В статье автор рассматривает современный подход к развитию грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Ключевые слова: дошкольники, грамматический строй речи.
Формирование грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня играет важную роль в системе общего логопедического воздействия. Вопрос развития грамматических категорий у детей с нарушением речи — предмет изучения многих специалистов в области логопедии: Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Гвоздева А. Н., Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Н. В. Нищевой.
Исследования учёных показывают, что движения повышают деятельность речедвигательного анализатора и создают благоприятную базу для формирования речи. А. Леонтьев и А. Лурия установили зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием речи. В. М. Бехтерев, Л. В. Нейман, Л. С. Выготский также говорили о взаимосвязи речи и движения, о том, что упражнения благоприятно влияют на настроение, активность, повышают работоспособность.
В связи с этим, в логопедической работе возникает необходимость использования новых методов и приёмов, эффективных средств коррекции речевого недоразвития, формирования у детей грамматических категорий. Традиционные методы и приёмы логопедической работы не всегда позволяют логопеду продуктивно организовать коррекционные занятия. Для успешного овладения дошкольниками грамматическим строем речи в логопедической коррекции важно чередовать разные виды деятельности. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Мультимодальность, использование сенсорной интеграции повышают эффективность логопедической работы. Наталья Валентиновна Нищева подчёркивает: «Включение в работу всех анализаторов, смена видов деятельности делают занятия эффективными и интересными для детей» [4].
Основываясь на нейропсихологический подход, наряду с традиционными грамматическими играми в работе мы используем специальные средства — нейрологопедические приёмы и упражнения: логомоторные дорожки и таблицы, лабиринты; логографические, кинезиологические и реципрокные упражнения. Они делают занятия более интересными и разнообразными, облегчают процесс овладения навыками словообразования и словоизменения старшими дошкольниками с ОНР III уровня. Кроме того, нейроприёмы устраняют сопутствующие нарушения, тесно связанные с речью: недостаточность психической деятельности, низкую работоспособность и повышают учебно-познавательную мотивацию дошкольников. Приведем примеры некоторых из них.
Логомоторная таблица «Инструменты и орудия труда».
Цель: употребление имен существительных во множественном числе; развитие зрительно — моторной координации; межполушарного взаимодействия.
Задание: дети фиксируют взгляд на таблице, расположенной слева и последовательно показывают каждый силуэт указательным пальцем левой руки. Одновременно при помощи периферического зрения они находят такой же силуэт в той же строке правой таблицы и показывают его указательным пальцем правой руки. При этом дошкольник называет каждую пару силуэтов во мн. числе. Например: молотки, топоры, отвертки, пилы, ключи; лейки, вёдра, грабли, совки и т. д.
Логографическое упражнение «Кто чем пользуется?»
Цель: образование и употребление существительных в творительном и винительном падежах.
Задание: рассмотри картинки, соедини линиями инструменты и орудия труда с человеком соответствующей профессии, заканчивая предложения: «Врач в работе пользуется… градусником ». «Художник пользуется… палитрой ». «Повар пользуется … половником ». «Певица пользуется… микрофоном ». «Почтальон разносит… письма ».
Кроме того, одним из методов, предполагающих активное включение в логопедическую деятельность двигательной сферы, являются речевые игры с использованием разноцветных массажных ковриков (ортоковриков). Игры с ортоковриками, используемые учителем — логопедом, не только эффективное средство формирования речи, но и способствуют развитию моторики, сенсорной сферы дошкольника, они делают процесс обучения интересным. Приведём примеры речевых игр с использованием массажных ковриков (ортоковриков).
Игра «Помощники»
Цель: закреплять в речи правильное употребление имён существительных единственного числа Винительного падежа.
Оборудование: ортоковрики,детская посуда, детский стол.
Описание игры: ребёнок идет по коврикам, перенося предметы на стол и говорит: «Я принёс: чашку» (ложку, тарелку, сковороду, кастрюлю).
Игра «Прогулка»
Цель: совершенствовать навыки употребления существительных в Винительном падеже.
Оборудование: модульные массажные коврики, картинки по изучаемой лексической теме
Описание игры: коврики расположены кругом, возле каждой из них лежит картинка. Ребенок идёт по коврикам прямым приставным шагом, останавливается на каждом и говорит: «Я вижу… кошку » (собаку, корову, козу и т. д.).
Игра «Классики»
Цель: учить правильно употреблять имена существительные мн.ч. Р.п.
Оборудование: ортоковрики, картинки с изображением предметов в ед.ч. (стол, колесо, яблоко, кукла, книга, кресло, карандаш, помидор, апельсин).
Описание игры: коврики разложены на полу как в игре «Классики». Логопед показывает картинку в ед. числе, ребенок прыгает «ноги вместе» на коврик и повторяет слово «Стол». Затем ребёнок прыгает на следующий коврик «ноги врозь», называя множественное число Р. п. предмета: «Много столов» (Много яблок. Много кукол. Много карандашей. Много помидоров).
Игра «Прятки»
Цель: совершенствовать навыки употребления существительных в В. п., Т.п., П.п., простых предлогов.
Оборудование: модульные массажные коврики, картинки с изображением спрятавшихся животных.
Описание игры: коврики расположены кругом, возле некоторых из них лежат картинки. Ребенок говорит: «По лесной дорожке я пойду и животных всех найду». Идёт по коврикам, озвучивая найденное животное: «Я нашёл (нашла) зайку под ёлкой». (Белку на ёлке. Волка за ёлкой. Ёжика на пне. Лису за пнём.)
Игра «Разложи картинки»»
Цель: учить детей различать род имён существительных
Оборудование: 3 ортоковрика разного цвета: синий, красный, зеленый; набор картинок с изображением знакомых предметов (карандаш, стакан, чайник, огурец, лук, кастрюля, тарелка, книга, полотенце, эскимо, окно, солнце).
Описание игры : ребёнку необходимо разложить картинки в соответствии с родом изображённого предмета. Дошкольник прыгает на синий коврик, если про предмет можно сказать «он» и называет его; прыгает на красный коврик, если про предмет скажем «она»; зелёный — «оно».
Таким образом, работа по развитию грамматической стороны речи старших дошкольников с ОНР III уровня, включающая разнообразные приёмы обучения и сенсорную интеграцию, способствует повышению мотивации детей к логопедическим занятиям, успешному усвоению грамматики родного языка.
Литература:
- Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи: метод. пособие для воспитателей: для работы с детьми 3–7 лет/ А. Г. Арушанова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Мозаика — Синтез, 2008. — 295с. — Текст: непосредственный.
- Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев. — Текст: непосредственный // Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи: монография / А. Н. Гвоздев. — Санкт — Петербург: Детство — Пресс, 2007. — С.149–467.
- Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева. — СПб, 2001. — Текст: непосредственный.
- Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа) / Н. В. Нищева. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2022. — 640с. — Текст: непосредственный.
- Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / Текст: непосредственный // Ушакова О. С. Москва.: Издательство Института Психотерапии, 2001. — 256с.