Предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований: проблемы правоприменения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.11.2023

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Ромашов, Р. Ю. Предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований: проблемы правоприменения / Р. Ю. Ромашов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107186/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье автор разбирает проблемы правоприменения предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности. В целях эффективного осуществления государственного контроля (надзора) предлагает закрепить за предостережением статус ненормативного правового акта на законодательном уровне .

Ключевые слова: государственный контроль (надзор), обязательные требования, предостережение, ненормативный правовой акт.

В условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности в Российской Федерации, в связи с вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ (далее — Федеральный закон N 248) уделяется огромное внимание профилактике нарушений обязательных требований.

Принятие Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которым запрещено проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без наличия непосредственной угрозы причинения тяжкого вреда здоровью или жизни гражданам, привело к тому, что в большинстве случаев профилактика нарушений обязательных требований стала ведущим способом реагирования государственных органов осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации. [1]

Одной из распространённых профилактических мер является объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований

Но вместе с тем, к массовому правоприменению данной профилактической меры оказались не готовы не только контролируемые лица, но и сами государственные органы, в связи с чем образовался ряд проблем, которые требуют немедленного решения.

Одним из существенных пробелов в законодательстве является правовая природа предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.

Согласно Толковому словарю Ожегова «Предостережение», -я, ср. 1. см. предостеречь. 2. То, что предостерегает от чего-н. (предостерегающие слова, меры, события). [2]

Толковый словарь В. И. Даля содержит следующее понятие слову «предостерегать» — предостеречь кого от чего, оберегать, охранять, предохранять; предуведомить, предварить об опасности; указать на грозу, на могущий быть вред, советовать беречься чего или уклоняться от чего. [3]

На законодательном уровне предостережение о недопустимости нарушений применяется в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований, в рамках прокурорского реагирования, профилактических мер органами ФСБ России, а также профилактики правонарушений и т. д.

Согласно ст. 49 Федерального закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля. [4]

Следует отметить, что частью 5 ст. 8.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ, установлено, что контролируемому лицу объявляется предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований и предлагается принять меры по соблюдению обязательных требований и уведомить о принятых мерах государственный орган в установленные сроки.

В настоящее время принятый Федеральный закон N 248-ФЗ, не содержит обязанности государственных органов вместе с объявленным предостережением о недопустимости нарушений обязательных требований предлагать направить уведомление о принятых мерах контролируемым лицам

Таким образом, контролируемые лица, получив предостережение о недопустимости нарушений, чаще всего не принимают никаких мер и продолжают нарушать законодательство Российской Федерации.

Для целей прокурорского реагирования, статьей 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке [5]

Для целей профилактики правонарушений статьей 20 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» установлено, что официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. В случае неисполнения требования, изложенного в официальном предостережении (предостережении) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. [6]

Таким образом, анализ законодательства показывает, что для целей государственного контроля (надзора) в рамках Федерального закона N 248 –ФЗ не определена правовая природа предостережения, что свидетельствует о расхождении мнений о возможности его обжалования, является ли оно ненормативным правовым актом или нет.

Согласно теории государства и права под актом ненормативного характера подразумевается документ, составленный по установленной федеральным законодательством или ведомственными нормативными актами правилам и содержащий властное предписание государственных органов, органов местного самоуправления на совершение определённых юридически значимых действий, адресованное одному или нескольким субъектам. [7]

Вязовик А. и Моторин Д., считают в своих научных трудах считают, что предостережение по своей правовой природе не является ненормативным правовым актом, так как в своём содержании не содержит определённых предписаний и не создаёт юридических последствий для контролируемого лица, является предупреждающим актом. [8]

Артамонов А. Н. поддерживает данную трактовку предостережения, при этом отмечает, что оно по своей правовой природе носит информационно-справочный характер. [9]

Афанасьева Т. И. и Отческая Т. И. считают предостережение ненормативным правовым актом в связи с тем, что оно является обязательным для исполнения со стороны контролируемых лиц. Является актом индивидуального воздействия на конкретный субъект правоотношений. Содержание предостережения составляют разъяснение права, подлежащего применению в возникшей ситуации, и требование об изменении поведения лица, устранении причин и условий, создающих опасность причинения вреда охраняемым ценностям. [10]

Смирнова Е. Н. в научном труде посвященном профилактике нарушений обязательных требований приходит к выводу о том, что предостережение обладает всеми признаками ненормативного правового акта. [11]

Анализ судебной практики по данной проблеме, показал неоднозначность в выводах судов относительно возможности обжалования предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований, как самостоятельный ненормативный правовой акт.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в п. 6 Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 N 8. [12]

Рассмотрев жалобу юридического лица на незаконность выдачи предостережения по существу Арбитражный суд Московской области удовлетворил требования заявителя. [13]

При рассмотрении другого дела, судья Верховного Суда Российской Федерации отказал в передаче дела для рассмотрения в судебной коллегии, ссылаясь на содержание и цель выдачи оспоренного документа: предостережение не содержит властно-распорядительных предписаний, не устанавливает факт нарушения со стороны юридического лица требований действующего законодательства. [14]

Небольшую ясность в разрешение данных вопросов внесены разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, так согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет. [15]

Таким образом, правоприменительная практика предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований сводится к установлению в данном документе признаком ненормативного правового акта из его содержания.

В целях эффективной деятельности государственных органов, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований путём предупреждения и профилактики нарушений, а также единообразия в правоприменительной практике, на законодательном уровне необходимо закрепить за предостережением статуса ненормативного правового акта, со всеми вытекающими последствиями.

Литература:

  1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) //СПС «КонсультантПлюс
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 13.06.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс
  3. Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс
  4. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // СПС «КонсультантПлюс»
  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 — М.: Русский язык, 2000. — 779 с
  6. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 1359 c
  7. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 516 с
  8. Артамонов А. Н. О правовой природе предостережения // Вестник Брянского государственного университета. 2019. N 3. С. 134
  9. Смирнова Е. Н. Административно-правовое регулирование профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора): дис. канд. юрид. наук / Е. Н. Смирнова — Нижний Новгород 2022–246 с
  10. Вязовик А., Моторин Д. Контролирующие органы предостерегут бизнес // ЭЖ-Юрист. 2017. N 19. С. 2
  11. Отческая Т. И., Афанасьева Т. И. Правовая природа предостережения о недопустимости нарушения требований в ТЭК // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 3. С. 144. DOI: 10.17803/2311–5998.2020.67.3.135–150
  12. Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2019 N 307-ЭС19–5498 по делу N А44–5719/2018 // СПС «КонсультантПлюс»
  13. Решение Арбитражного суда Московской области от 05.02.2023 по делу N А41–75766/2022 // СПС «КонсультантПлюс»
  14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 (ред. от 25.12.2018) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
  15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, недопустимость нарушений, ненормативный правовой акт, государственный контроль, требование, предостережение, контролируемое лицо, профилактика нарушений, антиобщественное поведение, Верховный Суд.


Похожие статьи

Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушения обязательных требований в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности

В настоящей статье автором рассматривается проблема привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности за нарушение обязательных требований являющихся предметов государственного контроля (надзора).

Институт обязательных требований в Российской Федерации: проблемы правоприменения в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности

В статье автор разбирает основные проблемы в правоприменительной практике института обязательных требований с целью эффективного осуществления органами государственной власти контрольных (надзорных) полномочий.

Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона: проблемы правовой регламентации

В статье автор анализирует определение понятие предостережения прокурора, исследует пробелы в правовой регламентации и предлагает пути решения.

Предостережение о недопустимости нарушения закона как главный профилактический акт прокурора

В данной статье рассматриваются основные направления деятельности органов прокуратуры, применения акта прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Меры прокурорского реагирования на нарушение закона

Меры прокурорского реагирования представляют собой инструменты процессуального характера. Ими выступают акты прокурорского реагирования, форма, содержание, цель и случаи применения которых закреплена законодательно посредством выработанной за продолж...

Понятие и признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

В статье рассматривается понятие и выделяются признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, Нормативно-правовая регламентация процессуального порядка их применения с классификацией целей и оснований их применения...

Закон и подзаконный акт. Проблемы административного регламента по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов

Законность предполагает наличие правовых норм высокого качества. Законность выступает своего рода характеристикой для любого метода правового воздействия. Предлагаем следующее понятие административного регламента — это подзаконный нормативный акт, ко...

Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования подзаконного нормотворческого процесса

Правовая основа принятия подзаконных правовых актов не является идеальной. В настоящее время имеются отдельные пробелы, снижающие эффективность нормотворческой деятельности. Одним из них является отсутствие определений форм подзаконных актов, в стать...

Индикаторы риска нарушения обязательных требований в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности

В настоящей статье автор рассматривает проблемы индикатора риска обязательных требований в рамках государственного контроля (надзора) как часть риск-ориентированного подхода при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Реализация функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами прокуратуры

В настоящей статье рассмотрены проблемы деятельности органов прокуратуры по охране и соблюдении Конституции РФ и федеральных законов, предложены пути их решения. В частности, вынесены предложения: при обновлении Федерального закона от 17.01.1992 N 22...

Похожие статьи

Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушения обязательных требований в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности

В настоящей статье автором рассматривается проблема привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности за нарушение обязательных требований являющихся предметов государственного контроля (надзора).

Институт обязательных требований в Российской Федерации: проблемы правоприменения в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности

В статье автор разбирает основные проблемы в правоприменительной практике института обязательных требований с целью эффективного осуществления органами государственной власти контрольных (надзорных) полномочий.

Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона: проблемы правовой регламентации

В статье автор анализирует определение понятие предостережения прокурора, исследует пробелы в правовой регламентации и предлагает пути решения.

Предостережение о недопустимости нарушения закона как главный профилактический акт прокурора

В данной статье рассматриваются основные направления деятельности органов прокуратуры, применения акта прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Меры прокурорского реагирования на нарушение закона

Меры прокурорского реагирования представляют собой инструменты процессуального характера. Ими выступают акты прокурорского реагирования, форма, содержание, цель и случаи применения которых закреплена законодательно посредством выработанной за продолж...

Понятие и признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

В статье рассматривается понятие и выделяются признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, Нормативно-правовая регламентация процессуального порядка их применения с классификацией целей и оснований их применения...

Закон и подзаконный акт. Проблемы административного регламента по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов

Законность предполагает наличие правовых норм высокого качества. Законность выступает своего рода характеристикой для любого метода правового воздействия. Предлагаем следующее понятие административного регламента — это подзаконный нормативный акт, ко...

Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования подзаконного нормотворческого процесса

Правовая основа принятия подзаконных правовых актов не является идеальной. В настоящее время имеются отдельные пробелы, снижающие эффективность нормотворческой деятельности. Одним из них является отсутствие определений форм подзаконных актов, в стать...

Индикаторы риска нарушения обязательных требований в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности

В настоящей статье автор рассматривает проблемы индикатора риска обязательных требований в рамках государственного контроля (надзора) как часть риск-ориентированного подхода при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Реализация функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами прокуратуры

В настоящей статье рассмотрены проблемы деятельности органов прокуратуры по охране и соблюдении Конституции РФ и федеральных законов, предложены пути их решения. В частности, вынесены предложения: при обновлении Федерального закона от 17.01.1992 N 22...

Задать вопрос