Применение песенного материала в обучении лексике на уроках английского языка: методический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.11.2023

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Морозов, Р. В. Применение песенного материала в обучении лексике на уроках английского языка: методический аспект / Р. В. Морозов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 108-109. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107353/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается методический аспект применения песенного материала в процессе обучения англоязычной лексике, приводится алгоритм работы на занятии с применением текстов песен на английском языке.

Ключевые слова: методика преподавания, песенный материал, лексика.

В динамично развивающихся условиях современного мира актуальность обучения иностранному языку продолжает усиливаться. С учетом тенденций развития современного медиапространства совершенно очевиден следующий факт: общение поколений 2003–2005 года рождения предполагает неотъемлемым компонентом элемент применения англоязычной лексики. Актуальность вопроса формирования лексического навыка в процессе обучения иностранному языку на сегодняшний день только возрастает.

Песенный материал являются одним из эффективных способов формирования и развития лексических навыков в рамках изучения английского языка. Они способствуют запоминанию новой лексики, расширению словарного запаса, развитию языковой догадки и слухового восприятия. Кроме того, песни на английском языке могут служить отличным материалом для развития навыков говорения, аудирования, чтения и письма. Мы же сосредотачиваем внимание именно на лексическом аспекте данной работы, поскольку грамматика песенной лирики порой идет вразрез с языковыми нормами, ведь авторы легко могут жертвовать грамматикой в угоду звучанию.

Все ученые, в чьих работах освещается вопрос применения песенного материала в обучении англоязычной лексике, указывают на значимость культурного кода, считываемого обучающимися при работе с художественными текстами, его очевидное положительное воздействие, потенциальную многофункциональность песенного материала, необходимость алгоритмизации, структурирования работы, обязательно включающей этап эмоционального восприятия текста, а также включение заданий для отработки материала. Применение песен для обучения лексике может быть адаптировано для разных уровней учащихся, от начинающих и до продвинутых. Отметим также воспитательный потенциал песенного материала: качественно отобранные художественные тексты, несомненно, способны передать обучающимся крайне ценный эмоциональный опыт, что естественным образом способствует развитию как психоэмоциональной сферы в целом, так и эмоционального интеллекта в частности.

Непосредственно работа с песенным материалом включает как эмоциональное восприятие и анализ текста в рамках урока, так и самостоятельное изучение песен вне уроков. Задача учителя на занятии в нашем случае — не только организовать анализ текста и лексическую работу, но также верно подать материал и мотивировать обучающихся к самостоятельному изучению текстов. Материал, отбираемый педагогом для работы, должен соответствовать определенным требованиям, а именно: быть аутентичным, обладать определенной культурной и эстетической значимостью, обладать некоторой степенью облигаторности, соответствовать возрастным особенностям обучающихся, отражать укладывающиеся в рамки традиционной общепринятой парадигмы человеческие ценности, иметь актуальное содержание.

Примерный алгоритм работы с песенной лирикой на занятии выглядит следующим образом:

— Предварительное обсуждение текста песни: обсуждение содержания, идеи и контекста песни. Краткое обсуждение биографии автора и истории создания песни.

— Прослушивание песни. Определение сюжета, ключевых моментов и основных персонажей.

— Работа с лексикой: выделение и анализ новых слов и выражений в тексте песни. Учащиеся записывают новые слова и выражения в словарь и пытаются самостоятельно перевести их на русский язык.

— Подробный перевод текста песни на русский язык.

— Работа с грамматикой: разбор грамматических конструкций, используемых в тексте песни, объяснение правил и примеров использования.

— Отработка новой лексики и грамматики в упражнениях. Упражнения могут включать в себя:

 составление предложений с новыми словами и выражениями;

 заполнение пропусков в тексте песни новыми словами;

 перевод предложений с русского на английский, используя новую лексику и грамматику;

— Повторное прослушивание песни с пониманием текста: учащиеся слушают песню, следя за текстом и пытаясь понять его содержание. При необходимости учитель может задать вопросы для проверки понимания текста.

— Подведение итогов: обсуждение результатов работы, анализ ошибок и достижений.

Данный алгоритм сосредоточен на формировании лексического навыка, но работа, проводимая подобным образом, способствует также развитию навыков аудирования, чтения и говорения.

Песенный материал следует включать в работу на занятиях в соответствии с КТП по предмету, и при отборе данного материала также следует учитывать тематическую специфику УМК. В случае грамотной подготовки и реализации алгоритм применения песенного материала в работе по формированию лексического навыка у обучающихся 7–9 классов позволит также качественно достигать метапредметных результатов в обучении иностранному языку.

Данный алгоритм, апробированный автором статьи на практике в работе с обучающимися 7 и 9 классов бюджетной ОО, демонстрирует определенную эффективность в вопросах формирования лексического навыка и достижения метапредметных результатов обучения и воспитания, однако требует от педагога немалой подготовки и не является обязательным к применению.

Литература:

  1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие — М.: Академия, 2006. — 336 с.
  2. Карпиченкова Е. П. Роль музыки и песни в изучении английского языка / Е. П. Карпиченкова // Иностранный язык в школе. 1990. — № 5. — С. 45–48.
  3. Михайлова Е. А. Работа над песней на уроке английского языка / Е. А. Михайлова // Иностранные языки в школе. — 2006. — № 4. — С. 37–39.
Основные термины (генерируются автоматически): песенный материал, лексический навык, работа, английский язык, англоязычная лексика, иностранный язык, анализ текста, песенная лирика, процесс обучения, русский язык.


Похожие статьи

Песня как средство обучения английскому языку

Наша статья освещает проблему использования песен в процессе преподавания английского языка, представляются формы работы с английской песней, на основе которой могут быть применены различные виды заданий, которые помогают эффективнее усвоить новый ле...

Обучение младших школьников построению предложения

В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Использование газетных статей для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В статье рассматривается роль газетных материалов в обучении английскому языку. Рассматриваются этапы работы с аутентичными текстами, предлагаются задания для развития умений различных видов чтения, а также лексических и грамматических навыков.

Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на начальном этапе обучения

В статье рассматривается проблема обучения детей младшего школьного возраста работе с новой лексикой. Также представлена информация об использовании игровых технологий по формированию у школьников активного лексического запаса.

Критерии отбора песенного материала для урока иностранного языка

В статье рассказывается об эффективности использования музыкальной наглядности на занятиях и приводятся критерии отбора песенного материала, которые могут быть использованы учителем на уроках иностранного языка.

Игровые методы в обучении фонетике английского языка в средней школе

В данной статье автор рассматривает фонетический аспект речи в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе, раскрывает теоретические обоснования использования игровых методов при обучении фонетике на уроках английского языка, анал...

Риторические приемы доступного изложения материала на уроке английского языка

В статье рассматриваются эффективные риторические приемы доступного изложения материала на уроке английского языка и затрагивается вопрос о месте объяснения в педагогической коммуникации.

Проблема мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей

Настоящая статья посвящена проблеме мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей. В статье рассматривается понятие учебной мотивации и её влияние на изучение английского языка.

Похожие статьи

Песня как средство обучения английскому языку

Наша статья освещает проблему использования песен в процессе преподавания английского языка, представляются формы работы с английской песней, на основе которой могут быть применены различные виды заданий, которые помогают эффективнее усвоить новый ле...

Обучение младших школьников построению предложения

В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Использование газетных статей для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В статье рассматривается роль газетных материалов в обучении английскому языку. Рассматриваются этапы работы с аутентичными текстами, предлагаются задания для развития умений различных видов чтения, а также лексических и грамматических навыков.

Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на начальном этапе обучения

В статье рассматривается проблема обучения детей младшего школьного возраста работе с новой лексикой. Также представлена информация об использовании игровых технологий по формированию у школьников активного лексического запаса.

Критерии отбора песенного материала для урока иностранного языка

В статье рассказывается об эффективности использования музыкальной наглядности на занятиях и приводятся критерии отбора песенного материала, которые могут быть использованы учителем на уроках иностранного языка.

Игровые методы в обучении фонетике английского языка в средней школе

В данной статье автор рассматривает фонетический аспект речи в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе, раскрывает теоретические обоснования использования игровых методов при обучении фонетике на уроках английского языка, анал...

Риторические приемы доступного изложения материала на уроке английского языка

В статье рассматриваются эффективные риторические приемы доступного изложения материала на уроке английского языка и затрагивается вопрос о месте объяснения в педагогической коммуникации.

Проблема мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей

Настоящая статья посвящена проблеме мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей. В статье рассматривается понятие учебной мотивации и её влияние на изучение английского языка.

Задать вопрос