисовки, стихи, иллюстрации народного быта [4, c. 39].
Организация народных календарных праздников в ДОУ решает множественные задачи патриотической направленности и одновременно позволяет детям прожить новый социокультурный опыт, сформировать представления о народной культуре и тех ее элементах, которые можно использовать в повседневной жизни. Как отмечают Е. Е. Ануфриева и С. Ю. Коробко, ненавязчиво и бережно вводить детей в мир народной культуры, которая становила и укрепляла всегда нравственный облик народа, была его исторической памятью, — задача дошкольного образовательного учреждения [2, c. 207].
Проведение праздника может стать завершающим этапом краткосрочных или долгосрочных проектов, посвященных знакомству с народной культурой и включающих такие формы работы как: знакомство с малыми формами устного народного творчества; познавательные беседы; творческая продуктивная и игровая деятельность детей; посещение краеведческих музеев; экскурсии, целевые прогулки по городу; чтение и драматизация народных сказок; знакомство с народными промыслами (Хохлома, Городец, Палех, Дымка...) [2, c. 207].
Работа по формированию представлений детей о народных традициях и культуре демонстрирует достаточно высокий интерес дошкольников к этой тематике, но, как правило, их ближайшее окружение мало знакомо с фольклором и этнографией. Знакомясь с историей нашей страны, дети задают вопросы о том, как и чем жили наши предки, как работали и отдыхали, играли, радовались и печалились, чем украшали свою быт… Найти ответы на эти и другие вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности, для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры [4, c. 37].
Приобщение дошкольников к народной культуре через проведение календарных праздников — это важный этап духовно-нравственного воспитания, которое необходимо организовывать через культурологический подход, то есть, опираясь на ценности национальной и общечеловеческой культур. Важнейшая задача воспитания на сегодняшний день — это осознание детьми, какой культуре мы принадлежим, где мы живем [5, c. 230].
Традиции и обычаи русских календарных праздников — это культурный клад, вобравший в себя ценные наблюдения за тем, что нас окружает: погодные изменения, поведение животных и птиц, особенности времен года и связанные с этим труд, жизненный уклад, различные стороны жизни человека [5, c. 227]. Праздники затрагивают не только ум, но и эмоции, так как любой праздник — это отдых и веселье. Элементы народных календарных праздников включены и в нашу повседневную жизнь (например, масленичные гуляния, колядки), но мало кто может ответить на вопрос, с чем связаны те или иные обычаи. Восполнить этот пробел — благородная задача, решение которой позволит каждому участнику поистине почувствовать себя частью истории.
Литература:
- Анисимкина, Н. М. Народные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям / Н. М. Анисимкина // Педагогический форум. — 2018. — № 1(1). — С. 29–31.
- Ануфриева, Е. Е. Особенность формирования традиций народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников / Е. Е. Ануфриева, С. Ю. Коробко // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей и материалов VII международной научно-практической конференции, Коломна, 29–30 октября 2020 года. — Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2020. — С. 205–209.
- Блинская, Е. М. Народные традиции и их роль в развитии дошкольника / Е. М. Блинская, Е. В. Фалунина // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2017. — № 1. — С. 79–83.
- Ли, М. А. Мир детства и народная музыкальная культура / М. А. Ли // Культура. Наука. Интеграция. — 2010. — № 1(9). — С. 37–39.
- Сабодаш, О. А. Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников / О. А. Сабодаш // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2017. — № 2. — С. 223–232.
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» // URL : https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/