Анализ эффективности использования федеральными государственными учреждениями государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 31.10.2023

Статья просмотрена: 191 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Ю. А. Анализ эффективности использования федеральными государственными учреждениями государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления / Ю. А. Смирнова, М. В. Шупыро. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 353-364. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107180/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена анализу использования государственного имущества и факторам, снижающим эффективность его эксплуатации. Авторами рассмотрены правовые основы управления публичной собственностью. На основе сведений отчетов о результатах деятельности государственного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, представленных федеральными учреждениями за 2022 год, проведена оценка уровня их обеспеченности имуществом. По итогам анализа определены основные факторы, снижающие эффективность использования учреждениями имущественных комплексов. Кроме того, авторами статьи выявлены и классифицированы ошибки, искажающие достоверность отчетности учреждений об использовании имущества. Результаты исследования позволяют выделить приоритетные направления совершенствования управления государственным имуществом.

Ключевые слова: государственная и муниципальная собственность, управление публичным имуществом, эффективность использования имущества, излишнее имущество, государственные и муниципальные учреждения

The article is devoted to the analysis of the use of state property and the factors that reduce its efficiency. The authors consider the legal foundations of public property management. Based on the 2022 report data considering the results of the state institutions’ activities and the exploitation of the state property assigned to it, analysis was conducted. Given the results of the analysis, the main factors reducing the efficiency of the state property’s use are identified. In addition, the authors have classified biases that distort the reliability of institutions' reports on the use of state property. The results of the study allow to identify possible directions for improving the management of state property.

Keywords: state and municipal property, management of public property, efficiency of use of property, surplus property, state and municipal institutions

Основным назначением государственного (муниципального) имущества является материальное обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг населению и исполнения государственных функций. В этой связи эффективность управления публичным имуществом непосредственно определяет качество и доступность предоставляемых услуг и выполняемых работ.

Для осуществления функций, оказания услуг и выполнения работ органы государственной (муниципальной) власти передают имущество, находящееся в публичной собственности, государственным (муниципальным) учреждениям на праве оперативного управления, являющегося разновидностью вещного права.

Согласно положениям статьи 296 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право оперативного управления признается за государственными (муниципальными) казенными предприятиями и учреждениями, которые владеют, используют и распоряжаются имуществом в соответствии с целями своей деятельности в установленных законом пределах [1]. При этом учреждения не отвечают по обязательствам собственников закрепленного за ними имущества.

Вместе с тем различные типы учреждений обладают отличными друг от друга свободами по распоряжению имуществом. Так, казенные учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться любыми объектами имущества, в то время как бюджетные — отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом кроме недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником [1]. В свою очередь, автономные учреждения обладают более расширенными правами распоряжения и отвечают по своим обязательствам всем имуществом, за исключением закрепленного собственником недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества [1].

Дополнительно стоит отметить, что собственник вправе изымать излишнее, неиспользуемое и используемое не по назначению имущество.

Однако недостаточно активное использование имущества не всегда является основанием для его изъятия, а лишь свидетельствует о неоптимальной организации работы учреждения и загрузке имущества, что может быть обусловлено, например, решением учредителя об установлении конкретного объема услуг, оказываемых учреждением в рамках государственного (муниципального) задания.

Также стоит отметить, что изъятие имущества может ухудшить условия осуществления учреждением уставной деятельности. В частности, проблематично изымать части зданий (отдельные помещения), имеющие общий вход, общую инфраструктуру и общую систему безопасности. В подобных случаях учредителю следует рассмотреть возможности повышения загрузки этих помещений в рамках уставной деятельности учреждения, в том числе посредством передачи неиспользуемых помещений в безвозмездное пользование другим учреждениям, которым помещений недостаточно, и они вынуждены арендовать их на постоянной основе.

Выявить неиспользуемое и используемое неэффективно имущество орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, может посредством проведения анализа отчетов о результатах деятельности подведомственного учреждения и об использовании закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества (далее — отчет). Учреждения обязаны ежегодно предоставлять учредителю в установленном им порядке отчет, составленный в соответствии с Общими требованиями, утвержденными Приказом Минфина России от 02.11.2021 № 171н «Об утверждении Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества» (далее — Приказ № 171н) [2].

С целью оценки эффективности текущего использования государственными учреждениями федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, возникает необходимость проведения анализа отчетности учреждений.

Методология

Настоящее исследование проводилось в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, разработанной НИФИ Минфина России в 2022 году с учетом утвержденной Правительством Российской Федерации методики определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им.

Так, для оценки оптимальности состава государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными (муниципальными) учреждениями, Правительством Российской Федерации рекомендовано использовать следующие критерии:

— соответствие состава и количества недвижимого имущества учреждения направлениям его уставной деятельности;

— отсутствие закрепленного за учреждением имущества, неиспользуемого или используемого не в рамках выполнения государственного (муниципального) задания [3].

В выборку исследования вошли 20 главных распорядителей бюджетных средств (далее — ГРБС) с наибольшими и наименьшими площадями недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за подведомственными им учреждениями. Перечень из 2734 федеральных учреждений был сформирован на основе данных реестра участников и неучастников бюджетного процесса, размещенного в открытом доступе на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации (https://budget.gov.ru) по состоянию на апрель 2023 года, а также реестров выгрузки рассматриваемых форм отчетности из государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» (далее — ГИИС «Электронный бюджет») [4].

Информационной базой исследования стали отчеты о результатах деятельности государственных учреждений и об использовании закрепленного за ними государственного имущества за 2022 год, размещенные федеральными учреждениями с целью обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных учреждений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с разработанной Методикой была изучена отчетность федеральных учреждений по формам, утвержденным Приказом № 171н, а именно:

— сведения о недвижимом имуществе, за исключением земельных участков, закрепленном на праве оперативного управления;

— сведения о недвижимом имуществе, используемом по договору аренды;

— сведения о недвижимом имуществе, используемом по договору безвозмездного пользования (договору ссуды);

— сведения об имуществе, за исключением земельных участков, переданном в аренду.

Результаты анализа

В целях оценки качества и эффективности использования недвижимого имущества, закрепленного за федеральными учреждениями на праве оперативного управления, в разрезе главных распорядителей бюджетных средств были рассмотрены количественные характеристики в части:

— общей площади недвижимого имущества, находящегося у учреждений на праве оперативного управления;

— площади недвижимого имущества, используемого учреждением для оказания государственных услуг (выполнения работ), установленных государственным заданием;

— площади недвижимого имущества, используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) сверх установленного государственного задания;

— площади недвижимого имущества, используемого для иных целей;

— площади недвижимого имущества, не используемого в связи с проводимым капитальным ремонтом, реконструкцией;

— площади недвижимого имущества, требующего капитального ремонта;

— площади недвижимого имущества, находящегося в ветхом (аварийном) состоянии и требующего списания;

— площади недвижимого имущества, не используемого по неустановленным причинам.

Сводная информация по вышеуказанным показателям в разрезе главных распорядителей бюджетных средств с наибольшими и наименьшими площадями недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за подведомственными им учреждениями, отражена в таблице 1. В целях обеспечения анонимности главным распорядителям бюджетных средств были присвоены числовые значения от 1 до 20, при этом позиции с 1-й по 10-ю (в порядке убывания) занимают главные распорядители бюджетных средств с наибольшей площадью недвижимого имущества, а позиции с 11-й по 20-ю — главные распорядители бюджетных средств с наименьшей площадью недвижимого имущества соответственно.

Приведенные в таблице 1 данные свидетельствует о том, что значительный объем имущества в разрезе вышеуказанных главных распорядителей бюджетных средств используется подведомственными им федеральными учреждениями для осуществления основной деятельности в рамках государственного задания.


Таблица 1

Оценка общего уровня обеспеченности учреждений имуществом в разрезе главных распорядителей бюджетных средств

ГРБС

Общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, кв. м

Площадь объектов недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, используемая учреждением, кв. м

Площадь объектов недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, не используемая учреждением, кв. м

Для осуществления основной деятельности в рамках государственного задания

Для осуществления основной деятельности для оказания услуг за плату сверх установленного государственного задания

Для иных целей

В связи с проводимым капитальным ремонтом, реконструкцией

Требующая капитального ремонта

Находящаяся в аварийном (ветхом) состоянии, требующая списания

Не используемая по неустановленным причинам

ГРБС № 1

2 365 375 470,96

2 337 321 503,74

42 872,35

4 791 795,09

431,70

20 114 052,04

376 843,52

11,00

ГРБС № 2

1 864 157 200,96

1 823 892 246,55

449 968,29

251 815,36

20 613 617,16

131 651,54

15 402 887,71

241,00

ГРБС № 3

1 039 362 041,65

257 498 593,28

21 502 112,74

3 636 589,34

719 621 458,96

1 248 034,40

16 772 336,32

700,00

ГРБС № 4

956 297 292,73

919 278 864,22

140 975,57

15 511,22

7 237 615,56

28 881 955,47

38 671,42

105,00

ГРБС № 5

586 191 469,76

459 700 666,83

152 256,90

118 184,70

125 132 184,23

539 837,00

23 858,00

189,00

ГРБС № 6

287 339 854,75

287 295 106,89

8 118,70

15 638,70

-

-

8 345,10

18,00

ГРБС № 7

90 906 171,82

-

2 049 822,16

5 778,50

11 506,90

26 723,10

20,40

271,00

ГРБС № 8

13 468 748,68

13 442 699,58

261,70

1 571,40

16 369,00

62,90

-

65,00

ГРБС № 9

8 350 117,90

1 060 431,36

17 465,84

7 992,20

-

7 224 353,90

3 544,20

50,00

ГРБС № 10

7 632 977,38

6 450 361,83

803 802,41

165 687,92

47 541,10

78 721,70

16 425,70

154,00

ГРБС № 11

14 134,12

13 007,28

-

563,42

-

-

-

2,00

ГРБС № 12

8 887,80

7 382,90

-

930,80

-

-

-

1,00

ГРБС № 13

6 396,00

6 282,20

-

-

-

-

-

2,00

ГРБС № 14

5 007,10

5 007,10

-

-

-

-

-

4,00

ГРБС № 15

3 477,50

3 477,50

-

-

-

-

-

1,00

ГРБС № 16

3 322,80

2 283,40

-

-

-

-

-

6,00

ГРБС № 17

1 858,40

1 858,40

-

-

-

-

-

1,00

ГРБС № 18

648,40

648,40

-

-

-

-

-

1,00

ГРБС № 19

430,70

430,70

-

-

-

-

-

1,00

ГРБС № 20

123,40

123,40

-

-

-

-

-

1,00

Источник: составлено авторами.


На основании данных, полученных из ГИИС «Электронный бюджет», также рассчитаны и рассмотрены следующие показатели отчетности федеральных учреждений:

— доля площади недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, в общей площади недвижимого имущества, используемого учреждением, включая взятое в аренду;

— доля площади недвижимого имущества, взятого в аренду помесячно, в общей площади недвижимого имущества, используемого учреждением;

— доля площади недвижимого имущества, взятого в аренду с почасовой оплатой, в общей площади недвижимого имущества, используемого учреждением;

— доля площади сдаваемых в аренду объектов в общей площади зданий (помещений) объектов недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления;

— доля площади объектов, передаваемых в безвозмездное пользование, в общей площади зданий (помещений) объектов недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления;

— доля недвижимого имущества (площади), находящегося в аварийном (ветхом) состоянии, ожидающего списания, в общей площади зданий (помещений), закрепленного на праве оперативного управления;

— доля площади, требующей капитального ремонта, в общей площади зданий (помещений), закрепленной на праве оперативного управления;

— доля площади, находящейся на капитальном ремонте, в общей площади зданий (помещений), закрепленной на праве оперативного управления.

На основе вышеуказанных данных проведена оценка качества использования имущества федеральными учреждениями в разрезе главных распорядителей бюджетных средств с наибольшими и с наименьшими площадями недвижимого имущества. Результаты анализа, представленные в таблице 2, позволяют говорить о том, что уровень обеспеченности имуществом большинства учреждений, подведомственных рассматриваемым главным распорядителям бюджетных средств, может быть охарактеризован как достаточный. При этом, в частности, у ГРБС № 3 значительная доля имущественного комплекса (69,27 %) находится на капитальном ремонте, а у ГРБС № 9 — требует капитального ремонта (86,52 %). Также результаты анализа могут свидетельствовать о том, что ряд учреждений с достаточным уровнем обеспеченности имуществом удовлетворяют потребность в дополнительном имуществе за счет взятия его в помесячную аренду — например, ГРБС № 3, ГРБС № 13, ГРБС № 14. Напротив, в случае ГРБС № 16 полученные значения могут косвенно характеризовать избыточность имеющегося у подведомственных ему учреждений имущества, поскольку практически треть недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления (31,28 %), передается в безвозмездное пользование.

Учреждениям, чей уровень обеспеченности имуществом может быть охарактеризован как недостаточный, свойственно удовлетворять потребность в дополнительном имуществе за счет взятия его в аренду, зачастую в значительных объемах (ГРБС № 12, ГРБС № 15, ГРБС № 18–20). При этом стоит отметить, что потребность отдельных федеральных учреждений в аренде дополнительных площадей не сопоставима с объемом тех площадей, которые находятся в аварийном состоянии.


Таблица 2

Оценка качества использования имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, в разрезе ГРБС.

ГРБС

Доля площади используемого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления в общей площади недвижимого имущества, используемого учреждением, включая взятое в аренду, %

Доля площади недвижимого имущества, взятого в аренду помесячно, в общей площади недвижимого имущества, используемого учреждением, %

Доля площади недвижимого имущества, взятого в аренду с почасовой оплатой, в общей площади недвижимого имущества, используемого учреждением, %

Доля площади сдаваемых в аренду объектов в общей площади недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, %

Доля площади объектов, передаваемых в безвозмездное пользование в общей площади недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, %

Доля недвижимого имущества, находящейся в аварийном (ветхом) состоянии, в общей площади недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, %

Доля площади, требующей капитального ремонта, в общей площади недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, %

Доля площади, находящейся на капитальном ремонте, в общей площади недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, %

ГРБС № 1

100,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,02 %

0,85 %

0,00 %

ГРБС № 2

99,92 %

0,08 %

0,00 %

0,01 %

0,00 %

0,83 %

0,01 %

1,11 %

ГРБС № 3

86,45 %

16,89 %

0,02 %

1,66 %

0,04 %

1,61 %

0,12 %

69,27 %

ГРБС № 4

99,99 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,01 %

0,00 %

3,02 %

0,76 %

ГРБС № 5

99,96 %

0,01 %

0,01 %

0,06 %

0,03 %

0,00 %

0,09 %

21,35 %

ГРБС № 6

99,99 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

ГРБС № 7

99,58 %

0,00 %

0,00 %

0,01 %

0,03 %

0,03 %

0,01 %

0,04 %

ГРБС № 8

99,25 %

0,13 %

0,01 %

0,00 %

0,06 %

0,00 %

0,00 %

0,12 %

ГРБС № 9

99,44 %

2,38 %

0,00 %

0,32 %

0,08 %

0,04 %

86,52 %

0,00 %

ГРБС № 10

94,29 %

1,13 %

0,03 %

0,61 %

0,24 %

0,22 %

1,03 %

0,62 %

ГРБС № 11

100,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

3,99 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

ГРБС № 12

42,26 %

58,36 %

0,00 %

6,46 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

ГРБС № 13

94,41 %

5,13 %

0,00 %

1,78 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

ГРБС № 14

81,50 %

18,50 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

ГРБС № 15

65,24 %

34,76 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

ГРБС № 16

91,99 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

31,28 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

ГРБС № 17

100,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

ГРБС № 18

32,14 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

ГРБС № 19

8,85 %

91,15 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

ГРБС № 20

57,48 %

42,52 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

Источник: составлено авторами.


Для оценки эффективности использования имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, в разрезе главных распорядителей бюджетных средств, были рассчитаны следующие показатели, представленные в таблице 3:

— доля расходов на содержание неиспользуемого имущества в общем объеме расходов на содержание;

— доля недвижимого имущества, используемого учреждением для оказания государственных услуг (выполнения работ), установленных государственным заданием;

— доля недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, используемого учреждением для оказания государственных услуг (выполнения работ), установленных государственным заданием;

— доля недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, используемого учреждением для иных целей;

— доля недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, используемого учреждением для оказания государственных услуг (выполнения работ) сверх установленного государственного задания;

— доля арендованного недвижимого имущества, используемого учреждением для оказания государственных услуг (выполнения работ), установленных государственным заданием, в общем объеме используемого имущества;

— доля арендованного недвижимого имущества, используемого учреждением для оказания государственных услуг (выполнения работ), установленных государственным заданием, в общем объеме такого имущества;

— доля недвижимого имущества (за исключением предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков), не используемого учреждением и (или) переданного в аренду (пользование).

В числе проблем, снижающих общую эффективность использования имущественных комплексов федеральных учреждений, в отдельных случаях можно отметить низкий уровень задействованности имущества в оказании государственных услуг (выполнении работ). Отмечены и такие случаи, в которых имущество, закрепленное на праве оперативного управления за федеральными учреждениями, практически не используется для оказания услуг (выполнения работ) в рамках государственного задания — ГРБС № 3 и ГРБС № 9.

При этом эффективное управление имуществом предполагает не только эксплуатацию, но и его реализацию в установленном порядке при невозможности получить от его использования как минимум нулевой финансовый результат. В этой связи были рассмотрены отчеты учреждений в части фактического объема расходов по неиспользуемому ими имуществу. Так, наибольшей долей расходов на содержание неиспользуемого имущества характеризуются ГРБС № 8 и ГРБС № 3 (4,54 % и 3,61 % от общего объема расходов на содержание имущества соответственно). Примечательно, что учреждения, подведомственные главным распорядителям бюджетных средств с наименьшей площадью недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, не несут издержек, связанных с содержанием неиспользуемого имущества, несмотря на его наличие.


Таблица 3

Оценка эффективности использования недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, в разрезе ГРБС

ГРБС

Доля расходов на содержание неиспользуемого имущества в общем объеме расходов на содержание

Доля имущества, используемого учреждением в рамках государственного задания

Доля имущества, закрепленного на праве оперативного управления, используемого учреждением в рамках государственного задания

Доля имущества, закрепленного на праве оперативного управления, используемого учреждением для иных целей

Доля имущества, закрепленного на праве оперативного управления, используемого учреждением для оказания государственных услуг (выполнения работ) сверх государственного задания

Доля арендованного недвижимого имущества, используемого учреждением в рамках государственного задания, в общем объеме используемого имущества

Доля арендованного недвижимого имущества, используемого учреждением в рамках государственного задания, в общем объеме такого имущества

Доля недвижимого имущества (за исключением предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков), не используемого учреждением и (или) переданного в аренду (пользование)

ВСЕГО

из них:

Передано в безвозмездное пользование

Не используется учреждением, не передано в пользование

ВСЕГО

из них: имущество находится в аварийном состоянии

ГРБС № 1

1,51 %

98,81 %

98,81 %

0,20 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,87 %

0,02 %

99,68 %

0,00 %

ГРБС № 2

1,05 %

97,78 %

97,84 %

0,01 %

0,02 %

0,02 %

0,02 %

1,95 %

0,12 %

99,59 %

0,00 %

ГРБС № 3

3,61 %

25,71 %

24,79 %

0,35 %

2,07 %

4,29 %

16,67 %

72,70 %

0,06 %

97,66 %

0,00 %

ГРБС № 4

1,80 %

96,12 %

96,13 %

0,00 %

0,01 %

0,00 %

0,00 %

3,79 %

0,20 %

99,73 %

0,02 %

ГРБС № 5

1,96 %

78,40 %

78,42 %

0,02 %

0,03 %

0,01 %

0,02 %

21,53 %

0,15 %

99,58 %

0,00 %

ГРБС № 6

0,22 %

99,98 %

99,98 %

0,01 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,01 %

29,93 %

49,29 %

69,46 %

ГРБС № 7

0,64 %

97,21 %

97,62 %

2,26 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,11 %

24,18 %

70,11 %

11,76 %

ГРБС № 8

4,54 %

99,11 %

99,81 %

0,01 %

0,00 %

0,05 %

0,05 %

0,18 %

32,14 %

67,86 %

73,79 %

ГРБС № 9

0,05 %

12,85 %

12,70 %

0,10 %

0,21 %

0,22 %

1,69 %

86,96 %

0,10 %

99,54 %

0,12 %

ГРБС № 10

1,02 %

80,57 %

84,51 %

2,17 %

10,53 %

0,89 %

1,10 %

2,72 %

8,74 %

68,82 %

4,06 %

ГРБС № 11

0,00 %

92,03 %

92,03 %

3,99 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

3,99 %

100,00 %

0,00 %

-

ГРБС № 12

0,00 %

35,10 %

83,07 %

10,47 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

6,46 %

0,00 %

0,00 %

-

ГРБС № 13

0,00 %

97,77 %

98,22 %

0,00 %

0,00 %

5,04 %

5,16 %

1,78 %

0,00 %

0,00 %

-

ГРБС № 14

0,00 %

94,62 %

100,00 %

0,00 %

0,00 %

13,13 %

13,87 %

0,00 %

-

-

-

ГРБС № 15

0,00 %

100,00 %

100,00 %

0,00 %

0,00 %

34,76 %

34,76 %

0,00 %

-

-

-

ГРБС № 16

0,00 %

63,21 %

68,72 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

31,28 %

100,00 %

0,00 %

-

ГРБС № 17

0,00 %

100,00 %

100,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

-

-

-

ГРБС № 18

0,00 %

32,14 %

100,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

0,00 %

-

-

-

ГРБС № 19

0,00 %

100,00 %

100,00 %

0,00 %

0,00 %

91,15 %

91,15 %

0,00 %

-

-

-

ГРБС № 20

0,00 %

100,00 %

100,00 %

0,00 %

0,00 %

42,52 %

42,52 %

0,00 %

-

-

-

Источник: составлено авторами.


Полученные данные позволяют говорить в целом об удовлетворительном уровне обеспеченности учреждений имуществом. Так, можно отметить, что большинство федеральных учреждений обеспечены имуществом, то есть используют в рамках своей основной деятельности более 80 % площадей, находящихся в оперативном управлении. Наряду с этим данные отчетности учреждений органов-учредителей свидетельствуют о нехватке собственного имущества для выполнения государственного задания, в связи с чем учреждения вынуждены арендовать дополнительные площади.

Дополнительно в рамках анализа выявлены случаи неиспользования имущества, не являющегося аварийным и не переданного в пользование сторонним организациям. При наличии у учреждений такого имущества целесообразно рекомендовать главным распорядителям бюджетных средств провести его детальный анализ, по итогам которого возможно принятие решения о списании, передаче имущества в пользование сторонним организациям, а также о передаче в казну в целях дальнейшего вовлечения имущества в хозяйственный оборот. Подобная мера будет способствовать повышению эффективности использования государственного имущества, а также оптимизирует расходы на его содержание.

Отдельно в ходе анализа отчетности о результатах деятельности федеральных учреждений и об использовании закрепленного за ними государственного имущества выявлен ряд ошибок, впоследствии разделенных на три категории: содержательные, расчетные и технические. Под ошибками следует понимать преднамеренное и непреднамеренное искажение информации, ее неверное отражение в отчетности, в результате которого представленные данные перестают быть достоверными.

К категории содержательных ошибок отнесены все смысловые несоответствия отчетности федеральных учреждений Общим требованиям. Примерами таких ошибок являются:

— площадные и линейные объекты отнесены к категории «иные объекты, включая точечные»;

— для приведенных учреждением площадных объектов не указаны ни уникальные коды, ни годы постройки, ни наименования единиц измерения, ни их коды по ОКЕИ;

— все площадные объекты пронумерованы от 1 до 6, без наименований; для каждого из указанных объектов используемая для иных целей площадь составляет 1 кв. м, а в графе «Уникальный код объекта» приведены значения, сопоставимые с площадями объектов и пр.

К расчетным ошибкам отнесены арифметические неточности, являющиеся следствием применения федеральными учреждениями неверных расчетных формул и/или использования некорректных исходных значений. Наиболее распространенной ошибкой в этой категории является расхождение между указанным учреждением кумулятивным значением фактических расходов на содержание конкретного объекта имущества (форма «Сведения о недвижимом имуществе, за исключением земельных участков, закрепленном на праве оперативного управления», графа «Всего») и суммой граф «Расходы на оплату коммунальных услуг», «Расходы на содержание указанного имущества» и «Расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество».

Технические ошибки — это опечатки, дублирование информации, некорректная орфография, а также аналогичные неточности.

Также необходимо отметить, что чаще всего ошибки наблюдаются у учреждений, подведомственных тем главным распорядителям бюджетных средств, которые не привели отраслевые порядки составления и утверждения отчета подведомственных учреждений в соответствие Общим требованиям.

Заключение

Результаты представленного исследования позволяют оценить уровень обеспеченности федеральных учреждений имуществом как удовлетворительный.

Вместе с тем выявлены факторы, снижающие эффективность использования учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. Ключевыми из них являются отвлечение имущества от основной деятельности учреждения и наличие неиспользуемых площадей, находящихся в состоянии пригодном для эксплуатации.

В этой связи органам-учредителям рекомендуется провести анализ состава недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными учреждениями, что позволит выявить, в том числе:

— имущество, используемое учреждением не для выполнения государственного задания;

— доли недвижимого имущества, используемого в аренду и (или) безвозмездное пользование, с учетом направления использования указанного имущества;

— имущество в ненадлежащем состоянии;

— изменения в составе имущества за рассматриваемый период.

Предполагается, что данная мера станет основой для разработки инструментов повышения эффективности управления государственным имуществом, в том числе за счет формирования информационно-аналитической базы в разрезе каждого объекта имущества, необходимой для принятия управленческих решений и оперативного решения проблем, имеющихся в сфере управления имущественным комплексом.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ
  2. Приказ Минфина России от 02.11.2021 № 171н «Об утверждении Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2020 № 2645-р «Об утверждении методики определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им» // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [Официальный сайт]. — URL: http://budget.gov.ru/.
Основные термины (генерируются автоматически): недвижимое имущество, оперативное управление, учреждение, государственное задание, доля площади, общая площадь, выполнение работ, имущество, безвозмездное пользование, государственное имущество.


Ключевые слова

государственные и муниципальные учреждения, государственная и муниципальная собственность, управление публичным имуществом, эффективность использования имущества, излишнее имущество

Похожие статьи

Активы как совокупность имущественных прав организации на примере ООО «МЕГАКОМ», г. Арсеньев

Эффективность использования имущества и раскрытие имущественного потенциала является одним из важнейших критериев оценки деятельности любого предприятия, имеющего своей целью получение прибыли. Для того чтобы предложить конкретные мероприятия, направ...

Особенности правового регулирования отдельных видов отношений между государственным заказчиком и исполнителем при выполнении работ по государственному контракту

Настоящая статья посвящена законодательству, направленному на регулирование отношений между государственным заказчиком и исполнителем по вопросам обеспечения правовой охраны вновь созданных результатов интеллектуальной деятельности, а также их госуда...

Особенности управления имущественным комплексом на муниципальном уровне

В своей работе автор рассматривает особенности управления имущественным комплексом муниципального образования. В статье схематически представлен состав муниципальной собственности, а также основные особенности муниципального имущественного комплекса....

Актуальность и практическая значимость государственной регистрации права на недвижимое имущество на современном этапе развития гражданского законодательства

Государственная регистрация права на недвижимость — это одна из основных функций государства, осуществляемая уполномоченными им органами в целях защиты и охраны имущественных прав собственников недвижимого имущества, регулирования приобретения права ...

Элементы предприятия как имущественного комплекса при его передаче в аренду

Научная статья посвящена исследованию правового регулирования передачи предприятия в аренду в Российской Федерации на современном этапе, а также проблеме выделения основных и факультативных элементов предприятия как имущественного комплекса и связанн...

Правовое регулирование экономических основ местного самоуправления

В статье проанализированы основные нормативно-правовые акты и практика их применения в разрезе экономической основы местного самоуправления. Рассмотрена основная цель муниципальной экономики, определены ее элементы. Выявлены функции органов местного...

Управление муниципальным имуществом на примере осуществления муниципального земельного контроля в Салехарде

В статье рассматриваются вопросы управления муниципальным имуществом на примере осуществления муниципального земельного контроля в г. Салехарде. Проанализированы и систематизированы нарушения земельного законодательства, а также акты, составленные по...

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Система методов управления земельными ресурсами

Контрольно-надзорные функции, выполняемые государственными органами, являются одним из ключевых механизмов системы управления земельными ресурсами и должны реализовываться на основе достоверных и актуальных сведений об объектах управления, что на сег...

Проблемы исполнения обязательств по договору купли-продажи в Российской Федерации

В данной статье проведено исследование проблем исполнения обязательств по договору купли-продажи в России. Целью работы является анализ основных причин и факторов, влияющих на исполнение договоров, и выработка рекомендаций для повышения эффективности...

Похожие статьи

Активы как совокупность имущественных прав организации на примере ООО «МЕГАКОМ», г. Арсеньев

Эффективность использования имущества и раскрытие имущественного потенциала является одним из важнейших критериев оценки деятельности любого предприятия, имеющего своей целью получение прибыли. Для того чтобы предложить конкретные мероприятия, направ...

Особенности правового регулирования отдельных видов отношений между государственным заказчиком и исполнителем при выполнении работ по государственному контракту

Настоящая статья посвящена законодательству, направленному на регулирование отношений между государственным заказчиком и исполнителем по вопросам обеспечения правовой охраны вновь созданных результатов интеллектуальной деятельности, а также их госуда...

Особенности управления имущественным комплексом на муниципальном уровне

В своей работе автор рассматривает особенности управления имущественным комплексом муниципального образования. В статье схематически представлен состав муниципальной собственности, а также основные особенности муниципального имущественного комплекса....

Актуальность и практическая значимость государственной регистрации права на недвижимое имущество на современном этапе развития гражданского законодательства

Государственная регистрация права на недвижимость — это одна из основных функций государства, осуществляемая уполномоченными им органами в целях защиты и охраны имущественных прав собственников недвижимого имущества, регулирования приобретения права ...

Элементы предприятия как имущественного комплекса при его передаче в аренду

Научная статья посвящена исследованию правового регулирования передачи предприятия в аренду в Российской Федерации на современном этапе, а также проблеме выделения основных и факультативных элементов предприятия как имущественного комплекса и связанн...

Правовое регулирование экономических основ местного самоуправления

В статье проанализированы основные нормативно-правовые акты и практика их применения в разрезе экономической основы местного самоуправления. Рассмотрена основная цель муниципальной экономики, определены ее элементы. Выявлены функции органов местного...

Управление муниципальным имуществом на примере осуществления муниципального земельного контроля в Салехарде

В статье рассматриваются вопросы управления муниципальным имуществом на примере осуществления муниципального земельного контроля в г. Салехарде. Проанализированы и систематизированы нарушения земельного законодательства, а также акты, составленные по...

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Система методов управления земельными ресурсами

Контрольно-надзорные функции, выполняемые государственными органами, являются одним из ключевых механизмов системы управления земельными ресурсами и должны реализовываться на основе достоверных и актуальных сведений об объектах управления, что на сег...

Проблемы исполнения обязательств по договору купли-продажи в Российской Федерации

В данной статье проведено исследование проблем исполнения обязательств по договору купли-продажи в России. Целью работы является анализ основных причин и факторов, влияющих на исполнение договоров, и выработка рекомендаций для повышения эффективности...

Задать вопрос