Статья посвящена порядку изменений в процессуальном законодательстве, обосновывается целесообразность развития комплексной системы взглядов и правовых норм в трудовом праве.
Ключевые слова: судебный процесс, процессуальное законодательство, федеральный закон.
The article is devoted to the procedure of changes in procedural legislation, the expediency of developing a comprehensive system of views and legal norms in labor law is substantiated.
Keywords: judicial process, procedural legislation, federal law.
Судебная защита прав работника в трудовом споре с работодателем является одной из важнейших по сравнению с другими видами защиты прав. Государство также стремится защитить правовые отношения. Такой защитой служит не только Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ (далее ТК РФ), но и федеральные законы и другие нормативные акты.
На сегодня существуют проблемы именно с рассмотрением трудового спора непосредственно в судебных инстанциях.
Как правило, с переходом к рыночным отношениям, работники стали находиться в прямой зависимости от работодателя, в связи с чем работник реализует свое право на защиту в суде только в самом крайнем случае и безвыходном положении, когда уже работника увольняют незаконным образом, нарушая права и законные интересы, гарантированные законодательством РФ, к которым, в частности, относятся выдача своевременно трудовой книжки, выплата заработной платы, оплата отпусков при увольнении, выдача необходимых справок для получения пособия на период учета в центре занятости и поиска работы.
Таким образом, происходит нарушение правил социального партнерства, в связи с чем работник обращается за судебной защитой. При обращении в суд за судебной защитой, гарантированной государством, и проигрывая трудовой спор с работодателем, у работника возникает недоверие к правосудию в связи с получением судебного решения об отказе работнику в исковых требованиях.
Работник, являясь слабой стороной в споре с работодателем, а также не обладающий юридическими познаниями в юриспруденции, не получив должной защиты от государства посредством справедливого судебного решения первой инстанции, пытается обжаловать решение суда в судах апелляционной инстанции, а в последующем — в судах кассационной инстанции, и не получив справедливого решения, вынужден обращаться в суд надзорной инстанции.
Обжалуя судебное решение в судах апелляционной и кассационной инстанции и не получив справедливого судебного решения, у работника подрывается авторитет государства, бытует мнение о подкупности судей и отсутствии необходимости обжалования несправедливого решения суда.
Давно обсуждаются вопросы об отсутствии независимости судей в пределах одного города, тем более в некоторых регионах суды апелляционной и кассационной инстанции располагались в одном здании, например, в городе Екатеринбурге, где при рассмотрении кассационной жалобы мог присутствовать президиум того же суда, и судей, работающих на одних этажах, встречающихся каждый день в одном здании суда. При данных обстоятельствах излишне упоминать о беспристрастности судей.
Согласно статистике, которую приводит Верховный суд РФ на официальном сайте, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12 % поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1 % (2227 жалоб из 212 137 поданных).
Независимость судей в пределах одного суда — давно обсуждаемая тема, назревала судебная реформа, так были предложены меры по совершенствованию судебной системы, разработанные Центром стратегических разработок совместно с Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, некоторые из которых были внесены в процессуальные поправки (Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 243-ФЗ, Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 265-ФЗ).
Данные нормы закона устанавливали правило об обязательном использовании автоматизированной информационной системы при распределении дел между составом суда, вводилась мера дисциплинарной ответственности судей, такие как понижение в квалификационном классе, уточнялись условия наложения взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи, исключалось обязательное согласие председателя суда с решением квалификационной коллегии судей о кандидатуре на должность судьи соответствующего суда.
Инициатором судебной реформы выступил председатель Верховного Суда России Вячеслав Лебедев. Были внесены поправки в закон «О судебной системе Российской Федерации». Верховный суд РФ рассмотрел правила рассмотрения и другие вопросы в специальном Постановлении Пленума № 26 от 9 июля 2019 года. По мнению Вячеслава Лебедева, ведение дела «сплошной кассации», а не выборочной, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ.
То обстоятельство, что суд апелляционной инстанции и суд кассационной инстанции будут находиться территориально в различных субъектах РФ, позволит повысить независимость состава суда, а также должно исключить коррумпированность судебной системы ввиду отсутствия межличностных отношений между судьями.
Ввиду существенного изменения пределов полномочий суда кассационной инстанции, а именно расширения полномочий, прослеживается эффективность работы данных судов. Теперь полномочия кассационного суда не ограничены только выявлением процессуальных нарушений, но и проверяются нормы материального права, а также нормы права, которые должны были быть применены в данном обстоятельстве, но судом по своему усмотрению не были применены и не было дано должной оценки обстоятельствам дела, проверка выводов суда, проверка применения норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции фактически в настоящее время может проверить правильное понимание правовых норм и правильное их применение.
Согласно статистике Верховного суда за первое полугодие 2023 года, в кассационном порядке ГК рассмотрела 35 543 жалобы и представления. По 352 гражданским делам кассационные жалобы и представления удовлетворены. Отменили 107 решений, в 106 случаях дела направили на новое рассмотрение, а по одному спору вынесли новое решение. По 182 делам отменили апелляционные определения без отмены решения суда первой инстанции — это почти в два раза превышает прошлогодний показатель (110). А в 24 делах отменили определения кассационных судов общей юрисдикции без отмены решений первой и апелляционной инстанций.
В 2022 году кассационной инстанции коллегия рассмотрела 31 733 жалобы и представления, а в судебном заседании — 328 гражданских дел. По 317 гражданским делам кассационные жалобы и представления удовлетворены. Отменено 124 решения. 123 решения с отменой решения и направлением дела на второй круг и одно с вынесением нового решения.
Коллегия удовлетворила 27 кассационных жалоб, по 110 делам отменила апелляционные определения без отмены решения суда первой инстанции, по 30 делам отменила определения кассационных судов общей юрисдикции без отмены решения суда первой инстанции и определения апелляционной инстанции.
В 2021 году в кассационных судах общей юрисдикции зарегистрировано 218,7 тыс. производств в кассационной инстанции по поступившим на рассмотрение кассационным жалобам и представлениям. Кроме того, возвращено заявителю или направлено на рассмотрение других органов 31,5 тыс. зарегистрированных жалоб. Всего рассмотрено 219,6 тыс. производств по кассационным жалобам и представлениям, из них с истребованием дел 0,2 тыс., или менее 0,1 %. Аналогичные показатели 2020 года составили: 191,8 тыс. поступило жалоб и представлений в кассационном порядке, кроме того, было возвращено 33,5 тыс. и окончено производство по 192,2 тыс.
По данным статистики, прослеживается тенденция увеличения с каждым годом рассмотрения дел в судах кассационной инстанции и эффективности работы судебной реформы, что в дальнейшем позволит районным судам и судам апелляционной инстанции формулировать правовые позиции для формирования единообразной судебной практики по аналогичным делам.
Литература:
- Процессуальная реформа с 1 октября 2019 года — обзор изменений законодательства // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zakon-navigator.ru/processualnaja-reforma-s-1-oktjabrja-2019-goda/
- Изменения в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ в связи с вступлением в силу закона о процессуальной реформе // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1296745/
- С 1 октября 2019 г. вступают в силу законы, реформирующие систему судов общей юрисдикции, а также изменяющие правила судопроизводства // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://komitet2–10.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/20104788
- Обзор: «Процессуальная реформа: как судиться по ГПК с 1 октября 2019 года» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333446/
- Судебная реформа: как изменилась система российских судов в 2019 году // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2388-sudebnaya-reforma-2019