В статье автор исследует задачи системы наставничества в образовательном процессе, предлагает современные и актуальные методы сопровождения.
Ключевые слова: методы сопровождения, наставничество, этапы реализации наставничества, модель Дональда Кирпатрика, оценка сопровождения.
Сложности адаптации к изменениям и стандартным задачам в образовательном процессе встречаются во всех направлениях работы преподавателя СПО:
— в образовательном процессе — к новым требованиям и технологиям обучения. Современные педагогические идеи, концепции, подходы, ориентированные на модернизацию системы профессионального образования, в полной мере могут обеспечить решение задач, обозначенных федеральными проектами;
— в ходе реализации мероприятий по воспитательной работе;
— при проведении профориентационной работы, повышая интерес к обдуманному выбору будущей профессий;
— при создании условий «безбарьерной среды» при выходе выпускника на рынок труда — необходим поиск и создание общих форм взаимоотношений с работодателями.
Наставничество — это не инновационная технология — это традиционный метод «привыкания, приспособления». Наставничество следует рассматривать как универсальную технологию передачи опыта, необходимых знаний и двустороннего развития компетенций.
Через систему наставничества в образовательном процессе можно решить следующие важные задачи:
— ускорить процесс формирования и развития профессиональных ЗУН как педагогического работника так обучающегося, в отношении которых осуществляется наставничество;
— оказать помощь в адаптации к изменениям и требованиям в образовательной деятельности;
— обучить педагогических работников образовательных организаций эффективным формам и методам работы, повысить свой профессиональный уровень;
— развить у сотрудников образовательных организаций интереса к педагогической деятельности, а у обучающихся создание и поддержание интереса к будущей профессии;
Система наставничества предполагает реализацию следующих основных этапов, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Этапы реализации системы наставничества
Разработка критериев отбора Наставников |
Отбор Наставников |
Закрепление Наставников за сопровождаемыми лицами (приказ) |
Реализация этапов сопровождения (корректировка индивидуальных программ, утверждение мероприятий и сроков) |
Оценка качества сопровождения (субъективная и объективная оценка) |
Один из наиболее важных этапов — это разработка критериев и отбор Наставников. Далеко не все сотрудники, обладающие высоким уровнем развития компетенций могут быть успешными в сопровождении. Немаловажным критерием должно являться желание развиваться, обучать сопровождаемого, устойчивый интерес к профессии, лояльность.
В числе самых крупных форм наставничества в образовании, включающих много вариаций в зависимости от условий реализации, можно назвать пять: «студент — студент», «преподаватель — преподаватель», «студент — преподаватель», «работодатель — преподаватель», «работодатель — студент».
Вне зависимости от формы наставничества можно выделить универсальные современные методы сопровождения, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Методы сопровождения в наставничестве
Методы сопровождения в наставничестве |
Описание |
|
Клуб (дискуссионный) |
создание общества единомышленников, с целью обмена практическим опытом, разработки новых проектов и поддержки со стороны экспертов и наставников |
|
Мастер-класс |
технология трансляции педагогического опыта, демонстрирующая конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания |
|
«Перевернутое обучение» |
активная модель обучения, при которой преподаватель предоставляет материал для самостоятельного изучения, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала. |
|
ССВУ (SWOT) — анализ личностных, деловых качеств и компетенций |
эффективный инструмент для планирования и оценки уровня развития личности. С его помощью можно определить свои сильные и слабые стороны, «зоны развития» над которыми стоит поработать и внешние факторы, способствующие или препятствующие достижению цели. |
|
Коллективная консультация |
форма сопровождения, позволяющая проявить ПВК сопровождаемого обменяться мнениями и опытом |
|
Создание базы данных «Наставников — работодателей» |
возможность получать консультации экспертов — работодателей, своевременную обратную связь о качестве обучения и «совпадении» теории на практике |
|
Виртуальное наставничество |
онлайн-консультации, в том числе предоставление видеозаписи самостоятельного выполнения задач |
|
Следует отметить, что оценка качества наставничества может быть измерена методикой, которая может наиболее объективно и разносторонне оценить эффективность сопровождения — модель Дональда Киркпатрика.
В своей модели Д. Киркпатрик предложил оценивать обучение по четырем критериям [2, с. 138]:
— реакция подопечного (оценка эмоциональной удовлетворенности);
— полученные знания или оценка изменений уровня знаний;
— изменения поведения;
— результаты деятельности сопровождаемого для организации.
Такой подход дает возможность оценить не только количественные, но и качественные изменения, что очень важно для оценки эффективности. Кроме этого в диагностике можно использовать разнообразные методы оценки — опросы, анкеты, чек-листы, показатели и т. д.
Успешно внедренная технология наставничества способствует преемственности знаний, обмену опытом, развитию ЗУН и компетенций, обеспечивая развитие многих компонентов, необходимых для профессионального становления и развития наставника и сопровождаемого.
Литература:
- Кларин, М. В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие для вузов / М. В. Кларин. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 288 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–02811–9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513452
- Коргова, М. А. Кадровый менеджмент: учебное пособие для вузов / М. А. Коргова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 216 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–12773–7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518965.
- Технологии кадровых практик на государственной службе: мастер-класс: учебник и практикум для вузов / Л. В. Фотина [и др.]; под общей редакцией Л. В. Фотиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–15403–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520471