В статье рассматриваются особенности физического, социального и психологического развития людей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом.
Ключевые слова: развитие человека, люди с ОВЗ, инвалидность, спорт, физическая культура.
В современном российском обществе одной из острейших проблем можно назвать растущее число граждан с инвалидизирующими заболеваниями. По состоянию на 06.10.2023 в нашей стране зарегистрировано порядка 10,9 тыс. инвалидов, в том числе 0,7 тыс. человек детей-инвалидов [8]. Заболевания, ограничивающие физические возможности человека затрудняют не только его способность полноценного функционирования в обществе, но и понижают качество жизни.
Людям со статусом «инвалид» приходится сталкиваться в жизни с трудностями, связанными с социальной адаптацией, психологической опустошенностью, сниженной физической активностью.
Решение этих трудностей носит комплексный характер. В РФ на сегодняшний день организована полноценная реабилитационная помощь инвалидам, включающая в себя медицинскую, социально-правовую и психологическую поддержку с учётом индивидуальных потребностей.
Одним их эффективных аспектов реализации решения проблем человека с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) является привлечение его к занятиям физической культурой или доступным для него видом спорта. Сложно переоценить роль физических упражнений в жизни человека, особенно с ограничениями физического состояния, ведь помимо общей объективной пользы физической культуры для здоровья, она развивает характер человека и способствует улучшению его психологического состояния [7].
Законодательно привлечение лиц с ОВЗ к занятию спортом и физической культурой закреплено Федеральным законом № 329-ФЗ от 04.07.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Спорт для инвалидов принято называть «адаптивным спортом». В соответствии со Всероссийским реестром видов спорта существуют нижеприведённые виды «адаптивного спорта» [3]:
– спорт для слепых;
– спорт для глухих;
– спорт для лиц с поражением ОДА (опорно-двигательного аппарата);
– футбол для лиц с заболеванием ЦП (церебральным параличом);
– спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями.
По вышеперечисленным видам спорта на официальном уровне проводятся регулярные спортивные мероприятия как регионального так и мирового уровня: соревнования, Кубки, первенства, чемпионаты, Паралимпийские игры.
Для детей-инвалидов организуются адаптивные спортивные школы, клубы и кружки.
Спорт и физическая культура в развитии человека с ОВЗ как личности выполняет несколько важных функций:
– реабилитационную;
– оздоровительную;
– психотерапевтическую;
– адаптационную;
– образовательную.
Реабилитационные свойства физкультуры и спорта для людей с ОВЗ проявляются в виде снижения проявлений патологических состояний, частичное восстановление или нормализация нарушенных функций организма, повышение мобильности инвалида (при наличии возможности) [5].
Оздоровительная функция для человека со статусом «инвалид» в процессе занятия физической культурой проявляется в виде улучшения его физического состояния, насколько это может позволить диагноз. Психотерапевтическая функция представлена широким спектром положительных изменений у лиц с ОВЗ независимо от возраста — это и стабилизация общего эмоционального фона, и повышение уверенности в себе, и снижение состояния тревожности [4].
Адаптационная функция спорта и физкультуры реализуется в повышении коммуникативных способностей людей с ОВЗ или инвалидностью, что позволяет им легче интегрироваться в социум, не бояться вступать в диалог с окружающими, уметь попросить о помощи или высказать своё мнение. Образовательная функция реализуется в процессе изучения новых спортивных упражнений, тренировок, подготовки к соревнованиям, в этом случае у лиц с ОВЗ, в частности, у детей-инвалидов увеличивается словарный запас, расширяется кругозор, происходит более всестороннее развитие личности [1].
Посещение спортивных кружков или секций сопряжено с общением с тренером или наставником и другими участниками спортивной группы что позволяет людям с ОВЗ улучшать свои социально-адаптивные способности, снижать уровень психологического напряжения, осваивать новые навыки и умения, а соответственно занятие спортом, повышение физической активности, способствует гармоничному развитию человека [2].
Доступность того или иного вида спорта для людей с ОВЗ или инвалидностью определяется индивидуальными физическими возможностями самого человека, в данном случае, безусловно необходима консультация специалиста.
Автор статьи, исходя из собственного жизненного опыта знает и осознаёт степень важности необходимой подготовки специалистов, занимающихся развитием и спортивной подготовкой людей с ОВЗ или инвалидностью всех возрастов, ведь каждому из нуждающихся требуется индивидуальный подход. Наставнику, тренеру или специалисту нужна не только профессиональная подготовка по соответствующему виду спорта, но и наличие психологических особенностей, например таких как отзывчивость, ответственность, доброта, нравственность, терпеливость. По мнению автора, проблему подготовки кадров для спортивного воспитания лиц с ОВЗ, необходимо решать на государственном уровне, а именно — готовить специалистов со знаниями по нескольким направлениям. А самим специалистам постоянно повышать уровень своей квалификации на протяжении всей профессиональной деятельности.
Литература:
- Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. В. Андрюхина [и др.]; под общ. ред. Т. В. Андрюхиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 158 с. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978–5–8050–0665–5.
- Бегидов М. В. Социальная защита инвалидов: учебное пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2018. 98 с.
- Всероссийский реестр видов спорта
- Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Н. Л. Литош. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 156 с.
- Рипа, М. Д. Методы лечебной и адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования/ М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. — 2-е изд., испр. И доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 158 с
- Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Физическая культура. Инклюзивное образование: физическая культура как ресурс для реализации инклюзии в высшем образовании [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Т. И. Чедова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. –Электронные данные. –Пермь, 2021. –2,13 Мб; 167с.
- Федеральная служба государственной статистики/Положение инвалидов https://rosstat.gov.ru/folder/13964 дата обращения 06.10.2023г.