В статье описываются и изучаются интеллектуальные гендерные различия.
Ключевые слова: интеллект, гендер, пол, интеллектуальная деятельность, эмоциональный интеллект, головной мозг, межполушарная асимметрия.
В настоящее время тема гендерных различий вызывает множество дискуссий и споров, как в научном сообществе, так и обществе в целом. Вопрос гендерных различий в интеллекте может повлиять на выбор профессии и возможности для развития карьеры. Кроме того, это может быть важно для понимания различий в поведении мужчин и женщин в обществе и в социальных отношениях.
На сегодняшний день интеллект рассматривается как многоуровневая организация познавательных сил, охватывающая процессы, состояния и свойства личности. Эта организация связана «с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека…» [1, 10].
Г. Айзенк рассматривал биологический интеллект как генетически детерминированную биологическую базу когнитивного функционирования. На сегодняшний день концепция генетической обусловленности интеллекта Ф. Гальтона является одной из ведущих в западной психологии. Согласно данной теории около 80 % вариаций IQ следует отнести на счет генетических различий между людьми [1]. А. Ю. Шварц установил связь общего фактора интеллекта с количеством серого вещества. Более высокая плотность серого вещества в лобной и височной долях связана с наилучшем развитием когнитивных функций, таких как память, внимание, обработка информации.
Деятельность левого полушария связывают с развитием вербального интеллекта, а правого полушария с развитием невербального интеллекта. По мнению А. П. Бизюка, созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Взаимодействие полушарий обеспечивают комиссуры, которые также имеют разный уровень развития у разных людей [7]. Так, например, у девочек функциональная межполушарная асимметрия выражена меньше, что обусловливает определенную пластичность мозга и больший резерв компенсаторных возможностей при поражении его систем, но левое полушарие у них развивается быстрее, чем у мальчиков, и тормозит специализацию правого. Люди с более высоким интеллектом имеет более сбалансированную асимметрию мозга, то есть лучше используют оба полушария для решения задач.
Мужчины по генотипу имеют большее разнообразие качеств, в том числе и интеллектуальных, а женщины возможность меняться под влиянием внешних условий. Следует отметить, что в подростковом возрасте у мальчиков слабо развиты аналитико-синтетические способности и пространственные представления. Их суждения по большей части построены на основе явных взаимосвязей объектов. Их мышление склонно к постоянству. Если говорить о девушках, то они более восприимчивы, у них лучше развиты сенсорные способности, воображение и способности к абстрактному мышлению. Девочки легче и точнее формулируют свои мысли. Они могут лучше выделять общие признаки и свойства объектов [3, 5, 8].
Отдельные познавательные особенности составляют основу интеллектуальных способностей человека, поэтому важно отметить различия этих процессов у мужчин и женщин. Например, по скорости восприятия деталей и переключения внимания женщины показывают большую эффективность, чем мужчины, у них выше избирательность, устойчивость, объем внимания. При этом мужчины за счет более широкого, чем у женщин, распределения внимания в незнакомой обстановке держатся увереннее, лучше ориентируются. Но при этом женщины известную местность знают лучше, чем мужчины.
М. М. Гарифуллиной и Э. Р. Пээтс выявляется, что у мужчин образное мышление имеет более высокий уровень развития, чем у женщин [11,12].
Нельзя не учесть гендерные различия эмоционального и социального интеллекта. Эмоции рассматриваются в качестве регуляторов поведения личности. Мальчики демонстрируют более высокий уровень самоконтроля. Девочки проявляют способности понимать и управлять эмоциями окружающих людей. Это связано с тем, что родители поощряли в детях проявление разных эмоциональных качеств: у дочерей эмпатийной отзывчивости, а у сыновей — проявления независимости и контроля над эмоциями [4,6].
Как видно из вышесказанного, до сих пор нет четкого понимания гендерных различий в проявлении интеллекта. Это сделало интересным изучение гендерных различий интеллекта у человека. В эксперименте приняли участие 50 человек (25 мужчин и 25 женщин) в возрасте от 18 до 29 лет, не имеющих оконченного высшего образования. Использовался «Тест на интеллект (CFIT), или как найти единственно правильное решение в сложной ситуации», предложенный Рэймондом Бернардом Кеттелом в 1958 году. Данная методика была выбрана поскольку, она предназначена для определения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды. Средняя норма IQ находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже — об отставании в умственном развитии. Тест состоит из двух частей, каждая из которых содержит 4 субтеста графической формы.
Полученные данные были статистически обработаны с применением достоверности различий для независимых выборок и корреляционного анализа.
Были получены следующие результаты. Показатели мужского интеллекта равны 87,92±4,55, а женского-97,4±3,38. Как видно из полученных результатов средние показатели мужского интеллекта ниже, чем женского, однако различия не носят статистически значимого характера. Кроме того, обращает на себя внимание, что показатели мужского интеллекта несколько ниже среднего нормального значения. Далее нами был проведен анализ интеллекта в зависимости от возраста (таб.1).
Таблица 1
Зависимость интеллектуальной деятельности от возраста испытуемых
Возраст |
Общая группа |
Мужчины |
Женщины |
18 лет |
95,91±5,67 |
97,67±13,63 |
95,25±5,88 |
19 лет |
95,61±4,95 |
90,42±6,77 |
106±3,22* |
20 лет |
78,38±6,81 |
68,4±7,1 |
95±6,55 |
Примечание:* р<0.05 по сравнению с мужской группой
Как видно из таблицы, с увеличением возраста увеличивается разница между средними показателями интеллектуального уровня мужчин и женщин.
Корреляционный анализ показал наличие обратной связи между возрастными особенностями и умственными способностями у мужчин и прямой связи у женщин.
Таким образом, несмотря на имеющиеся анатомо-физиологические различия функционирования мозга мужчин и женщин, явных различий в проявлении интеллекта нами выявлено не было. Безусловно, данный вопрос требует дальнейшего изучения. Однако уже сейчас можно сказать, что, вероятно, вопрос должен ставиться не об интеллекте мужчины и женщины, а об особенностях его проявления.
Литература:
1. Вальцев С. В. Врожденные национально-психологические особенности // Проблемы Науки. 2012. № 1. 1 с.
2. Депутат И. С., Грибанов А. В., Нехорошкова А. А. Нейробиологические основы интеллекта // Экология человека. 2012. № 12. 2–4 с.
3. Карапетян В. С., Акопян М. И. Интеллект и особенности полового самосознания в старшем подростковом возрасте // Universum: психология и образование. 2014. № 7. 11–13 с.
4. Каргина А. Е., Морозова И. С. Гендерные различия параметров эмоционального интеллекта подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 9. 5 с.
5. Куликова Т. Ю. Дивергентное или конвергентное мышление ведет в будущее? // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 1. 2–3 с.
6. Лушпаева И. И., Павлова О. Ю. Психологические особенности динамических характеристик социального интеллекта студентов // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. № 4. 1, 14 с.
7. Маркина Людмила Дмитриевна, Баркар А. А. Межполушарная асимметрия головного мозга: морфологический и физиологический аспекты // ТМЖ. 2014. № 1. 1–2 с.
8. Наумова Ю. А., Полякова П. С. О вопросе изучения половозрастной специфики мышления // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2022. № 1. 1–2 с.
9. Нечаева О. И. Интеллект: среда или гены // Вестник МГУП. 2012. № 4. 1, 3 с.
10. Трошин П. Л. Интеллект и его виды. Нарушение интеллекта // European science. 1–2 с.
11. Харченко С. В. Особенности взаимосвязей способностей общего и социального интеллекта у мужчин и женщин // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2017. № 2. 3–6, 10–12 с.
12. Шварц А. Ю., Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками// Системная психология и социология. 2017. № 3. 4–5 с.