Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
На сегодняшний день работа с одаренными детьми становится все более важной, она вызывает колоссальный интерес на протяжении длительного периода времени. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны, а также с ее духовным возрождением. Создание благоприятных условий для воспитания и образования одаренных детей решает актуальную задачу формирования творческого потенциала общества.
Под одаренностью понимают высокий уровень развития возможностей ребенка, позволяющий ему достигнуть успехов в определенных областях деятельности.
В каждой возрастной группе ДОУ можно встретить ребенка, заметно отличающегося от других детей группы. Он любознательный, задает очень много вопросов, проявляет интерес ко всему окружающему. В большинстве случаев он успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успевает их полностью сформулировать. Любит приносить в детский сад новые увлекательные книги, очень интересно пересказывает их содержание, выдумывает оригинальные сказки и истории, создает удивительные постройки, экспериментирует с предметами, стремясь понять различные закономерности. Общаться с таким ребенком очень интересно, но иногда с ним сложно в общей работе с детьми — он перебивает, пытается быть везде первым, может задавать такие вопросы, которые поставят воспитателя в неловкое положение. Зачастую он пытается навязать свое мнение, бестактный, препятствует занятиям воспитателя с другими детьми. Вероятно, это и есть одаренный ребенок.
Творческие способности человека проявляются очень рано. Период их усиленного развития — примерно с 2 до 5 лет. В этом возрасте формируется личность, которая проявляет себя. Самые первые проявления способностей выражаются в непреодолимой, рефлекторной тяге к различным видам деятельности. Оказывается, предпосылки творческих способностей необходимо искать именно здесь. Главной задачей родителей и педагогов становится поддержка ребенка в его стремлении к развитию.
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, который сопровождается приоритетной познавательной активностью. Способности обязательно проявляются в деятельности детей, поэтому и одаренность может значительно проявляться и развиваться только в деятельности. Выполняя конкретную работу, ребенок испытывает удовольствие, радость, положительные эмоции. Чем больше дошкольник занимается любимым видом деятельности, тем больше ему хочется это делать. Ребенку интересен не столько результат, сколько сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: математическим, музыкальным, изобразительным и т. д. В театральной деятельности происходит развитие дошкольников в разных направлениях.
Одаренность, как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая проявляется во многих видах деятельности. Тогда она может быть названа общей одаренностью. Общую одаренность принято разделять на умственную и художественную.
Умственно одаренные дети способны верно решать разнообразные познавательные задачи. Задача чаще решается детьми в уме, быстро и легко. Ребенок совершенно самостоятельно может придумать неожиданный, необычный способ решения задачи. Дети, одаренные умственными способностями, обладают также неутолимой познавательной активностью, высокой необходимостью получать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Развитие умственных способностей — основная сущность умственного развития ребенка. Через различные игры, головоломки, ребусы, развивающие задачи у детей развивается гибкость мышления, воображение, память, внимание, креативность, наблюдательность, любознательность, оригинальность умозаключений.
Во время образовательного процесса воспитатель развивает находчивость, активизирует мыслительную активность. Общая художественная одаренность наблюдается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, речевой. Существуют особенности, дающие возможность предположить наивысший уровень развития способностей, одаренности. Их можно наблюдать в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду.
Такие особенности можно обнаружить, наблюдая за ребенком в беседах с взрослыми, в общении с другими детьми. Первая из особенностей — любознательность, познавательная активность, направленная на знакомство с окружающим миром. Познавательные интересы у ребенка могут проявляться в разных сферах. Это может быть экспериментирование с различными видами механизмов, стремление разбирать и собирать сложные устройства самому; задавание взрослым вопросов, чтобы понять определенные закономерности, лежащие в основе каких-либо наблюдаемых явлений. Иногда постоянные «почему?» могут иметь разный смысл. Чаще дети задают вопросы для того, чтобы привлечь внимание взрослого или наладить с ним контакт. Одаренный же ребенок задает вопрос с познавательной целью и ожидает обоснованных ответов. Может оказаться, что одаренному ребенку неинтересно содержание занятий, так как его привлекает другая сфера окружающего мира или он просто знаком с предлагаемым материалом. Уникальность одаренного ребенка с высокой степенью развития умственных способностей проявляется в логичности и последовательности рассуждений, что чуждо большинству детей данного возраста.
Одно из проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатая фантазия. Одаренные дети чаще других детей любят что-нибудь сочинять, придумывать, фантазировать. Процесс фантазирования проходит очень легко, взрослому нет необходимости создавать ситуацию, которая помогла бы в этом ребенку — он сам охотно желает сочинять. Персонажи в придуманной истории чаще всего вымышлены, фантастичны, необычны. Ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая сказку про зверей, чаще всего говорит о зайце или волке. В сказках же одаренного ребенка можно наблюдать таких персонажей, как бабочка, бобер, Жар-птица, черепаха и т. п. Действия героев таких сказок тоже необычны, их не встретить в рассказах и сказках других детей.
Основным проявлением одаренности можно смело считать характер детских замыслов, относящихся к всевозможным видам деятельности дошкольников. Как ребенок задумывает игру, сочиняет рассказ, как планирует постройку из конструктора, рисунок, лепку или аппликацию —все это помогает определить уровень развития способностей. Все, что одаренный ребенок придумывает, отражает не только его индивидуальность, но и внутренний мир и оригинальность восприятия окружающего мира. Дети дошкольного возраста иногда создают замыслы, которые остаются нереализованными, не могут быть реализованы из-за их нереальности.
В качестве признаков умственной одаренности, выделяемых родителями и воспитателями, можно назвать высший уровень речевого развития, запоминание огромного количества стихов и сказок. Очень часто одаренные дети обладают рядом сходных личностных черт. Таким детям свойственно упорство в достижении цели: ребенок несколько часов подряд может быть увлечен одним делом; более того, может возвращаться к нему в течение нескольких дней, если что-то очень увлекло его или он недоволен получившимся результатом. Это чаще всего связано со стремлением к лучшему, желанием сделать что-то на высшем уровне, качественно выполнить определенные задания.
У одаренных детей часто обнаруживается обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Такие дети могут остро реагировать на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Часто им свойственна повышенная уязвимость и преувеличенные страхи, они чрезмерно чувствительны к неречевым сигналам окружающих, таким как жест, взгляд, поза. Одаренные дети имеют высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду.
Часто умственно одаренным детям присуща неравномерность развития: умственное развитие может опережать эмоционально-личностное. Такое несоответствие создает в жизни одаренного ребенка много проблем. Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему миру приводит к уязвимости, ранимости психики, неспособности адекватно отреагировать на большое количество воздействий. Дети все воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют. Критичность в отношении самого себя часто приводит к тому, что ребенок начинает плохо относиться к себе, плохо себя оценивает, становится неуверенным. Взрослые же не могут понять, по какой причине ребенок с такими большими возможностями так не уверен в себе, очень раним и чувствителен. Зачастую они сами способствуют этому. Успехи детей со средними и низкими способностями поощряются, их хвалят, замечают их достижения, создавая ситуацию успеха. Успехи же одаренного ребенка не поощряют, боясь перехвалить; они считаются чем-то само собой разумеющимся. И ребенок тоже начинает сомневаться в своих возможностях, думая, что его не заметили, потому что он сделал что-то неправильно. Встречаются одаренные дети, которые очень высокого мнения о своих возможностях; из-за этого взрослые стараются не отмечать успехов ребенка, чтобы не перехвалить его. Но ребенок очень нуждается в оценке своих достижений. Необходимо давать ему понять, что успехи действительно есть. Лучше сравнивать результаты деятельности одаренного ребенка не с результатами других детей, а с его собственными предыдущими достижениями. Одаренным детям сложно взаимодействовать с другими детьми группы. Следует учить одаренного ребенка принятию окружающих.
В общении с одаренным ребенком важно быть особенно терпеливым, не забывать похвалить его, когда он проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою мысль полностью, закончить предложение. Уже в дошкольном возрасте необходимо учить одаренных детей стараться не обижать других детей, постоянно поправляя, высмеивая их высказывания и поступки. Очень важно объяснить ребенку, что иногда лучше подождать с высказываниями, замечанием, чтобы предоставить возможность проявиться другим детям, что не надо спешить быть первым и добиваться подтверждения именно своего мнения. Часто родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка эффект ореола, желая видеть его высокие результаты во всем. Однако возможно, что способности ребенка высоки только в определенной сфере. Одаренному дошкольнику очень полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не превосходит других детей, не достигает вершин. Ребенок может не только принимать участие, но и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает. Необходимо дать понять ребенку, что его часто могут постигать неудачи, которые случаются со всеми. Нужно все преодолевать, не огорчаться и двигаться дальше.
Литература:
- Антонова И. Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова // Одаренный ребенок. — 2011. — № 1. — С. 46–51.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
- Марченко Е. В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко // Одаренный ребенок. — 2010. — № 6. — С. 115–121. — Библиогр.: с. 121.
- Омарова В. К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одаренный ребенок. — 2010. — № 6. — С. 22–28. — Библиогр.: с. 28.
- https://moluch.ru/archive/75/12857/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/04/24/osobennosti-raboty-s-odarennymi-detmi
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/29/rabota-s-odarennymi-detmi-v-doshkolnom-uchrezhdenii
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/03/11/odarennyy-rebenok