Современные формы наставничества в СПО и оценка качества сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 31.10.2023

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, И. В. Современные формы наставничества в СПО и оценка качества сопровождения / И. В. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107193/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор исследует задачи системы наставничества в образовательном процессе, предлагает современные и актуальные методы сопровождения.

Ключевые слова: методы сопровождения, наставничество, этапы реализации наставничества, модель Дональда Кирпатрика, оценка сопровождения.

Сложности адаптации к изменениям и стандартным задачам в образовательном процессе встречаются во всех направлениях работы преподавателя СПО:

— в образовательном процессе — к новым требованиям и технологиям обучения. Современные педагогические идеи, концепции, подходы, ориентированные на модернизацию системы профессионального образования, в полной мере могут обеспечить решение задач, обозначенных федеральными проектами;

— в ходе реализации мероприятий по воспитательной работе;

— при проведении профориентационной работы, повышая интерес к обдуманному выбору будущей профессий;

— при создании условий «безбарьерной среды» при выходе выпускника на рынок труда — необходим поиск и создание общих форм взаимоотношений с работодателями.

Наставничество — это не инновационная технология — это традиционный метод «привыкания, приспособления». Наставничество следует рассматривать как универсальную технологию передачи опыта, необходимых знаний и двустороннего развития компетенций.

Через систему наставничества в образовательном процессе можно решить следующие важные задачи:

— ускорить процесс формирования и развития профессиональных ЗУН как педагогического работника так обучающегося, в отношении которых осуществляется наставничество;

— оказать помощь в адаптации к изменениям и требованиям в образовательной деятельности;

— обучить педагогических работников образовательных организаций эффективным формам и методам работы, повысить свой профессиональный уровень;

— развить у сотрудников образовательных организаций интереса к педагогической деятельности, а у обучающихся создание и поддержание интереса к будущей профессии;

Система наставничества предполагает реализацию следующих основных этапов, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Этапы реализации системы наставничества

Разработка критериев отбора Наставников

Отбор Наставников

Закрепление Наставников за сопровождаемыми лицами (приказ)

Реализация этапов сопровождения (корректировка индивидуальных программ, утверждение мероприятий и сроков)

Оценка качества сопровождения (субъективная и объективная оценка)

Один из наиболее важных этапов — это разработка критериев и отбор Наставников. Далеко не все сотрудники, обладающие высоким уровнем развития компетенций могут быть успешными в сопровождении. Немаловажным критерием должно являться желание развиваться, обучать сопровождаемого, устойчивый интерес к профессии, лояльность.

В числе самых крупных форм наставничества в образовании, включающих много вариаций в зависимости от условий реализации, можно назвать пять: «студент — студент», «преподаватель — преподаватель», «студент — преподаватель», «работодатель — преподаватель», «работодатель — студент».

Вне зависимости от формы наставничества можно выделить универсальные современные методы сопровождения, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Методы сопровождения в наставничестве

Методы сопровождения в наставничестве

Описание

Клуб (дискуссионный)

создание общества единомышленников, с целью обмена практическим опытом, разработки новых проектов и поддержки со стороны экспертов и наставников

Мастер-класс

технология трансляции педагогического опыта, демонстрирующая конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания

«Перевернутое обучение»

активная модель обучения, при которой преподаватель предоставляет материал для самостоятельного изучения, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала.

ССВУ (SWOT) — анализ личностных, деловых качеств и компетенций

эффективный инструмент для планирования и оценки уровня развития личности. С его помощью можно определить свои сильные и слабые стороны, «зоны развития» над которыми стоит поработать и внешние факторы, способствующие или препятствующие достижению цели.

Коллективная консультация

форма сопровождения, позволяющая проявить ПВК сопровождаемого обменяться мнениями и опытом

Создание базы данных «Наставников — работодателей»

возможность получать консультации экспертов — работодателей, своевременную обратную связь о качестве обучения и «совпадении» теории на практике

Виртуальное наставничество

онлайн-консультации, в том числе предоставление видеозаписи самостоятельного выполнения задач

Следует отметить, что оценка качества наставничества может быть измерена методикой, которая может наиболее объективно и разносторонне оценить эффективность сопровождения — модель Дональда Киркпатрика.

В своей модели Д. Киркпатрик предложил оценивать обучение по четырем критериям [2, с. 138]:

— реакция подопечного (оценка эмоциональной удовлетворенности);

— полученные знания или оценка изменений уровня знаний;

— изменения поведения;

— результаты деятельности сопровождаемого для организации.

Такой подход дает возможность оценить не только количественные, но и качественные изменения, что очень важно для оценки эффективности. Кроме этого в диагностике можно использовать разнообразные методы оценки — опросы, анкеты, чек-листы, показатели и т. д.

Успешно внедренная технология наставничества способствует преемственности знаний, обмену опытом, развитию ЗУН и компетенций, обеспечивая развитие многих компонентов, необходимых для профессионального становления и развития наставника и сопровождаемого.

Литература:

  1. Кларин, М. В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие для вузов / М. В. Кларин. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 288 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–02811–9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513452
  2. Коргова, М. А. Кадровый менеджмент: учебное пособие для вузов / М. А. Коргова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 216 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–12773–7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518965.
  3. Технологии кадровых практик на государственной службе: мастер-класс: учебник и практикум для вузов / Л. В. Фотина [и др.]; под общей редакцией Л. В. Фотиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–15403–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520471
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, метод сопровождения, SWOT, будущая профессия, наставничество, отбор Наставников, преподаватель, работодатель, система наставничества, технология обучения.


Ключевые слова

наставничество, методы сопровождения, этапы реализации наставничества, модель Дональда Кирпатрика, оценка сопровождения

Похожие статьи

Концепция и механизмы системы наставничества молодых преподавателей IT-дисциплин

В статье авторы рассказывают о концепции наставничества, рассматривают разные уровни и формы. Описана разработанная система, механизмы и опыт наставничества автором молодых преподавателей IT дисциплин.

Инновационные методы обучения в высшем образовании

В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

Проект как метод реализации личностно ориентированного подхода в обучении иностранному языку

В статье авторы показывают важность использования метода проектов при реализации личностно-ориентированного подхода в федеральных государственных стандартах нового поколения.

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Подготовка педагогов к реализации эдьютейнмента в дошкольной образовательной организации

В статье представлено обоснование актуальности и необходимости обучения педагогов, для внедрения новой технологии обучения.

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов

В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС

В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.

Управленческая модель Липпит-Кностера (Lippitt-Knoster) как инструмент развития молодых педагогов в условиях образовательной организации

В статье описано применение управленческой модели Липпит-Кностера как инструмента развития молодых педагогов в условиях образовательной организации. Новизна заключается в использовании данной модели применительно к образовательной организации, как ин...

Похожие статьи

Концепция и механизмы системы наставничества молодых преподавателей IT-дисциплин

В статье авторы рассказывают о концепции наставничества, рассматривают разные уровни и формы. Описана разработанная система, механизмы и опыт наставничества автором молодых преподавателей IT дисциплин.

Инновационные методы обучения в высшем образовании

В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

Проект как метод реализации личностно ориентированного подхода в обучении иностранному языку

В статье авторы показывают важность использования метода проектов при реализации личностно-ориентированного подхода в федеральных государственных стандартах нового поколения.

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Подготовка педагогов к реализации эдьютейнмента в дошкольной образовательной организации

В статье представлено обоснование актуальности и необходимости обучения педагогов, для внедрения новой технологии обучения.

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов

В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС

В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.

Управленческая модель Липпит-Кностера (Lippitt-Knoster) как инструмент развития молодых педагогов в условиях образовательной организации

В статье описано применение управленческой модели Липпит-Кностера как инструмента развития молодых педагогов в условиях образовательной организации. Новизна заключается в использовании данной модели применительно к образовательной организации, как ин...

Задать вопрос