Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме.
Многие авторы в своих публикациях отмечают потенциальные возможности детей с разной степенью умственной отсталости и их интеграции в общество (А. М. Царев А. Р., Маллер, Л. М. Шипицина).
Практика показывает, что многие выпускники с умеренной умственной отсталостью оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Обусловлено это не только интеллектуальными нарушениями, но и тем, что большинство из них находилось под постоянной гиперопекой родителей и близких людей. Во многих семьях, родители, опасаясь за жизнь и здоровье своих «особых» детей, не доверяли им самостоятельно выполнять на первый взгляд простые действия по самообслуживанию и ориентации в среде, социальному общению, ведению домашнего хозяйства. Такая опека ни в коей мере не могла способствовать выработке навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Самостоятельная жизнь — это важный этап в развитии любого человека. Данное понятие охватывает такие аспекты, как навыки самообслуживания, ответственность за свои действия, умение бесконфликтного общения с другими людьми, выбор трудовой занятости, планирование финансов, создание семьи. Поскольку самостоятельная жизнь обычно начинается после завершения школы, предполагается осуществление подготовки к ней в течение всего школьного обучения. У детей с умеренными интеллектуальными нарушениями подготовка к самостоятельной жизни осуществляется способами, отличающимися от используемых при работе с обучающимися с нормативным развитием. Как правило, этапы подготовки растянуты по времени, сопровождаются использованием игровых и практических приемов, направлены на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, включающую овладение навыками соблюдения трудовой дисциплины, умением взаимодействовать с другими людьми.
Подготовка к самостоятельной жизни — это процесс формирования у обучающихся готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания.
Обучение самостоятельному проживанию людей с умеренными интеллектуальными нарушениями развития направлено на развитие их самостоятельности в решении повседневных жизненных задач в социально-коммуникативной, бытовой, досуговой деятельности; на самореализацию и нормализацию их жизни в обществе.
Непосредственными участниками процесса обучения являются обучающиеся, их семьи и педагоги.
В процессе изучения и анализа литературы мы выделили ряд основных задач педагогической работы в этом направлении:
– развитие личностного потенциала обучающихся и поддержка их самореализации;
– формирование у обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями развития навыков бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности;
– организация сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам обучения и нормализации жизни их детей;
– содействие формированию уважительного отношения общества к лицам с интеллектуальными нарушениями.
Также выделили основные направления, по которым должно осуществляться обучение:
– бытовая деятельность (уборка помещений, приготовлению пищи, формирование умений по выполнению гигиенических процедур, уходу за вещами, совершению покупок и т. д.)
– социально-коммуникативная деятельность (знание и соблюдение правил и норм поведения, своих прав и обязанностей; ориентироваться в местонахождении основных социальных объектов и пользование их услугами; общение с посторонними людьми).
– досуговая деятельность (помощь в выборе досуговой деятельности, ее организации и осуществлении).
Таким образом, выделенные направления охватывают все основные сферы жизнедеятельности человека. Ведь в ходе обучения по каждому из обозначенных направлений происходит развитие личностного потенциала обучающихся и поддержка их самореализации и адаптации в обществе.
Литература:
- Андреева С. В., Бахарева С. Н., Виноградова Е. А. и др. под редакцией Царёва А. М. Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Программы© МОУ «Центр лечебной педагогики» г. Пскова 2004–220 с.
- Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам –– М.: Теревинф, 2000г., 320 с.
- Царёв А. М. Жизнь с достоинством (сопровождаемое проживание) Практическое пособие. — М.: Издательство «Перо», 2017. — 272 с.
- Шипицына Л. М.; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец — М.: Педагогика, 1982–1984. Т. 4: Детская психология / Под