Бабушкины секреты: как научить ребенка лучше говорить | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Григорьева, В. В. Бабушкины секреты: как научить ребенка лучше говорить / В. В. Григорьева, А. Н. Меташова, И. С. Жарикбасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107238/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одной из актуальных проблем родителей современного дошкольника является низкий уровень его речевого развития. Плохая дикция, лексическая бедность речи и замусоренность ее сленговыми словами, слабые навыки выразительной речи, отсутствие логической и смысловой связности речи — лишь малая часть проблемы. Причин этому — объективного и субъективного характера — достаточно, и они очевидны. Не всегда очевиден лишь ответ на вопрос «что делать?», в том числе, и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

В поисках форм и приемов работы по развитию и совершенствованию речи воспитанников многие воспитатели, дефектологи и логопеды предлагают остановиться на использовании так называемых малых фольклорных форм (МФФ) — потешек, пословиц, прибауток, колыбельных, пестушек, считалок — для организации занятий по развитию речевых и коммуникативных навыков дошкольников. Обращение к фольклору способствует не только речевому развитию, но и усвоению социального опыта предков, который условно можно обобщить как «бабушкины секреты». В сущности, речь идет о так называемой народной педагогике — совокупности знаний и навыков воспитания, сложившихся в этнокультурной общности, передающейся в виде фольклора «из уст в уста». Работа с фольклором решает одновременно две задачи — по речевому развитию и по ознакомлению с народной культурой.

Соприкосновение с прошлым, в том числе через фольклорные практики, способствует преобразованию внутреннего мира человека. От воспитателя зависит, что именно усвоит ребенок и в каком объеме, насколько продуктивным будет взращивание эмоционально-целостного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа [7]. Приобщение дошкольников к традиционной культуре — важный элемент системы патриотического воспитания, которому в современных геополитических условиях уделяется особое внимание.

Фольклорное богатство народа — это его духовное богатство, азбука нравственности, отобранная и отшлифованная мастерами фольклора [1]. Попевки, считалки, скороговорки, песни — часть детского быта прошлых эпох — направлены на воспитание доброты, отзывчивости, милосердия, сопереживания и одновременно на обогащение речи, становление ее выразительности. Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей [6]. Как отмечают М. Л. Скуратовская и Е. А. Климкина, структура МФФ стимулирует развитие подражательности у ребенка, что очень важно в раннем возрасте, а повторы строк позволяют ребенку лучше запомнить речевой материал [5].

Но изучение малых фольклорных форм может и должно быть не только целью, но и средством — например, средством подготовки к народным праздникам, к драматизациям сказок. Как отмечают О. А. Федотова и А. О. Родионова, незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые. Они забавляют ребенка и в то же время способствуют развитию активной речи детей [6]. Малые фольклорные формы с их речевой выразительностью и ритмичностью, богатством лексических средств и мелодичностью прочно ассоциируются с прошлым, с уютным и в детском восприятии безопасным миром наших прабабушек. Они способны органично ввести не только в поэтику прошлого, но и в само прошлое, ознакомить через детские досуговые практики прошлого современных детей с жизнью и бытом наших предков.

Однако, обращаясь к малым фольклорным формам как к средству развития детской речи, необходимо понимать, что их использование подразумевает определенную подготовительную работу. По сути, она является обязательным этапом и условием успешности использования МФФ в образовательном и воспитательном процессе.

В первую очередь речь идет о тщательном отборе произведений МФФ с ориентацией на возраст обучающихся. Целесообразно создать картотеку потешек или использовать готовые подборки. Потешки можно классифицировать по возрасту (очень важный критерий, так как для детей подготовительной группы явно не стоит использовать потешки «для самых маленьких»), по направленности (речевое развитие — вербальная и невербальная речь, сенсомоторное развитие, тактильное развитие), тематике (связанные с народным календарем или развивающие определенные навыки и умения), для отвлечения от неприятных или болезненных занятий и для развлечения и игр.

Конечно, использование потешек актуально в первую очередь для детей возраста 2–4 года. Методику включения потешек и других малых фольклорных форм в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ можно почерпнуть из учебного пособия Р. А. Осиповой «Потешка-помощница. Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста с использованием малых форм русского фольклора», в котором представлен долгосрочный проект (программа) учителя-логопеда и педагогов ДОО по речевому развитию с опорой на малые формы народного фольклора, включая формы и методы профилактической работы [3].

Важно создавать соответствующую предметно-пространственную среду, уместно использовать принцип наглядности. Для это необходимо подготовить иллюстративный материал, отобрать объемные предметы, представляющие народную культуру. Это могут быть игрушки (дымковские, вятские, городецкие, семеновские), предметы народных промыслов (посуда, музыкальные инструменты), предметы быта, народная одежда, даже если она представляет собой современную копию. Желательно, чтоб у каждого ребенка была возможность не только рассматривать эти предметы, но и производить тактильный контакт. При этом все эти предметы должны быть отобраны не в отрыве от выбранных произведений МФФ, а в соответствии с их содержанием.

Работа с фольклором пройдет впустую, если в дальнейшем воспитанники не станут использовать изученный материал. Поэтому задача педагога — организовать условия для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность) [3, c. 44].

Декларирование МФФ требует определенной подготовки и от педагога, так как они народный фольклор отличается особенной мелодикой, интонированием, иногда чтение фольклорных произведений целесообразно сопровождать жестами и мимикой. Важно при этом избежать утрированности (например, имитируя какой-либо говор), карикатурности, ведь дети очень тонко чувствуют фальшь. Нельзя забывать об обязательности разъяснения незнакомых детям или устаревших слов. Также в потешках могут встречаться непривычные для современного человека варианты слова (кот — коток, вместо привычного котик).

Одновременно педагог должен быть способен выразить отношение к произносимому — отразить в голосе укоризну, сожаление, добрую усмешку, так как даже самые малые из малых фольклорных форм всегда эмоционально окрашены. И эта эмоциональная направленность позитивно воздействует на воспитанников, мотивирует их к совместной деятельности, к подражанию с использованием вербальных и невербальных средств общения. Эти особенности малых фольклорных форм делают их значимыми и в логопедической работе с детьми раннего возраста для преодоления задержки речевого развития [5, c. 437].

Отбирая материал (МФФ) для занятий по речевому развитию, необходимо отталкиваться от тех задач, которые стоят перед педагогом. Ряд потешек прекрасно стимулирует сенсомоторное развитие и стимулирование подражательности («Ладушки-ладушки», «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?», «Наши уточки с утра»), тактильного взаимодействия («Сорока-ворона кашку варила»), двигательных функций («Мишка косолапый», «Уходи с дороги кот»). Развитию речи способствуют потешки, требующие как вербального, так и невербального ответа («Гуси-гуси, га-га-га», «Кисонька-мурысонька, где ты была?»). Отмечается, что одна и та же малая фольклорная форма может быть использована для решения разных задач как одновременно, так и последовательно на разных этапах логопедической работы (развитие подражательности, тактильных ощущений, вербальных и невербальных средств общения) [5, c. 439].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что малые фольклорные формы — потешки, пестушки, песенки, заклички, переклички, поговорки — неисчерпаемый источник материала для реализации задач по развитию речи, воспитанию — гуманистическому и патриотическому, а также прекрасный способ отвлечь и утешить малыша в сложные для него моменты. Народ создал, а фольклор донес до нас настоящий клад прибауток и потешек на все случаи жизни и на любой детский возраст.

Литература:

  1. Ануфриева, Е. Е. Особенность формирования традиций народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников / Е. Е. Ануфриева, С. Ю. Коробко // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей и материалов VII международной научно-практической конференции, Коломна, 29–30 октября 2020 года. — Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2020. — С. 205–209.
  2. Зайцева, Г. А. Проект «Речь вести не лапти плести». Формирование речевого развития у детей среднего дошкольного возраста через малый фольклор / Г. А. Зайцева // Воспитание и дополнительное образование. — 2021. — № 2(81). — С. 42–44.
  3. Осипова Р. А. Потешка-помощница. Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста с использованием малых форм русского фольклора. М.: Творческий центр Сфера Издательство, 2023. — 64 с.
  4. Сабодаш, О. А. Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников / О. А. Сабодаш // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2017. — № 2. — С. 223–232.
  5. Скуратовская, М. Л. Развитие речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития в ДОУ с использованием средств фольклора / М. Л. Скуратовская, Е. А. Климкина // Национальная идентичность сквозь призму диалога культур. Исследования в области гуманитарных наук в ибероамериканском и российском научном пространстве: материалы III Международного конгресса, Ростов-на-Дону — Кадис, 28–30 сентября 2017 года. — Ростов-на-Дону — Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. — С. 437–440.
  6. Федотова, О. А. Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ / О. А. Федотова, А. О. Родионова // Молодой ученый. — 2020. — № 14(304). — С. 43–45.
  7. Блинская, Е. М. Народные традиции и их роль в развитии дошкольника / Е. М. Блинская, Е. В. Фалунина // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – № 1. С. 80.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое развитие, малый, ребенок, воспитательный процесс, логопедическая работа, народная культура, народный фольклор, невербальное средство общения, ранний возраст, традиционная культура.


Задать вопрос