Процесс обучения в современной школе уже не мыслится как исключительно ход трансляции знаний. Он призван комплексно влиять на обучающегося, готовя ученика к плодотворному функционированию в качестве субъекта образовательных отношений на последующих ступенях академической жизни, а также как полноценного члена сегодняшнего социума, который в перспективе сможет эффективно включиться в условия актуального рынка труда, где, по наблюдениям исследователей, обнаруживается нарастание «диверсификации» [6, с. 30]. Неслучайно государственные документы, регламентирующие деятельность школы, делают акцент не только на предметных результатах освоения учебной программы школьником, но и на личностных и метапредметных. Кроме того, особое внимание преподавательской общественности на текущий момент обращено к необходимости формирования так называемых «навыков будущего», высокий уровень развития которых выступит гарантом того, что в перспективе обучающиеся школы не будут испытывать дезориентацию в обновлённых академических и профессиональных реалиях, позволит «уверенно осваивать новое и адаптироваться к быстроизменяющимся условиям внешней среды» [7, с.238], успешно вливаться в сегодняшний мир, характеризующийся нестабильностью, неопределённостью, сложностью и неоднозначностью [8, с.87].
Думается, что акцент на их привитии должен быть сделан уже в рамках получения основного общего образования, когда процесс формирования личности проходит стадию активного становления. Причём успешность овладения школьником «навыками будущего» находится в зависимости от объёма практики их применения. Поэтому симптоматично, что данная развивающая задача должна стать одной из приоритетных для любой дисциплины, входящей в учебный план общеобразовательной школы, в том числе и математики. В рамках настоящей работы предпринимается попытка выявить потенциал предмета «Математика» в формировании у обучающихся «навыков будущего».
Появления данной группы навыков исследователи связывают с феноменом четвёртой промышленной революции, которая происходит в настоящее время, и её «отправной точкой» оказываются инновации, использующие потенциал новейших технологических достижений (нанотехнологии, искусственный интеллект, квантовые вычисления и т. д.) [3, с. 20], что является почвой для создания новых профессий и рабочих мест на производствах разного уровня.
Современные научные источники демонстрируют исследовательское стремление к оформлению перечня «навыков будущего». Учёные из самых различных областей знания (экономической, педагогической, психологической, социологической) предпринимают попытки очертить круг навыков, которые будут востребованы человечеством в ближайшей перспективе, опираясь на материалы российских, зарубежных и международных форумов, соглашений и иных документов, изданных отдельными авторитетными компаниями [1, с.153–154; 3, с.22–23; 7, с.238]. В концентрированном виде данные навыки представлены в работе Агентства стратегических инициатив и затрагивают особые навыки, касающиеся необходимости плодотворного использования различных типов мышления (в частности, критического, стратегического, системного и креативного), умения выстраивать коммуникацию, осуществлять кооперацию, проявлять саморегуляцию и самоорганизацию в выполняемой деятельности [2].
Рассмотрим потенциал школьной дисциплины «Математика» (средний и старший этап получения основного образования) в развитии указанных навыков.
Научная литература обнаруживает целый комплекс дефиниций, определяющих понятие «мышление». Не имея в рамках настоящей работы задачи выявления общих подходов к исследовательскому осмыслению данной категории, остановимся на более общем терминологическом описании лексемы «мышление», зафиксированном в Толковом словаре русского языка: это «способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях» [5, с.297].
Не вызывает сомнения тот факт, что в процессе выполнения математических расчётов и решения математических задач школьники неизбежно подключают эту высшую психическую функцию в ходе собственной деятельности на уроке. Однако, думается, что пересмотр технологической стороны занятия по дисциплины может эффективизировать ход развития критического, стратегического и системного мышления обучающихся. Для реализации данной задачи педагогу важно вносить в образовательный процесс технологию проблемного обучения. Она оказывается одним из инструментов активизации мышления, учит школьников разбираться не в следствиях, а в причинах той или иной научной закономерности. Данная технология применима в рамках таких тем, которые предполагают выявление сразу нескольких плодотворных подходов для решения одной и той же задачи, уравнения и т. д. Причём, важно отметить, что ход урока, основанного на технологии проблемного обучения, неизменно связывается с ведением дискуссии, высказыванием различных точек зрения с их последующей аргументацией. Такой подход к организации занятия качественно влияет на навыки общения школьников, расширяет развивающие функции дисциплины, которая напрямую не предполагает обширного коммуникативного контекста, т. к. зачастую сводится к выполнению математических вычислений.
Ещё одним из инструментом для учителя математики становится проектно-исследовательская технология, что также нацелена на активизацию различных типов мышления школьников. На последних ступенях средней школы и в старшем звене её использование особенно актуально, поскольку в данный период происходит подготовительный процесс обучающихся к продолжению образовательного пути в ином академическом пространстве (колледжи, вузы), где исследовательские умения оказываются необходимыми постоянно. В ходе самостоятельного изучения литературных и интернет-источников по проблеме урока, систематизации добытых сведений и их анализа развивается критическое мышление, а при подготовке «продукта» исследовательской деятельности (в частности, в формате мини-презентации) актуализируется творческое начало личности, совершенствуются навыки креативного мышления.
Навыки критического мышления развиваются и в процессе прослушивания теоретического блока аудиторного занятия (слово учителя), при ответе товарищей. Например, в старшей школе, когда багаж математических знаний школьников наиболее обширен, а тема урока перекликается с уже изученным материалом, учитель может предложить обучающимся прослушать мини-лекцию со специально допущенными в ней ошибками. Причём важно заранее сообщить об этом классу (на этапе целеполагания) для активизации их мыслительных процессов. Однако такой подход к организации этапа урока плодотворен лишь в случае высокой математической подготовки учащихся.
Также в работе преподавателя математики важно учитывать формирование такого «навыка будущего», как умение осуществлять кооперацию, т. е. производить командную деятельность. Здесь актуальность обретают парные, групповые и коллективные форматы деятельности на занятии, которые не всегда практикуются преподавателями математики. А именно слаженная работа сразу нескольких учеников для поиска путей достижения цели позволяет проявлять лидерские качества, учат взаимодействию с коллективом в академическом дискурсе. Здесь особенно плодотворным оказывается «мозговой штурм», проведение тематических викторин и квестов, коллективное решение математических кроссвордов, уроков-конференций, дебатов и т. д.
Навыки самоорганизации, саморегуляции, к которым также примыкают навыки постановки и достижения целей, обозначаются исследователями как «экзистенциальные», т. е. универсально применительные «на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности» [4, с.274]. Именно это делает их наиболее значимыми, составляющими основу для формирования всех остальных «навыков будущего». Посредством содержательного и методического аспекта учебного предмета «Математика» данный круг навыков развивается за счёт групповых форм работы на занятии, технологий проблемного обучения, кейс-стади, в старшей школе (в ходе повторительных уроков) уже актуальность обретает технология «перевёрнутого класса» и особенно проектные технологии.
Технология «перевёрнутый класс» на сегодняшний день ещё не обрела прочные позиции в практике работы общеобразовательных школ, однако её применение способствует развитию навыков тайм-менеджмента, самоорганизации (поскольку ученик вынужден грамотно планировать время для самостоятельной подготовки), навыки самооценки деятельности (т. к. в процессе изучения материала он самостоятельно определяет «проблемные» места, вызывающие трудности в восприятии учебного материала). Кроме того, при такой работе с информацией (без непосредственного присутствия педагога) актуализируются иные каналы получения знаний (самостоятельная работа с источниками), что в большей мере ориентирует школьника на развитие навыков самообучения, прививает понятие о необходимости осуществления непрерывного образования.
Таким образом, при грамотном подходе учителя к дидактическому и технологическому наполнению учебного занятия по дисциплине «Математика» помимо чисто учебных целей в рамках урока школьники получают возможность развивать «навыки будущего». Высокая степень их формирования позволит обучающимся в дальнейшем стать полноправными субъектами академических, а в перспективе — трудовых отношений в современном динамическом рынке труда, который постоянно претерпевает трансформации, накладывающие отпечаток на требования к специалистам. Разнообразие педагогических технологий (проектно-исследовательские, поисковые, кейс-стади, проблемное обучение, технология «перевёрнутый класс») способствует системному влиянию на личность ученика, активизируя его интеллектуальные, аналитические и творческие способности, подготавливая школьников к проявлению самостоятельностии ответственности в процессе решения учебных и личных задач. Кроме того, такие формы деятельности на уроке, что предполагают ведение дискуссии, обсуждение плодотворности способов решения задач эффективно развивают коммуникативные навыки, разнообразят несколько монотонные вычислительные действия на занятии.
Литература:
- Аранжин, В. В. Трудовые ценности и навыки будущего: структура и содержание / В. В. Аранжин, Е. В. Нехода // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2019. — № 48. — С. 150–165. — DOI: 10.17223/19988648/48/11.
- Атлас новых профессий / П. Лукша и др.; под ред. П. Лукши; Агентство стратегических инициатив, Московская шк. упр. Сколково. –Москва: Олимп-Бизнес, 2015. — 216 с.
- Вольская, Е. Навыки будущего и будущее навыков: трансформация компетенций в условиях четвёртой промышленной революции / Е. Вольская // Альманах Крым. — 2021. — № 27. — С. 19–26.
- Мурзина, Ю. С. Компетенции цифрового будущего и нравственные ценности / Ю. С. Мурзина // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Иркутск, 27–30 июня 2019 года / Отв. ред. А. Д. Карнышев, В. А. Решетников. — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2019. — С. 271–278.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. — Москва: Русский язык, 1987. — 796 с.
- Пономарева, О. Я. Сформированность гибких навыков (soft skills) как условие адаптации современного поколения к рынку труда / О. Я. Пономарева // Актуальные проблемы социального профессионально-экономического вхождения молодежи региональную общественно-производственную среду: Материалы II Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 15 мая 2018 года / Ответственные за выпуск Л. П. Пачикова, Т. В. Филипповская. — Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2018. — С. 29–33.
- Прохорова, М. П. Возможности и направления развития «навыков будущего» у студентов вуза / М. П. Прохорова, А. М. Петровский, С. А. Баланова // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 77–1. — С. 237–240.
- Рязанова, Н. Е. Формирование глобальных компетенций для VUCA-мира: зачем, чему и как учить? / Н. Е. Рязанова, Д. В. Моргун, М. В. Аргунова // Наука и школа. — 2021. — № 2. — С. 86–97. — DOI: 10.31862/1819–463X-2021–2-86–97.