Последние годы наблюдается динамика появления детей с задержкой психического развития. Таких детей зачастую называют особенными, потому что они требуют к себе особенного подхода. Задачей нашего исследования будет узнать уровень мотивации к обучению у детей с ЗПР в ДОУ при помощи диагностики, и на основании полученных результатов в дальнейшем разработать коррекционную программу, чтобы развить мотивацию к обучению.
Ключевые слова: дети, диагностика, мотивация, обучение, задержка психического развития, психология.
In recent years, there has been a trend in the appearance of children with mental retardation. These children are often called special, because they require a special approach to themselves. The aim of our study is to find out the level of motivation for learning in children with mental retardation in kindergarten through diagnostics, and based on the results obtained; develop a corrective program in the future to develop motivation for learning.
Keywords: children, diagnostics, motivation, education, impaired mental function, psychology.
В наше время формирование мотивации к обучению у детей является необходимым требованием жизни. Но не всегда это получается легко и быстро, особенно если речь идет о дошкольниках с ЗПР.
Термин «задержка психического развития» (ЗПР) был предложен основоположником детской психиатрии Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под ЗПР понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами [2].
Число детей с ЗПР в последние годы растет, следовательно, и изучение данной темы, специфики работы с особенными детьми имеет актуальность. По международной классификации ЗПР определяется как общее расстройство психического развития.
Исследования советских психологов М. С. Певзнер и Т. А. Власовой выявили две формы ЗПР [1]: обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (недоразвитие речи, познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы) и задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.
Мотивация, как ее отметил доктор психологических наук В. К. Вилюнас, это совокупная система процессов, отвечающая за побуждение к деятельности. Поэтому нашей задачей при формировании мотивации является именно побудить ребенка к учебной деятельности.
Для того, чтобы посмотреть, как развита непосредственно мотивация к учебной деятельности у детей с ЗПР на базе МБДОУ № 25 города Северска Томской области, была проведена диагностика, в которой использовались: методика исследования мотивации учения по М. Р. Гинзбург, И. Ю. Пахомова, Р. В. Овчарова, методика «Беседа Нежновой» и методика «Выбери место» автора Л. Н. Прохоровой.
Количество респондентов: 22 человека
Результаты диагностики:
1. Методика исследования мотивации к обучению (М. Р. Гинзбург, И. Ю. Пахомова, Р. В. Овчарова)
Внешний мотив — 11чел. (50 %)
Учебный мотив — 7 чел. (32 %)
Позиционный мотив — 11чел. (50 %)
Социальный мотив — 9 чел. (41 %)
Отметка — 13 чел. (59 %)
Игровой мотив — 14 чел. (69 %)
2. Методика «Беседа Нежновой»
Отсутствие интереса к школе — 6 чел. (27 %)
Преимущественный интерес к школьной жизни — 11 чел. (50 %)
Учебная ориентация и положительное отношение к школе — 5 чел. (23 %)
3. Методика Л. Прохоровой «Выбери место»
Мотив лидерства — 2 чел. (9 %)
Мотив извлечения личной пользы — 2 чел. (9 %)
Мотив оказания помощи — 3 чел. (14 %)
Мотив общения — 2 чел. (9 %)
Познавательный мотив — 4 чел. (18 %)
Созидательный мотив — 2 чел. (9 %)
Игровой мотив — 7 чел. (32 %)
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у большинства детей преобладает игровой мотив, и половина имеют интерес к школьной жизни, поэтому нашей задачей будет помочь детям развить интерес к учебной деятельности.
Выводы: учебная мотивация — двигатель прогресса как общества в целом, так и каждой отдельно взятой личности. Дети с ЗПР требуют особенной работы при формировании у них учебной мотивации, т. к. у особенных детей имеется интерес к игровой деятельности и предметно-манипуляторной. В отличии от нормально развивающихся дошкольников у детей с ЗПР в игровой деятельности имеется более эмоциональный характер, но содержание самой игры не развернуто, а воображение и умение представить ситуацию в умственном плане отсутствует, т. е. без специального обучения дети остаются на уровне сюжетной игры, не переходят на сюжетно-ролевой уровень, поэтому даже в этой сфере им требуется помощь и обучение. Также для них характерна эмоциональность, позволяющая сосредоточиться на заданиях, которые вызвали интерес. Чем больше дети будут заинтересованы в выполнении задания, тем будут выше результаты их деятельности [3].
Поэтому программа коррекции для формирования мотивации к учебной деятельности будет составляться особенно тщательно, учитывая все психологические и физиологические особенности детей с ЗПР.
Литература:
- Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития/ Дефектология. — 1980. № 3
- Райгородский Д. Я. Психологическое консультирование. Практическое руководство. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2016. — 824 с.
- Слепович Е. С., Харин С. С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. — 1988. — № 6.
- Методика «Беседа Нежновой» [Электронный ресурс] — URL: https://psylist.net/praktikum/00160.htm (дата обращения: 19.04.2023)
- Методика «Выбери место» (Л. Н. Прохорова) [Электронный ресурс] — URL: http://detskiy-psyholog.ru/metodika-vyberi-mesto-na-korable.html (дата обращения: 30.04.2023)
- Методика исследования мотивации к обучению (М. Р. Гинзбург, И. Ю. Пахомова, Р. В. Овчарова) [Электронный ресурс] — URL: http://gymnasium44.ru/forum/Метод %20Гинсбурга.pdf (дата обращения 28.04.2023)