В статье автором рассматриваются основы экологической политики государства, этапы ее становления, основные понятия и признаки.
Ключевые слова: экологическая политика, экология, правовое обеспечение экологической политики.
Экологическая политика государства представляет собой одно из направлений государственной деятельности по охране и оздоровлению окружающей среды от следов вмешательства человека и предполагает рациональный подход к использованию и возобновлению природного ресурса планеты.
Экологическая политика долгое время не рассматривалась в качестве отдельного направления государственной деятельности. С течением времени и нарастанием темпов технологического прогресса значимость реализации данного направления стала все более очевидной для государства, и оно стало приобретать конкретные правовые очертания.
Особую актуализацию термин «экологическая политика» приобрел на Западе. В 1960–1970 гг. в США ухудшающаяся экологическая обстановка буквально активировала волну экологического движения среди активистов, которое подвигло к поднятию вопроса экологической безопасности на государственном и, в последствии, в общемировом уровне.
Впервые термин «экологическая политика государства» был введен в научный и политический оборот политологом Линтоном К. Колдуэллом, который одним из первых принимал участие в нормотворческом процессе по созданию закона, направленного на формирование национальной экологической безопасности в США (Национальный закон об экологической политике» [11, c. 220].
Рассматривая понятие «экологическая политика государства», можно выделить всего три основных этапа его формирования: первый этап (1970–1983 гг.); второй этап (1984–1989 гг.); третий этап (1990–1999 гг.) [4, c. 8].
Первый этап, который охватывает период с 1970–1983 гг. был охарактеризован созданием нормативно-правовой базы, описывающей основные ключевые принципы экологического движения в США. В этот период на экологическую политику повлияло то, что окружающая среда страдала преимущественно от последствий прошедшей индустриализации и нарастания темпов массового потребления, которое получило особое распространение именно в США.
На данном этапе был сформирован базовый принцип «тот, кто загрязняет, тот платит», то есть был создан главный принцип платности и правовой ответственности для ключевых природопользователей. Курс государственной политики был обращен к формированию экологического направления и сохранение экологического состояния окружающей среды.
Были созданы представления о необходимости поддержания текущего состояния окружающей среды, устранению существующих загрязнений и созданию технологий по минимизации воздействия загрязнений на окружающую среду.
Второй этап, охватывающий период с 1984 года по 1989 год, отличается популяризацией экологического движения и выделения в ряде стран отдельного экологического направления реализации государственной политики по причине нарастания оборотов массовости привлечения внимания общемирового сообщества к глобальным проблемам экологического плана планетарного масштаба (например, истощение озонового слоя, кислотные дожди).
Третий этап, который охватывает временной промежуток с 1990 по 1999 гг. представляет собой период, когда все внимание обращено на выбросы углекислого газа, а значит, возникает активный политико-правовой процесс ограничительного характера. Также возникает культура вторичного потребления использованного сырья, а органы государственной власти и органы местного самоуправления активно наделяются самыми широкими правовыми полномочиями в сфере природопользования и экологии [2, c. 56].
Все три этапа становления экологической политики на государственном уровне, несмотря на то, в какой стране это становление происходило, пришли к общей трактовке понятия «экологическая политика государства».
Стоит отметить, что, не смотря на развитие представлений ученых относительно экологической политики государства и ее значимости для государства в течение последних пятидесяти лет, сам термин является достаточно новым и включает в себя несколько определений, которые хоть и связаны между собой, однако не сведены в итоговое, общее определение, одинакового трактующееся в международном правовом поле.
На международном уровне, экологической политикой государства называют определенные совокупности мер и намерений, основанных на принципах сохранения природы, которые олицетворяют экологические показатели деятельности государства, создающие основу для разработки определенных конкретных целей и задач [11, c. 220].
В отечественной теории понятие «экологическая политика государства» связана, прежде всего, с изучением объективных противоречий решения глобальных экологических проблем и изучения процессов их решения в призме механизмов связи экологических факторов и факторов техногенного характера [8, c. 1259].
Иными словами, в нашей стране экологическая политика рассматривается с позиции анализа взаимосвязи экологических, политических, техногенных и социокультурных процессов, что в своей совокупности дает представление о экологической политике как стратегическом направлении реализации политики государства в современных условиях неизбежного воздействия человека на природу и неизбежного изменения последней.
Самые масштабные исследования в области статистики и политологии для реализации экологической политики в различных странах были произведены «The Worldwatch Institute» и «Earth Police Institute» под руководством Л. Брауна, а также нашими отечественными учеными В. Д. Комаровой, Б. М. Маклярским, Н. М. Мамедовой [5, c. 81].
Непосредственно правовой аспект разработки экологической политики государства изложен в работах С. А. Боголюбова [2], Е. П. Бочаровой [3], О. Л. Дубовик [6] и др. По мнению данных ученых правовой аспект понятия «экологическая политика государства» основан на определении управленческого аспекта экологической деятельности и ее регулирования в условиях нарастающего темпа изменения внешней среды.
При рассмотрении определения «экологическая политика государства» важно понимать, что данное определение является многоаспектным и содержит в себе представления различных дисциплин относительно роли и цели органов власти в сфере сохранения экологической безопасности.
На основании вышеизложенных данных, можно сформулировать определение экологической политики государства следующим образом: «экологическая политика государства — это целенаправленная деятельность государства по охране и оздоровлению природы, рационального использования и активного восстановления ресурсов с учетом современных технологий, и требований к экологической безопасности с целью создания благоприятных условий внешней среды и устойчивых гармоничных отношений между человечеством и окружающей их природой».
Говоря о сущности экологической политики государства можно отметить, что она проиллюстрирована как в политическом, правовом и социокультурном полях в частности, так является основой этического наполнения экологической деятельности государства в целом.
Также важен и масштаб реализации экологической политики, так как на каждом из уровней ее сущность имеет свои характеристики и наполнение.
Так, учеными выделяются всего 5 уровней реализации экологической политики: глобальный уровень; государственный уровень; региональный уровень; местный уровень; локальный [7, c. 9].
Говоря о сущности глобальной экологической политики, важно понимать, что речь идет именно о международных правовых мероприятиях (к примеру, подписание международных актов, договоров и соглашений), которые, в свою очередь, направлены на развитие мирового сотрудничества по сохранению природного наследия.
Долгосрочные документы стратегического планирования отражают правовой аспект наполнения государственной экологической политики в нашей стране, а именно:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [9]. Именно в редакции документа до 2020 года данные отражают сущность и направление государственной экологической политики.
- Основы экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года [10]. Является непосредственно документом, который содержит основные составляющие экологической политики Российской Федерации.
Данные документы программно-целевого планирования отражают весь алгоритм работы эффективной системы природоохранных, экономических, политических задач, решение которых необходимо для эффективной реализации экологической политики государства.
Документы стратегического планирования отражают сущность экологической политики как национального, так и международного масштаба и основываются на положениях Конституции Российской Федерации, нормах и принципах международного права, документах международного права, а также на законах Российской Федерации.
Экологическая политика государства, которая изложена в документах стратегического планирования, в качестве главной своей сути выдвигает работу по защите экологической сферы при наращивании темпов экономической деятельности.
То есть, если внимательно рассматривать сущность стратегического планирования реализации экологической политики, то становится ясно, что экономическое благосостояние выступает в приоритете над экологией, которую восстанавливают от побочных эффектов от добычи и производства ресурсов.
Экологическая политика, проводимая государством, в данном случае направлена не на защиту природы и окружающей среды, а скорее на устранение побочных негативных экологических эффектов от реализации экономической деятельности на территории страны.
В Экологической доктрине, в отличие от документов стратегического планирования, показана сущность государственной экологической политики как политики, которая осуществляет весь спектр мероприятий по защите и сохранению природы, поддержанию ее целостности, жизнеобеспечения функций экосистем, прежде всего для развития общества, повышения уровня и качества жизни людей и увеличения продолжительности жизни и охране здоровья.
Сущность экологической политики Российской Федерации сводится к следующим принципам: приоритет биосферы над использованием ее ресурсов; устойчивое развитие населения страны; рациональное распределение прибыли от реализации ресурсов страны; оперативное устранение экологических проблем; исключение реализации потенциально опасных для экологии проектов; природопользование платное; информация об экологической обстановке имеет открытый характер; субъекты имеют доступ к деятельности по охране окружающей среды и могут принимать участие в принятии решений.
То есть, выходит, что в международном понимании сущность экологической политики олицетворяет сохранение природы как единственной цели, а на национальном уровне сохранение природы трактуется в правовых документах как основа достижения определенной продолжительности, уровня и качества жизни населения страны.
Мы имеем две трактовки экологической политики, которые имеют одну цель (сохранение и защиту экосистем) и два разных наполнения (состояние природы и состояние людей на основании хорошего состояния природы).
Подведем итог. На основании изученных нами трактовок экологической политики государства, в зависимости от наполнения, масштаба и уровня реализации, определение экологической политики государства следующим образом: «экологическая политика государства — это целенаправленная деятельность государства по охране и оздоровлению природы, рационального использования и активного восстановления ресурсов с учетом современных технологий, и требований к экологической безопасности с целью создания благоприятных условий внешней среды и устойчивых гармоничных отношений между человечеством и окружающей их природой».
Сущность государственной экологической политики Российской Федерации, в отличии от мирового уровня реализации экологической политики, направленной на сохранение окружающей среды, как единственной цели своей деятельности, направлено на преодоление негативных последствий от ведения экономической деятельности и увеличение положительных факторов и условий сохранения, и развития человеческого капитала. Иными словами, экологическая политика на государственном уровне направлена на развитие системы экологической безопасности страны с целью сохранения окружающей среды, увеличения уровня и качества здоровья населения, а также нивелирования негативных факторов влияния на нее человека в рамках ведения своей производственной деятельности.
Литература:
- Александров Ю. Л. Основные направления реализации государственной экологической политики // Вопросы экономических наук. 2019. № 3 (97). С. 15–16.
- Боголюбов С. А. Новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Журнал российского права. 2002. № 6. С. 56.
- Бочарова Е. П. Правотворчество субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2003. № 1. С. 35–38.
- Булгакова Л. С. Экологическое право: учебное пособие. СПб., 2020. С. 8.
- Дубовик О. Л. Значение исследований современной экологической политики: теория и практика // Черные дыры в Российском законодательстве. 2019. № 2. С. 81.
- Дубовик О. Л. Экологическое право. М., 2005.
- Левченков А. И. Экологическая политика или политическая экология // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э. А. Дидоренко. 2019. № S1. С. 9.
- Летягина Е. Н. Экономические последствия воздействия экологической политики на здоровье и здоровый образ жизни населения // Экономика и предпринимательство. 2019. № 5 (106). С. 1259.
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание Законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
- Основы экологической политики Российской Федерации на период до 2030 г. // Собрание Законодательства РФ. 2012. № 18. ст. 2144
- Павлов Е. И. Экологическая политика составная часть государственной политики России // Политология. Культурология. 2021. Т. 7. № 1 (73). С. 220.