Стоит отметить, что сфера строительства в Российской Федерации имеет особое социальное и экономическое развитие для общественного и государственного развития, особенно в нынешней ситуации введения внешнеполитических и экономических санкций в отношении России. Тем не менее, в современном российском государстве строительство обладает рядом проблем, которые попеременно возникают и решаются законодателем и правоприменительной практикой.
Правовое регулирование строительной деятельности в России имеет свой ряд особенностей, так, к источникам правового регулирования строительной деятельности стоит относить огромное количество правовых актов. Помимо федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, к источникам относятся: подзаконные правовые акты, государственные стандарты, строительные нормы и правила, отдельные, руководящие документы системы, межгосударственные строительные нормы и правила и т. д. В правотворчестве отсутствует системный подход, а нормы действующих нормативных актов лишь фрагментарно регулируют отношения в строительстве. В связи с этим комплексное исследование правового регулирования отношений в сфере строительства и разработка предложений по совершенствованию законодательства имеют значительную теоретическую ценность. Это обстоятельство обуславливает необходимость его детального изучения с целью выявления и анализа наиболее общих проблем и тенденций, характерных для всех подрядных отношений.
С одной стороны, строительство должно предполагать обеспечение безопасности со стороны государства и законодательства, но с другой стороны подобный объем правовых актов порой вызывает серьезные противоречия между собой, а их соблюдение и изучение вызывает определенные трудности.
Стоит также отметить, что в научной литературе придается сравнительно мало внимания договорным отношениям в сфере строительства, что также не может способствовать развитию законодательства в данной отрасли. Вместе с тем анализ судебно-арбитражной практики указывает на тенденцию к увеличению споров по договорам строительного подряда.
О необходимости большей разработки законодательства договорных отношений в сфере строительства авторы пишут, что разработка отдельных положений договора строительного подряда позволит сократить сроки ввода объектов недвижимости в эксплуатацию, повысить эффективность строительства, увеличить производственные мощности, а также поможет сформировать основные направления решения проблемы по обеспечению граждан жилыми помещениями [1]. И с данным мнением нельзя не согласиться, но также необходимо добавить, что разработка законодательства договорных отношений в первую очередь простимулирует и повысит эффективность предпринимательской деятельности в сфере строительства, что обуславливает повышение экономического развития отдельных регионов и всего государства.
Стоит сказать, что законодательство о строительной деятельности в России также включает в себя законодательство о долевом участии граждан в строительстве многоквартирных домов. Как отмечают в научной литературе, отмена лицензирования деятельности в сфере строительства, отмена градостроительного контроля, осуществлявшегося органами местного самоуправления, привели к появлению на строительном рынке нового сектора, работающего на границе деятельности законной и деятельности незаконной [2].
Одним из главных вопросов остается проблема неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств сторонами. Причин неисполнения обязательств может быть несколько. Во-первых, застройщиком может быть задержан срок сдачи объекта в эксплуатацию и необходимо отметить, что порой вина в этом не только его самого. Может быть задержаны поставки материалов, или как часто это бывает субподрядные организации не выполняют в срок свои обязательства, либо застройщик не может пройти государственную экспертизу строительства и зарегистрировать дом в Росреестре и т. п. И стоит отметить, что практически каждый многоквартирный дом в России вводится в эксплуатацию с задержкой по времени, иногда неделя, месяц или даже годы.
Во-вторых, дольщики по-прежнему слабо защищены от мошеннических действий застройщиков, которые заключая договоры и получая денежные средства не осуществляют строительства или осуществляют его не полностью, забирая большую часть средств. Также, в некоторых случаях недобросовестные застройщики продают один и тот же объект недвижимости разным лицам. И очевидно, что дольщики — это слабая сторона правоотношения и поэтому застройщики зачастую пользуются свои правовым положением для злоупотребления своими правами и даже совершения противоправных действий.
Но также нельзя забывать, что некоторые дольщики также злоупотребляют своими правами при взаимодействии с застройщиками. При приемке жилого помещения они находят некоторые проблемы в качестве помещения, которые были допущены при строительстве. Но стоит сказать, что технологии строительства и те темпы, необходимые для строительства и ввода в эксплуатацию не позволяют застройщикам идеально осуществлять свою строительную деятельность. В связи с чем, считаем необходимым реформирования законодательства в части обеспечения защиты не только дольщиков, но и добросовестных застройщиков.
Последняя проблема, рассмотренная в настоящем исследовании — это проблема правового регулирования строительной деятельности в условиях санкций. В настоящее время в России установлены механизмы субсидирования, льготного кредитования отдельных строительных проектов, частично сняты некоторые административные барьеры, упрощены процедуры совершения юридически значимых действий с объектом строительства (получение разрешений, проведение проверок, прохождение экспертизы и т. д.), определена возможность вносить в упрощенном порядке изменения в проектную документацию для замены импортных материалов и оборудования на российские аналоги и др. [3] Необходимо отметить, что не отрицая важности вводимой поддержки строительной отрасли со стороны государства, нормативно-правовое отражение кризисной ситуации можно назвать точечным, фрагментарным, что влечет за собой проблемы осуществления строительной деятельности.
Конечно, законодательство о строительной деятельности совершенствуется, обеспечиваются права и законные интересы субъектов общественных отношений, а особенно физических лиц. Но тем не менее, проблем правового регулирования строительной деятельности сравнительно много, которые нуждаются в оперативном решении со стороны уполномоченных органов.
Литература:
- Лоскот В. А. Камова К. С. Пробелы правового регулирования договорных отношений строительного подряда в Российской Федерации // Вестник ВГАВТ, 2015. № 44. С. 31–35.
- Ковалева О. А. Гагал Е. А. Некоторые проблемы правового регулирования договора участия в долевом строительстве жилья. Нижний Новгород: Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2017. № 2. С. 134–138.
- Перечень мер по поддержке строительной отрасли. Официальный сайт НОСТРОЙ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nostroy.ru/nostroy/operativnyy-shtab/supports/, свободный (дата обращения: 07.04.2022).