В статье рассматривается методический аспект применения песенного материала в процессе обучения англоязычной лексике, приводится алгоритм работы на занятии с применением текстов песен на английском языке.
Ключевые слова: методика преподавания, песенный материал, лексика.
В динамично развивающихся условиях современного мира актуальность обучения иностранному языку продолжает усиливаться. С учетом тенденций развития современного медиапространства совершенно очевиден следующий факт: общение поколений 2003–2005 года рождения предполагает неотъемлемым компонентом элемент применения англоязычной лексики. Актуальность вопроса формирования лексического навыка в процессе обучения иностранному языку на сегодняшний день только возрастает.
Песенный материал являются одним из эффективных способов формирования и развития лексических навыков в рамках изучения английского языка. Они способствуют запоминанию новой лексики, расширению словарного запаса, развитию языковой догадки и слухового восприятия. Кроме того, песни на английском языке могут служить отличным материалом для развития навыков говорения, аудирования, чтения и письма. Мы же сосредотачиваем внимание именно на лексическом аспекте данной работы, поскольку грамматика песенной лирики порой идет вразрез с языковыми нормами, ведь авторы легко могут жертвовать грамматикой в угоду звучанию.
Все ученые, в чьих работах освещается вопрос применения песенного материала в обучении англоязычной лексике, указывают на значимость культурного кода, считываемого обучающимися при работе с художественными текстами, его очевидное положительное воздействие, потенциальную многофункциональность песенного материала, необходимость алгоритмизации, структурирования работы, обязательно включающей этап эмоционального восприятия текста, а также включение заданий для отработки материала. Применение песен для обучения лексике может быть адаптировано для разных уровней учащихся, от начинающих и до продвинутых. Отметим также воспитательный потенциал песенного материала: качественно отобранные художественные тексты, несомненно, способны передать обучающимся крайне ценный эмоциональный опыт, что естественным образом способствует развитию как психоэмоциональной сферы в целом, так и эмоционального интеллекта в частности.
Непосредственно работа с песенным материалом включает как эмоциональное восприятие и анализ текста в рамках урока, так и самостоятельное изучение песен вне уроков. Задача учителя на занятии в нашем случае — не только организовать анализ текста и лексическую работу, но также верно подать материал и мотивировать обучающихся к самостоятельному изучению текстов. Материал, отбираемый педагогом для работы, должен соответствовать определенным требованиям, а именно: быть аутентичным, обладать определенной культурной и эстетической значимостью, обладать некоторой степенью облигаторности, соответствовать возрастным особенностям обучающихся, отражать укладывающиеся в рамки традиционной общепринятой парадигмы человеческие ценности, иметь актуальное содержание.
Примерный алгоритм работы с песенной лирикой на занятии выглядит следующим образом:
— Предварительное обсуждение текста песни: обсуждение содержания, идеи и контекста песни. Краткое обсуждение биографии автора и истории создания песни.
— Прослушивание песни. Определение сюжета, ключевых моментов и основных персонажей.
— Работа с лексикой: выделение и анализ новых слов и выражений в тексте песни. Учащиеся записывают новые слова и выражения в словарь и пытаются самостоятельно перевести их на русский язык.
— Подробный перевод текста песни на русский язык.
— Работа с грамматикой: разбор грамматических конструкций, используемых в тексте песни, объяснение правил и примеров использования.
— Отработка новой лексики и грамматики в упражнениях. Упражнения могут включать в себя:
составление предложений с новыми словами и выражениями;
заполнение пропусков в тексте песни новыми словами;
перевод предложений с русского на английский, используя новую лексику и грамматику;
— Повторное прослушивание песни с пониманием текста: учащиеся слушают песню, следя за текстом и пытаясь понять его содержание. При необходимости учитель может задать вопросы для проверки понимания текста.
— Подведение итогов: обсуждение результатов работы, анализ ошибок и достижений.
Данный алгоритм сосредоточен на формировании лексического навыка, но работа, проводимая подобным образом, способствует также развитию навыков аудирования, чтения и говорения.
Песенный материал следует включать в работу на занятиях в соответствии с КТП по предмету, и при отборе данного материала также следует учитывать тематическую специфику УМК. В случае грамотной подготовки и реализации алгоритм применения песенного материала в работе по формированию лексического навыка у обучающихся 7–9 классов позволит также качественно достигать метапредметных результатов в обучении иностранному языку.
Данный алгоритм, апробированный автором статьи на практике в работе с обучающимися 7 и 9 классов бюджетной ОО, демонстрирует определенную эффективность в вопросах формирования лексического навыка и достижения метапредметных результатов обучения и воспитания, однако требует от педагога немалой подготовки и не является обязательным к применению.
Литература:
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие — М.: Академия, 2006. — 336 с.
- Карпиченкова Е. П. Роль музыки и песни в изучении английского языка / Е. П. Карпиченкова // Иностранный язык в школе. 1990. — № 5. — С. 45–48.
- Михайлова Е. А. Работа над песней на уроке английского языка / Е. А. Михайлова // Иностранные языки в школе. — 2006. — № 4. — С. 37–39.