Диагностика и результаты тестирования уровня мотивации к обучению у детей с задержкой психического развития в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.11.2023

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Гусева, И. В. Диагностика и результаты тестирования уровня мотивации к обучению у детей с задержкой психического развития в ДОУ / И. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107342/ (дата обращения: 15.11.2024).



Последние годы наблюдается динамика появления детей с задержкой психического развития. Таких детей зачастую называют особенными, потому что они требуют к себе особенного подхода. Задачей нашего исследования будет узнать уровень мотивации к обучению у детей с ЗПР в ДОУ при помощи диагностики, и на основании полученных результатов в дальнейшем разработать коррекционную программу, чтобы развить мотивацию к обучению.

Ключевые слова: дети, диагностика, мотивация, обучение, задержка психического развития, психология.

In recent years, there has been a trend in the appearance of children with mental retardation. These children are often called special, because they require a special approach to themselves. The aim of our study is to find out the level of motivation for learning in children with mental retardation in kindergarten through diagnostics, and based on the results obtained; develop a corrective program in the future to develop motivation for learning.

Keywords: children, diagnostics, motivation, education, impaired mental function, psychology.

В наше время формирование мотивации к обучению у детей является необходимым требованием жизни. Но не всегда это получается легко и быстро, особенно если речь идет о дошкольниках с ЗПР.

Термин «задержка психического развития» (ЗПР) был предложен основоположником детской психиатрии Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под ЗПР понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами [2].

Число детей с ЗПР в последние годы растет, следовательно, и изучение данной темы, специфики работы с особенными детьми имеет актуальность. По международной классификации ЗПР определяется как общее расстройство психического развития.

Исследования советских психологов М. С. Певзнер и Т. А. Власовой выявили две формы ЗПР [1]: обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (недоразвитие речи, познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы) и задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Мотивация, как ее отметил доктор психологических наук В. К. Вилюнас, это совокупная система процессов, отвечающая за побуждение к деятельности. Поэтому нашей задачей при формировании мотивации является именно побудить ребенка к учебной деятельности.

Для того, чтобы посмотреть, как развита непосредственно мотивация к учебной деятельности у детей с ЗПР на базе МБДОУ № 25 города Северска Томской области, была проведена диагностика, в которой использовались: методика исследования мотивации учения по М. Р. Гинзбург, И. Ю. Пахомова, Р. В. Овчарова, методика «Беседа Нежновой» и методика «Выбери место» автора Л. Н. Прохоровой.

Количество респондентов: 22 человека

Результаты диагностики:

1. Методика исследования мотивации к обучению (М. Р. Гинзбург, И. Ю. Пахомова, Р. В. Овчарова)

Внешний мотив — 11чел. (50 %)

Учебный мотив — 7 чел. (32 %)

Позиционный мотив — 11чел. (50 %)

Социальный мотив — 9 чел. (41 %)

Отметка — 13 чел. (59 %)

Игровой мотив — 14 чел. (69 %)

2. Методика «Беседа Нежновой»

Отсутствие интереса к школе — 6 чел. (27 %)

Преимущественный интерес к школьной жизни — 11 чел. (50 %)

Учебная ориентация и положительное отношение к школе — 5 чел. (23 %)

3. Методика Л. Прохоровой «Выбери место»

Мотив лидерства — 2 чел. (9 %)

Мотив извлечения личной пользы — 2 чел. (9 %)

Мотив оказания помощи — 3 чел. (14 %)

Мотив общения — 2 чел. (9 %)

Познавательный мотив — 4 чел. (18 %)

Созидательный мотив — 2 чел. (9 %)

Игровой мотив — 7 чел. (32 %)

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у большинства детей преобладает игровой мотив, и половина имеют интерес к школьной жизни, поэтому нашей задачей будет помочь детям развить интерес к учебной деятельности.

Выводы: учебная мотивация — двигатель прогресса как общества в целом, так и каждой отдельно взятой личности. Дети с ЗПР требуют особенной работы при формировании у них учебной мотивации, т. к. у особенных детей имеется интерес к игровой деятельности и предметно-манипуляторной. В отличии от нормально развивающихся дошкольников у детей с ЗПР в игровой деятельности имеется более эмоциональный характер, но содержание самой игры не развернуто, а воображение и умение представить ситуацию в умственном плане отсутствует, т. е. без специального обучения дети остаются на уровне сюжетной игры, не переходят на сюжетно-ролевой уровень, поэтому даже в этой сфере им требуется помощь и обучение. Также для них характерна эмоциональность, позволяющая сосредоточиться на заданиях, которые вызвали интерес. Чем больше дети будут заинтересованы в выполнении задания, тем будут выше результаты их деятельности [3].

Поэтому программа коррекции для формирования мотивации к учебной деятельности будет составляться особенно тщательно, учитывая все психологические и физиологические особенности детей с ЗПР.

Литература:

  1. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития/ Дефектология. — 1980. № 3
  2. Райгородский Д. Я. Психологическое консультирование. Практическое руководство. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2016. — 824 с.
  3. Слепович Е. С., Харин С. С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. — 1988. — № 6.
  4. Методика «Беседа Нежновой» [Электронный ресурс] — URL: https://psylist.net/praktikum/00160.htm (дата обращения: 19.04.2023)
  5. Методика «Выбери место» (Л. Н. Прохорова) [Электронный ресурс] — URL: http://detskiy-psyholog.ru/metodika-vyberi-mesto-na-korable.html (дата обращения: 30.04.2023)
  6. Методика исследования мотивации к обучению (М. Р. Гинзбург, И. Ю. Пахомова, Р. В. Овчарова) [Электронный ресурс] — URL: http://gymnasium44.ru/forum/Метод %20Гинсбурга.pdf (дата обращения 28.04.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, учебная деятельность, игровой мотив, формирование мотивации, игровая деятельность, методика, мотивация, учебная мотивация, школьная жизнь.


Похожие статьи

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Проблемы развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет

В данной статье рассматривается проблема развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет, т. к. в системе школьного образования наблюдается усложнение программы обучения, что предъявляет более серьезные требования к п...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи

В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Похожие статьи

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Проблемы развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет

В данной статье рассматривается проблема развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет, т. к. в системе школьного образования наблюдается усложнение программы обучения, что предъявляет более серьезные требования к п...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи

В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Задать вопрос