В статье автор исследует о бращение кандидата в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата с целью устранения противниковкак одно из проявлений злоупотребления правом. Предлагаются пути решения указанной проблемы.
Ключевые слова: кандидат, административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, злоупотребление правом.
В соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных законом [1].
С соответствующим заявлением может обратиться в том числе кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Безусловно, указанное положение направлено на соблюдение принципа равенства кандидатов, согласно которому они несут равные права и обязанности, обеспечивает законность проведения выборов. Вместе с этим, на практике встречаются случаи обращения зарегистрированных кандидатов с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата без наличия достаточных данных о нарушении требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и иных законов. Кандидат таким образом борется с противником, полагаясь лишь на удачу, что при рассмотрении дела в суде нарушения требований закона будут обнаружены.
При таких ситуациях возникает вопрос — является ли обращение в суд в целях избавления от другого кандидата злоупотреблением правом.
Под злоупотреблением правом понимается совершение обладателем права формально правомерного, но заведомо недобросовестного действия (бездействия).
Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) установлено право кандидатов и их доверенных лиц оспаривать в суде решения избирательной комиссии [2]. При этом для реализации указанного права необходимо, чтобы решение избирательной комиссии нарушало их права, свободы и законные интересы.
Таким образом, для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата необходимо не только наличие нарушения закона, допущенного избирательной комиссией при принятии решения, но и нарушения этим решением избирательных прав кандидата, обратившегося с административным исковым заявлением в суд.
Согласимся с позицией И. В. Советникова, который полагает, что в избирательном процессе основными формами проявления злоупотреблений правом выступают соответствующие избирательные технологии, которые основываются на формальном соблюдении положений законодательства о выборах, но направлены на создание необоснованных преимуществ одному из кандидатов, избирательных объединений (технологии, основанные на злоупотреблении правом) [4, с. 9–10].
По нашему мнению, в определенных случаях зарегистрированный кандидат, реализуя свое право на оспаривание решения избирательной комиссии на основании части 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и формально соблюдая требования КАС РФ, осуществляет технологию, основанную на злоупотреблении правом. При этом такая технология выражается, в большей части, не в создании необоснованных преимуществ кандидату, а в злоупотреблении процессуальным правом, которое реализуется с целью возможного выведения из строя соперника и облегчения победы на выборах.
Приведем пример из практики. При проведении в 2022 году муниципальных выборов депутатов представительного органа одного из муниципальных образований Иркутского района зарегистрированный кандидат обратился в районный суд с пятью административными исковыми заявлениями об отмене решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Думы муниципального образования. Все административные исковые заявления были идентичными.
Административный истец полагал, что кандидаты в заявлении о согласии баллотироваться указали недостоверные сведения, при этом он не уточнял какие именно сведения не соответствуют действительности, а перечислял все установленные частью 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ указываемые в заявлении сведения.
Также одним из доводов административных исковых заявлений было не предоставление кандидатами в избирательную комиссию документов, подтверждающих сведения в заявлении о согласии баллотироваться, с перечислением всех возможных документов.
Кроме того, административный истец в своем заявлении указал, что уполномоченные представители политической партии, выдвинувшие кандидатов, не представили в избирательную комиссию документы, необходимые для заверения списка кандидатов. Как и в случае с документами, подтверждающими сведения в заявлении о согласии баллотироваться, он перечислял все требуемые документы.
Обосновывая нарушение своих избирательных прав, кандидат указывал, что избирательная комиссия предоставила кандидатам привилегированные условия для регистрации по сравнению с другими кандидатами, зарегистрировав их при наличии оснований для отказа в регистрации. Никакие документы к административному исковому заявлению административный истец не прилагал.
Подавая указанные заявления, кандидат не обладал достоверными сведениями о наличии нарушений требований законов, с документами, предоставляемыми в избирательную комиссию кандидатами и уполномоченными представителями политической партии, выдвинувшими кандидатов, был ознакомлен непосредственно перед судебными заседаниями, что в дальнейшем привело к отказу административного истца от административных исковых требований по трем исковым заявлениям и принятии по одному исковому заявлению решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как пояснил административный истец после судебных заседаний, такие административные исковые заявления он подал с целью «снести» хоть одного кандидата, а поскольку возможность ознакомиться в избирательной комиссии с пакетом документов, предоставляемым другим кандидатом, отсутствует, ему потребовалось обратиться в суд для такого ознакомления.
Приведенный пример, на наш взгляд, ярко демонстрирует злоупотребление кандидатом своим правом. Подача административных исковых заявлений без конкретных доводов и доказательств нарушения требований законов с формальным обоснованием нарушений избирательных прав только с целью устранения противников влечет отвлечение от работы и создание дополнительной нагрузки в условиях сокращенных сроков рассмотрения дела как на суд, так и на участвующего в деле прокурора и административных ответчиков. Кроме того, распространение сведений о подаче подобных административных исковых заявлений может дискредитировать кандидатов, выступающих административными ответчиками, сформировать негативное отношение избирателя к ним, что, на наш взгляд, является проявлением «серой» избирательной технологии.
Одним из возможных путей устранения подобного злоупотребления правом могло бы послужить предоставление кандидатам возможности знакомиться с предоставляемыми в избирательную комиссию другими кандидатами документами для регистрации в качестве кандидата. При этом может возникнуть вопрос о нарушении указанных требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Согласно статье 7 вышеназванного закона, на лиц, получивших доступ к персональным данным, наложена обязанность не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом [3].
Таким образом, закрепление в федеральном законе права кандидатов знакомиться с предоставляемыми в избирательную комиссию документами другими кандидатами может быть исключением, предусмотренным в статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Другим способом преодоления поставленной проблемы может служить закрепление на законодательном уровне обязанности при обращении зарегистрированного кандидата с подобным административным исковым заявлением предоставлять соответствующие доказательства. Это бы могло поспособствовать снижению нагрузки на суд и иных участников процесса, искоренению практики необоснованного обращения в суд в личных целях.
Литература:
- Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ: [в ред. от 31 июля 2023 г.]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: принят 30 декабря 2001 года.: [в ред. от 24 июля 2023 г. № 364–ФЗ]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
- Федеральный закон О персональных данных [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ: [в ред. от 6 фев. 2023 г.]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Советников, И. В. Злоупотребления правом в избирательном процессе: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02 / И. В. Советников. — М., 2006. –195 с.