В данной статье анализируются подходы к развитию персонала в организации, представленные как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Рассматривается вопрос различия терминов «развитие персонала» и «профессиональное развитие».
Ключевые слова: система управления персоналом, обучение, развитие, эффективность, оценка персонала, деловая карьера, личностное развитие.
This article analyzes the approaches to the development of personnel in the organization, presented in both domestic and foreign literature. The issue of the difference between the term’s «personnel development» and «professional development» is considered.
Keywords: personnel management system, training, development, efficiency, personnel evaluation, business career, personal development.
В современной практике управления персоналом все большее внимание уделяется человекоориентированным направлениям достижения эффективности деятельности организации, то есть личностному и интеллектуальному развитию персонала. Смена парадигмы и подходов к управлению человеческими ресурсами и их эффективностью стала основой для теоретических исследований в области профессионального развития персонала.
Эффективность персонала, которую ранее измеряли только усердностью труда, стала также оцениваться с точки зрения интеллектуального и личностного потенциала сотрудников, который может быть практически применен в деятельности организации.
Существует множество сформированных подходов к развитию персонала, которые были предложены отечественными и зарубежными исследователями, рассмотрим ключевые из них.
Джой-Меттьюз Д., Меггинсон Д., Сюрте М. в своих трудах отражали процессный подход к развитию персонала. Согласно их определению, термин «развитие персонала» представляет собой целостный и активный процесс совершенствования связанных с трудовой деятельностью знаний и умений на основе использования широкого спектра обучающих методов и стратегий [1].
Автор данной статьи разделяет процессный подход к развитию персонала, однако следует заметить, что при формировании своего определения авторы проигнорировали такую характеристику, присущую процессному подходу, как систематичность, без которой эффективность его не будет достигнута.
Среди отечественных исследователей также существуют сторонники процессного подхода в контексте развития персонала, ими являются Шекшня С. В., Веснин В. Р., которые исходили в своих трудах из того, что развитие персонала представляет собой процесс совокупного развития личностного потенциала работника, который может быть применен на благо деятельности организации [2;3].
Говоря о данном подходе, следует отметить, что следует не согласиться с данной позицией, так как цели личностного развития могут разниться с целями организации.
Другой позиции придерживался Хентце И., предлагая функционально-процессный подход к развитию персонала. Основной мыслью его подхода является тот факт, что развитие персонала — это единовременно и функция, и процесс, направленная на развитие индивидуальных особенностей работников. Автор подчеркивает, что, рассматривая развитие персонала в контексте функционально-процессного подхода, основной задачей его является индивидуальное развитие работника с целью адаптации под изменяющиеся условия труда [4].
Полагаем, основываясь на подходе Хенце И., следует понимать, что развитие персонала является инструментом достижения целей организации, обеспечения ее эффективности, которое происходит через развитие личностного интеллектуального потенциала работника.
Одним из ключевых исследователей в области управления персонала в отечественной теории является А. Я. Кибанов, который рассматривал развитие персонала с точки зрения функционального подхода, в содержание которого включал не только обучение персонала, но также его оценку, планирование деловой карьеры и кадрового резерва [5].
Его позиция, наш взгляд, является наиболее полной, ведь развитие персонала — это комплексный процесс, который должен включать не только непосредственно обучение, но также и достоверную оценку результатов этого обучения, и дальнейший карьерный рост, связанный с приобретенными в ходе обучения профессиональными навыками и умениями. Ограничивать развитие персонала только обучением нельзя, так как, дальнейшее развитие деловой карьеры — это в целом также одна из целей обучения для работника.
Следует отметить, что часто в теоретических исследованиях отождествляют понятие «развитие персонала» и «профессиональное развитие персонала», тогда как процесс развития персонала являет собой более комплексный набор инструментов, включающий в себя, как личностное развитие работника, так и интеллектуальное, результаты которого в последствии можно применить на практике, внеся вклад в деятельность организации.
Обобщая вышеизложенное, следует заключить, что под развитием персонала следует понимать комплекс мероприятий и инструментов, обеспечивающий развитие интеллектуального и личностного потенциала работников организации, а также оценки персонала и планирования деловой карьеры.
По мнению автора данной статьи, отождествление понятий «развитие персонала» и «профессиональное развитие» является в корне неправильным, так как второе является лишь составной частью комплексного и систематического процесса первого, то есть под профессиональным развитием следует понимать лишь область развития персонала, выраженную в получении определенных навыков и умений, применимых для повышения эффективности деятельности организации.
Литература:
- Джой-Меттьюз Д. Развитие человеческих ресурсов / Д.Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте. — М.: Эксмо, 2019. — 432 с.
- Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: учебно-практ. пособие / С. В. Шекшня. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес-школа «Интел Синтез», 2020. — С. 145–160.
- Веснин В. Н. Менеджмент: учебник/ В. Н. Веснин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2018. — 512 с.
- Хентце И. Теория управления кадрами в рыночной экономике / И. Хентце. — М.: Междунар. отношения, 1997. -243 с.
- Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации/ А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. — М.: КноРус, 2021. -368 с.