Данная статья посвящена ключевым вопросам и сложностям, которые необходимо проанализировать для получения полноценного исследования механизма международно-правового регулирования трансграничных перевозок посредством беспилотной авиационной системы.
Ключевые слова: трансграничные перевозки, беспилотная авиационная система, международно-правовой механизм.
Трансграничные перевозки — это всегда сложный процесс, который требует всеобъемлющего участия сторон, проверенный маршрут, тонны документации, а самое важное — это надежный и выверенный механизм регулирования [1]. Речь идет именно о перевозках между двумя и более государствами, следовательно применение международных норм неминуемо.
Наряду с вопросами о применимом праве также следует рассмотреть возможность использования инновационных беспилотных авиационных систем (БАС) для таких перевозок.
Для определения пригодности и экономической выгоды таких перевозок требуется произвести полноценное исследование, особенно обратить внимание на существующие правовые нормы и пробелы в праве.
Первое в чем стоит разобраться — это в статусе беспилотной авиационной системы, а именно какого уровня достигли технологии; есть ли уже случаи применения и в каких областях; развита ли требуемая инфраструктура и другие связанные с этим вопросы. Реальные примеры и опыт других государств поможет дать объективную оценку.
Помимо статуса важно понимать, какой груз имеет право и возможность перевозить беспилотная авиационная система. В настоящее время особенно популярно использование негабаритных беспилотных авиационных систем из этого следует, что о перевозке грузов, исчисляющихся даже в килограммах, не может быть и речи. А перевозки нескольких сотен грамм для многих компаний экономически не выгодны. Экономическая выгода первостепенна для крупного и мелкого бизнеса.
Еще одной сложностью выступает определение воздушного пространства, а именно его границ. Данный вопрос представляет особую важность в контексте совершения трансграничной перевозки, так как каждое государство имеет право самостоятельно определять классификацию национального пространства, то есть на какие классы оно подразделяется. В каждом классе есть различия в регулировании, в контроле со стороны государственных органов, а также ограничения по высоте и скорости полетов. Естественно, подход в каждом отдельном случае может быть различным. В таком случае необходимо наличие единого документа, регулирующего пользование воздушного пространство.
В настоящее время тенденция к заключению двусторонних международных договоров или договоров между сравнительно небольшим количеством участников (государства одного региона; между немногочисленными государствами-членами международной организации, такие как БРИКС, ШОС и другие) сильно возрастает. Данный аспект может иметь положительное значение для регулирования трансграничных воздушных перевозок посредством БАС, так как множество вопросов, регулирующих такие перевозки, находится в ведение конкретного государства и соответственно регулируется национальными нормами права. Такие международные договоры позволили бы более эффективно вырабатывать конкретные международно-правовые механизмы для регулирования трансграничных перевозок посредством БАС. При эффективности и приемлемости регулирования такие механизмы могут стать примером для других государств и организаций.
Невзирая на то, что развитие международного права было ориентировано на гармонизацию и унификацию, множество норм носит только лишь рекомендательный характер, хотя разработаны достаточно точные механизмы правового регулирования. Таким примером может служить деятельность Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которая является одним из 17 специализированных учреждений Организации Объединенных Наций (ООН). ИКАО разрабатывает Международные Стандарты и Рекомендуемую практику. Они регулярно обновляются, поэтому являются актуальными для использования. Например, в Приложении 11 к Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, в главе 2 «Обслуживание воздушного движения» [2] предусмотрена характеристика возможной классификации воздушного пространства, определены ключевые критерии и факторы. Но данный документ носит рекомендательный характер для применения [3], страны-участницы должны стремиться к выполнению и имплементации стандартов и практики в национальное законодательство. Именно такой подход подтверждает стремление к унификации правил, а тем самым упрощения регулирования и достижение единообразия в подходах. Но процесс имплементации и внедрения таких стандартов может быть достаточно трудоемким и сложным, а как следствие занимать длительный период времени.
Как и в любом другом виде перевозок всегда существуют риски, которые связаны с различными факторами. Риски подразумевают под собой возможность и даже обязанность несения юридической ответственности. Для этого необходим четко выстроенный механизм установления юридической ответственности по широкому кругу случаев. Однако же, в рамках трансграничной перевозки такой механизм должен быть предусмотрен международным правом. В настоящее время данный вопрос только начинает свое развитие, тем самым осложняя реализацию таких перевозок.
Определение механизма ответственности при трансграничных перевозках по средством беспилотной авиационной системы отягощается сложностью строения самой беспилотной авиационной системы. Более того, непредвиденные ситуации могут произойти, как в воздухе, так например, и над водной поверхностью, а данные события должны регулироваться абсолютно разными нормами права и не только национального, но и международного.
Важно отметить, что право международной ответственности в общем смысле так и не получило своего оформления в системе международного права. Более того, в контексте ответственности в международном публичном праве в качестве субъекта рассматривается государство. В отношении трансграничных перевозок коммерческого груза посредством БАС субъектами, с большей долей вероятности, будут выступать юридические лица, имеющие разную национальность, а груз подразумевается, что пересекает как минимум границы двух юрисдикций. В данном случае необходимо рассматривать нормы коллизионного права или, иными словами, нормы международного частного права, которое является составной частью национального права государства. Таким образом, тщательный разбор каждого отдельного случая становится неизбежным, однако же, нет никаких сомнений, что выработка общих принципов регулирования таких перевозок возможна и будет иметь большое значение для осуществление регулярных трансграничных перевозок посредством БАС.
Для того, чтобы получить понимание и разобраться со всеми сложностями данной темы, необходимо провести глубокую аналитическую работу, во-первых, выяснить текущее состояние российского законодательства относительно регулирования трансграничных перевозок с помощью беспилотной авиационной системы, более того, убедиться в отсутствии или наличии необходимой инфраструктуры. Во-вторых, следует обратиться к опыту зарубежных стран в отношении заявленной темы и проанализировать, что может почерпнуть отечественная доктрина, есть ли приемы и методы, которые смогут помочь в развитии таких перевозок. И в-третьих, необходимо понять: существует ли международный подход к регулированию такого вида перевозок. Особого внимания требуют нормы, регулирующие вопросы юридической ответственности, а также механизма возмещения вреда.
Литература:
- Бунькина А. Б. Трансграничные перевозки коммерческого груза и технологический прогресс // Молодой ученый № 50 (445), 2022 г. С. 198–200.
- Приложение 11 к Конвенции о гражданской авиации 1944 года. https://www.icao.int/Documents/annexes_booklet.pdf
- Конвенция о международной гражданской авиации Чикаго, 7 декабря 1944 г. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/chicago_conv.pdf